Тайна Бухты Радости

 ТАЙНА «БУХТЫ РАДОСТИ»


 «Бухта радости», что на Клязьминском водохранилище, недалеко от села Жостово, раньше именовалась «Залив семи смертей». Объяснить откуда произошло это «необычное» название никто не мог. Сейчас уходит из жизни последнее поколение, которое его еще помнит. Корни этого названия уходят в далекое прошлое, в XIV век. Оно несет в себе память о «семи священных смертях» в далекой отсюда Эстонии. И это кажется почти невероятным.
 23 апреля 1343 года началось восстание эстонского народа (эстов) против немецких феодалов, известное под названием «Восстание в Юрьеву ночь». Орденское рыцарство, владычествующее в Эстонии около трехсот лет, в результате междоусобиц, было в то время достаточно разрозненным и, как военная сила, ослабло. Многие рыцари-меченосцы были перебиты, а мызы их преданы огню. Восставшие осадили Таллин, но взять крепость штурмом, не имея для этого необходимых средств, они не могли. Эстонцы хотели получить военную помощь от шведов, владычествующих в Финляндии, направили к ним своих послов. Шведские военачальники обещали им эту помощь оказать, а магистр Ливонского ордена Бургхард фон Дрейлебен, в то же время, обещал свое посредничество в улаживании дипломатических отношений. 4 мая 1343 года восставшие совершили весьма опрометчивый шаг, имевший роковые последствия. Поверив Дрейлебену, они направили к нему в г. Пайде семерых послов, четырех старейшин и трех военачальников. «Переговоры» магистром были инсценированы. Орденские власти вероломно нарушили неприкосновенность эстонских послов, заточили их в темницу, а затем злодейски убили.
 Шведы также обманули восставших. Разрозненные немецкие рыцари сумели объединиться, и, после кровопролитных битв, эстонцы потерпели поражение. Восставших истребляли беспощадно, о пленных не было и речи. О «Восстании в Юрьеву ночь» существует немало преданий и легенд. Один немецкий хронист, например, писал, что даже мертвые эстонцы неожиданно поднимались с земли и снова брали в руки оружие.
 Одновременно с эстонцами против немецкого владычества выступили и другие прибалтийские народы – земгалы и ливы. Это нынешние латыши и литовцы. О восстании земгалов и ливов известно мало. Известно, что они искали военный союз с русскими, противостоящими орденскому рыцарству на своих западных границах. Очевидно и то, что, потерпев поражение, многие земгалы и ливы ушли служить в русские войска. Эти народы образовали военные поселения на р. Клязьме, на «стратегической границе» старой Москвы. Об этом говорят названия сел: Болтино, Пруссы. Один из ближайших к «Бухте радости» заливов называли «Балтиха».
 По краеведческим источникам, на этой земле некогда жили балты. Но речь тут идет о еще более глубокой древности, об угро-финских племенах. Названий имеющих угро-финские корни в центральной России не счесть. Например, угро-финское название Клязьма. В Хельсинки есть культурный центр «Кьясма». Это, видимо, древнее обозначение некой местности, земли, хотя это имя издревле носила река. Маа земля на эстонском и финском языках. Название поселка Паведники, что на Клязьминском водохранилище, можно трактовать как Паэде, так звучит название г. Пайде по-эстонски. А оттуда и пошло почитание в древней Прибалтике «семи священных смертей».


Рецензии