Марлен Дитрих и советская копия
МЕСТО ВСТРЕЧИ-ГОЛЛИВУД
В 1930 году Cергей Эйзенштейн был направлен в Голливуд в сопровождении своего ассистента Григория Александрова и оператора Эдуарда Тиссе для изучения американского опыта создания звукового кино. После нескольких неудачных попыток сотрудничества со студией «Парамаунт» последовала поездка Эйзенштена и его группы в Мексику, где они приступили к работе над фильмом «Que Viva Mexiko!» Но и этот фильм остался незавершенным, из-за того, что Сталин заподозрил мастера в желании окончательно перебраться на Запад. Режиссеру пришлось срочно прервать работу и вернуться в Россию. Одним из самых ценных приобретений творческой группы Эйзенштейна, вывезенным из Америки, можно считать, пожалуй, знакомство Григория Александрова с Марлен Дитрих.
ДУЭЛЬ ДИТРИХ - ОРЛОВА
Во время путешествия Эйзенштейна и Александрова в Америку Дитрих как раз начинала свою звездную карьеру на «Парамаунт» под руководством режиссера Йозефа фон Штернберга. Личное знакомство с Марлен и влюбленность в ее экранный образ заставили Александрова мечтать о появлении советской кинозвезды подобного уровня.
Вернувшись в Москву Александров начинает работу над первой советской музыкальной комедией «Веселые ребята». На главную роль он приглашает малоизвестную актрису – Любовь Орлову. Алескандров стал для Орловой таким же Кино-Пигмалионом, как и Штернберг для Дитрих. Советскому зрителю была явлена блистательная белокурая дива – поющая, танцующая, сочетающая в себе непосредственность девчонки из соседнего двора и манеры аристократки, одинаково органично вписывающаяся в интерьеры ткацкой фабрики и Большого театра. Страна влюбилась. Но лишь немногим было известно, что крой советской кинозвезды имел несоветскую природу. Знала ли Любовь Орлова, что цилиндр, в котором она танцует в заключительной сцене «Веселых ребят» - копия цилиндра героини Дитрих из фильма «Марокко»? Догадывалась ли, что ее знаменитый танец в откровенном трико в «Цирке» был навеян Александрову сценами из «Голубого ангела? Наверное, знала. Поэтому ее отношение к Марлен было более чем сдержанным. А каким же еще может быть отношение копии к оригиналу?
По свидетельству Виталия Вульфа, «Орлова не завидовала никому из западных звезд. Неприязнь у нее вызывала только Марлен Дитрих. У Дитрих была какая-то недоступная Орловой форма женского мироощущения, дерзкое свободомыслие. Она - немка, эмигрировавшая в Америку, жившая в Париже, - открыто презирала Гитлера и Геринга и во всеуслышание об этом говорила. А Орлова на себе испытала, что такое быть женой врага народа, но молчала. Марлен Дитрих - ослепительная, раскованная, меняющая любовников, владевшая европейскими языками (а Орлова лишь чуть-чуть говорила по-французски), - раздражала Орлову. Они встречались в Америке и фотографировались вместе, но Орлова не любила говорить о Дитрих. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Страна любила Орлову.»
Образ советской "буржуазности", блестящего сытого рая фильмы Александрова воплощали самым чудесным образом. А когда после смерти вождя границы стали потихоньку открываться, Любовь Орлова исчезла из большого кино. В отличие от Марлен Дитрих, которая и в старости продолжала завораживать созданным ею самой образом, легенда Орловой быстро поблекла. Она еще продолжала работать в Театре им. Моссовета, где за двадцать лет создала всего несколько ролей, с каждым разом подтверждая, что дара драматической актрисы у нее не было. По сути фильмом "Весна" 1947 года окончилась ее блестящая карьера кинодивы.
Эпоха быстро менялась. Новое поколение приближающейся оттепели хотело правды чувств и естественности движений. Приподнятый, патетический, праздничный кинематограф Александрова и Орловой больше был никому не нужен.
Дитрих также пережила в сороковые годы трудное время в своей кинематографической карьере, когда в Голливудской прессе ее сравнили с «отравой для билетных касс». Ей хватило сил вовремя остановиться, сделать передышку и выступить в новой роли – певицы. Программы Дитрих, с которыми она выступала перед американским и союзными войсками во время войны, включали в себя как шлягеры из собственных фильмов, так и классику американского и немецкого шансона. Ее голос стал новым пространством творческого существования.
Любовь Орлова также выступала с концертами перед публикой, но той славы, которую принесли Дитрих ее песни, Орловой на эстраде добиться не удалось….
После Орловой также не осталось той великолепной галереи фотопортретов, который оставила нам Марлен Дитрих. Около 15.000 тщательно отобранных снимков хранится сегодня в Немецком Музее Кино в Берлине. Они являют собой поистине блестящую работу как модели, так и фотографа. Раз и навсегда усвоенный у фон Штернберга урок установки света во время съемок многократно повторен Дитрих в ее фотопортретах – свет падает на лицо прямо и сверху – за счет этого достигается потрясающий эффект графичности и некой потусторонности образа. Этот свет стал визитной карточкой картин Штернберга и Дитрих. Дитрих использовала такое освещение на всех своих концертах и даже дома, во время приема гостей она тщательно продумывала, какие светильники должны быть зажжены. При любых обстоятельствах она хотела оставаться легендой.
Свидетельство о публикации №205082400090
Анна Гут 15.06.2006 02:43 Заявить о нарушении