Движение, или Мечта о трансцендентном

В сущности, все, что заставляет человеческую мысль двигаться – это мечта. Мечта о том, что есть это самое движение вперед (или вверх).
Большинству людей скучно просто жить, им этого недостаточно. Люди психологически и физиологически, в силу человеческой природы не могут принять равнозначности различных временных мгновений, то есть равнозначности своих состояний. Теряя время, люди утешают себя тем, что приобретают взамен (на выбор – опыт, имущество, семью, карьеру, профессионализм, признание, славу, власть, мудрость, бессмертие в творчестве). Это фикция, это мечта – это первая ступень.
Отсюда же возникает мечта о развитии (на выбор – совершенствовании, постижении, просветлении, Нирване, познании Истины, смысле жизни, Боге, реинкарнации, бессмертии в загробном мире, слиянии с Абсолютом) – иными словами, мечта о трансцендентном – это вторая ступень.
Отсюда магия, религии, мистические учения, философия, все это – мечта о преодолении человеческой природы.
Все учения, религии, догмы, доктрины объединяет главное – все они исходят из недостаточности предпосылок. Все говорят об этом движении (вперед ли, вверх ли), все говорят о спасении.
Почему человек недоволен своим положением? Потому что он должен двигаться во времени, для этого будущее должно быть ценнее прошлого и настоящего.
Средневековый исламский философ Ибн Араби говорил о трех возможностях существования Истины (иными словами – объекта Великой Мечты). Первая возможность – Истина вне мира. Она трансцендентна. Это Истина религии и мечты о спасении.
Вторая возможность – Истина в мире. Следовательно, ее познание требует построения иерархии событий и явлений – движение к более истинным и есть Движение как выражение мечты о движении. Это Истина философии и мечты о совершенствовании.
Наконец, третья возможность – мир в Истине. Вот это положение требует комментариев, ибо оно полностью противоречит исходной концепции любых учений, религии, догм, и доктрин – концепции о недостаточности предпосылок. Ибо если нет иерархии, нет приоритета будущего перед прошлым и настоящим – нет и Движения.
Ибн Араби говорил, что, согласно третьему пониманию, Истина скрыта в вечности. Но вечность – совокупность стремящихся к нулю мгновений. Вечность выражает себя через образующие ее мгновения – и скрыта в каждом. Единственный способ принять третью истину – принять равнозначность мгновений, что автоматически делает ненужным любое движение (к Истине). Истина парадоксальна – она не требует познания, потому что уже познана.


Рецензии