Картинки с выставки для фн Веймар, 1994

 Картинки с выставки «Для Ф.Н». Веймар, 1994

Прошло десять лет с выставки «Для Фридриха Ницше». В этот период не проводилось больше никаких коллективных художественных мероприятий, посвящённых одному из самых значительных явлений в мировой культуре последних столетий – Фридриху Ницше.
Поэтому было бы интересно ретроспективно увидеть и осмыслить её ёще раз.

«Выставка «Для Ф.Н» показывает отношение к Ницше пятидесяти художников. Эта выставка не является введением в ницшевскую философию через искусство*. Каждый экспонат выставки – это прежде всего выражение очень личного столкновения художника как ребёнка своего времени с «неразрешённой проблемой», носящей имя Ницше», -- сказал во вступительном слове к выставке Берндт Кауфманн, Президент Фонда веймаровских классиков.

Выставка, полное название которой «Ницше в изобразительном искусстве последних тридцати лет»,** состоялась в Веймаре в 1994 году, на ней были представлены работы пятидесяти художников, среди которых работы Йозефа Бойса и Макса Эрнста.

Так как же был воспринят Ницше изобразительным искусством этих тридцати лет –
с 1964 по 1994 год?

За одним исключением, о котором речь ниже, выставочные экспонаты здорово смахивали на работы членов рисовального кружка при местном Доме культуры деревни Колупаево, когда весь самодеятельный худколлектив, дружно распив канистру самогона местного производства, иллюстрирует живописными средствами одну и ту же частушку:

«Ницше что-то там бубнил,
Гитлер это повторил,
Тут вдруг Фрейд к ним подошёл,
Так базар втроём пошёл».

Скучно, херрны кюнстлеры!**** (конкретно – Херр Прехтль, Херр Хартманн, Херр Халльманн, Мсьё Буссиньяк и т.д.). Скучно, когда художники трактуют Ницше кто во что горазд, не читая и не думая, когда их живопись рождается из духа одного-единственного затёртого до дыр массмедийного штампа – «Ницше -- идеолог национал-социализма».

Известно, что ироничность красной нитью проходит через всё современное искусство, а когда последнее обращается к Ницше, то и через Ницше. Проходит и даже не спотыкается! Так Франц Ро создаёт произведение «Юный Ницше пытается родить сверхчеловека».
Пройдёт ещё лет так сто-сто пятьдесят и вряд ли какой-нибудь весёлый и находчивый художник пожелает изобразить художника Ро, пытающегося «ро»-дить «Юного Ницше, который пытается родить сверхчеловека». Вероятнее всего, о художнике Ро никто уже помнить не будет. Жаль, ведь иронический ряд можно бы смело продолжить и дальше.
 
Идем по выставке далее: художник Гюнтер Брус в своих четырёх графических работах о «безбожном» Ницше нетвёрдой рукой бездарного ребёнка, которому в детстве строго-настрого запрещали рисовать (и рисовать поэтому он так и не научился), изображает «Борьбу Ф. Ницше за безбожную форму счастья».
Любопытно, где же, в каком тексте Ницше Гюнтер Брус вычитал об этой «безбожной форме счастья»? Наверное, в каком-нибудь комиксе, тем более, что авторы комиксов по мотивам Ницше обильно «пометили» выставку своими произведениями (Патрик Буссиньяк и Мартим Авиллес).

«Идёшь к женщине, не забудь плётку», -- художник Карл Шапер обыграл в своей симпатичной работе этот часто цитируемый афоризм так: «… и когда пойдёт он к женщине, пусть плётку оставит дома и наденет вместо этого свежий галстук».
Элегантный ответ великому философу, «нарисованный» современным немецким художником в виде письма. А дело всё в том, что про эту плётку сказал не Заратустра, и, следовательно, не сам Ницше. Такой мудрый совет дала Заратустре одна старая женщина, беседуя с ним … Вот ей, «мудрой» и анонимной, а не Ницше, и надо бы написать письмо. Но для начала Вам, Херр Шапер, следовало бы ознакомиться с текстом книги «Так говорил Заратустра» более внимательно. Тем более, что написана она не по-японски и не на суахили, а «по-немецки и ясно» -- на Вашем родном языке,
зер геерте***** Карл!
Тему «плётки и женщины» затронула в своей работе и Лиза Шмитц:
к импровизированной плётке, наспех сделанной из подручных средств, она прилепила розу из красной ткани и для большей выразительности своего художественного высказывания приклеила к ней открытку --- известную фотографию трёх друзей -- Лу Саломэ, Пауля Ре и Ницше, где Лу Саломэ держит в руках плётку.

Самые безукоризненно выполненные художественные произведения, созданные «для Ницше», как заявлено устроителями выставки уже в самом её названии, -- это экспрессивные абстрактные работы под названием «Без названия». Их немного – Вернер Бруннер, например. Здесь живопись просто и по-настоящему радует глаз, а то, что созерцаешь на бумаге или холсте, можно смело додумать, если вдруг вообще захочется начать думать. Приём не новый, но широко используемый в среде поклонников абстрактной живописи.

На выставке были представлены и портреты Ницше. Самый удачный – это портрет работы Арнульфа Райнера, выполненный масляным карандашом на фотографии посмертной маски философа. Остальные портреты напоминают рисунки учеников младших классов средней школы, сделанные для конкурса «А ну-ка срисуй!».
В качестве модели для проверки умения копировать «детьми своего времени» использовался один и тот же портрет философа в профиль.

На некоторых работах Ницше изображён в чём мать родила (Петер Лёдинг, Мартим Авиллес, Блалла Хальманн, Франк Кирк Эм-Маркс).
Странно, художникам почему-то даже не пришло в голову, что изобразить обнажённым великого философа совсем не значит проделать то же самое с его мыслью.

Самая сильная и впечатляющая работа, показанная на выставке – это коллаж Йозефа Бойса «Затмение солнца и корона», созданный художником в 1978 году.
Коллаж состоит из двух частей – одной из последних фотографий философа и фотографии одного интерьера, «внутреннего пространства», если точно перевести слово Innenraum на русский яэык. Оба изображения как бы пробиты пулями. Дальнейшие комментарии излишни: любой человек, любящий и ценящий книги Ницше, без труда поймёт эту глубокую и очень точную художественную метафору.

На самом деле, если бы организаторы выставки решили оставить в экспозиционном пространстве одну-единственную работу – коллаж Бойса, то выставка уже могла бы восприниматься удачной и состоявшейся. Такой концептуальный жест – убрать все лишние и откровенно слабые работы, оставив одну, но сильную, -- был бы свежим, смелым и одновременно несущим большую смысловую нагрузку.
Увы, этого не произошло.
Зато художники убедительно продемонстрировали, что они «дети своего времени», того времени, которое, по словам самого Ницше, «утонет в мелкой воде».

* к сожалению! Лучше бы выставка являлась введением в ницшевскую философию, чем введением в художественную глупость …
** отрадно отметить, что первые картины ницшеанского цикла автора этой статьи были написаны двумя годами позже и, соответственно, никак не могут быть включены в заявленные «последние тридцать лет». Nietzsche sei Dank!***
*** Слава Ницше! (нем.).
**** «Господа художники» (нем.).
***** «глубокоуважаемый» (нем.).
 Лена Хейдиз. 25 августа 2004.


Рецензии