Псевдо-элитарность Парадоксы моды
Мода одевает всех в униформу. Феномен моды возник с появлением дешевой массовой одежды от «модных домов». Если раньше модно одеться можно было только у портного, что гарантировало индивидуальность, то теперь «модно» ( в кавычках – потому что теперь модно как раз быть «немодным») одеваются все. В начале двадцатого века было огромное количество «модных» брендов, сейчас существует всего несколько огромных «домов», международных корпораций, которые производят идеи, что затем облекаются в материал на гигантских безымянных швейных фабриках в Китае. На одинаковую по качеству и существу своему одежду цепляются различные бренды, с которыми отождествляют себя «пользователи». В глобальной машине индустрии моды идет обезличивание дизайна, происходит гигантская уравниловка. При этом происходит и усреднение качества. При достаточно высоком среднем уровне разница в качестве между кедами под брендом известного дизайнера и безымянными китайскими кедами становится практически неразличимой. Чего не кажешь о разнице в цене – зачастую на порядок.
Что же остается делать в этой ситуации «элите», которой хочется обозначить свою исключительность, свой успех? Первое, о чем было выше – это платить за бренды. Покупать не просто дорогую и качественную одежду, а одежду очень дорогую и эксклюзивную. На деле эта эксклюзивность оборачивается небольшим выбором. Человек, покупающий одежду в бутиках, обречен выбирать из небольшого количества марок, небольшого количества коллекций. Лучше – значит хуже. Это верно и в отношении качества. Обыкновенную добротную одежду носят все, а исключительность должна обозначаться не только логотипом на одежде, но и ее внешним видом. В производстве очень дорогой одежды «модные дома» могут позволить себе, и позволяют, вещи, которые не могут позволить в себе в производстве мейнстримовой одежды. При том, что очень дорогая одежда шьется по-видимому на тех же фабриках, что и мэйнстрим. Последнее, обозначающее исключительность, – экстравагантность, которая часто подменяет собой хороший вкус. Сверхдорогое должно быть необычным, экстремальным, антибуржуазным и антимещанским.
Лучший пример – мода на гранж. Талантливый наркоман из Сиэтла абсолютно не заботился о своем внешнем виде (неумышленно он это делал или расчетливо выстраивал себе имидж, панковский ли это пофигизм или вызов, «пошечина общественному вкусу», безраличие или позиция – вопрос здесь несущественный). Поэтому он ходил в сверхдешевых резиново-тряпичных китайских кедах, драных грязных джинсах, растянутых свитерах, доставшихся в наследство от бабушки. Когда все, связанное с гранжем, стало культовым, высокая мода позаимствовала этот имидж. В бутиках появились якобы дешевые, а на деле безумно дорогие кеды, искуственно порванные и испачканные джинсы и искуственно растянутые свитера. Гранж пользовался спросом. Он идеально соответствовал основным требованиям к сверхдорогому дизайну – якобы нестандартный, якобы смелый, якобы дешевый, но при этом очень дорогой, якобы антимещанский. Якобы – поскольку мейнстрим ассимилирует «элитарное» так же, как последнее ассимилирует маргинальное.
«Элитарный гранж» – это позиция. Но позиция очень странная. Вслух – революционные лозунги, маргинальный внешний вид, шепотом (театральным) – декларация богатства.
Понятие элитарного нивелировано.
Свидетельство о публикации №205090100255