У грани

Я смотрю на моего старшего пса. Ему далеко за десяток лет: собачья старость. Вижу, как часто он замирает, становится неподвижным, лишь глаза слегка, лениво вращаются, когда им есть за чем следить. Наверное, и мысли его, собачьи, также замирают, ведь когда не хочется двигаться, мыслить тоже лень.

Скорее всего, это старческий ступор, а может – болит что-то у него (суставы, к примеру), да ведь сказать-то ничего не может!

Мне смертельно жаль этого некогда неуёмного, живого, как ручей, "меньшего брата". Он пришел к нам самолично, будучи еще щенком - просто увязался за мной. Да так и остался членом семьи. Не столько сторожевой, сколько декоративный пёс: свирепый вид, независимый и страшный рык (иногда)... и совершенно очаровательная "улыбка" при встречах с нами. "Улыбка" одной правой стороной пасти. За эту улыбку мы всегда готовы были простить ему всё, все его мелкие "грехи"! Но в последние годы эта улыбка стала являться всё реже: когда тебя грызут боль да старость – не до улыбок.

Пёс все чаще спит либо дремлет. И в минуты его дрёмы я люблю говорить ему много ласковых слов, и глажу уши, и слегка тереблю загривок. Он принимает мои приставания как должное, а может просто не реагирует. И оттого жалость во мне поднимается еще большей волной. Я обожаю пса, люблю и жалею его за пока что относительную беспомощность, за то, что он весь, целиком зависит от нас, его приручивших.

Что будет с ним дальше, при бескомпромиссно наступающей на него (и на нас!) старости? Когда-то придется хоронить... Зароем, как частицу своей души и жизни. Но пока не хочется о том думать. И вот смотрю на это медленно утухающее чудо, и почему-то вижу себя, своё будущее.

Где, в каких уголках души нашей навсегда поселяется грусть? И почему она неизбежна? Почему бы не жить беззаботно и раскованно? Ведь смех да веселье сами по себе – мощнейший стимул, и даже оружие против старения! Но грусть все равно порой пересиливает... Особенно когда смотришь в глаза любимому существу, взгляд которого постепенно гаснет, теряя прежние свои огоньки молодости и живости. И вот так, однажды, приходит "час-икс" – и всё заканчивается... Если "заканчивается" для кого-то близкого, и ты тому свидетель – это больно, это слёзы, тоска неизбывная. А если сам? – может, оно было бы и легче, и проще, да ведь жжет мысль, что оставляешь своих близких без своей поддержки, оставляешь с их тоской по тебе, ушедшему. И вот эта боль близких – невыносима!

Когда-то, лет ...дцать тому назад, я падал со скалы: пальцы не выдержали напряжения, и душа сказала "Всё! Хватит! Больше не могу!", и ей было уже все равно. И в эту роковую секунду душа даже не вспомнила (и Я не вспомнил) о страховке, которая в любом случае давала мне шанс остаться живым, и даже невредимым. Помнится, я просто "махнул на всё рукой" и полетел вниз – надоело бороться, сил больше не было. И, конечно, повис на страховке, и сошел с соревнований. Но этот момент, когда тебе становится уже "все равно", запомнился на всю жизнь.

Вот так же, наверное, ведет себя душа на грани между жизнью и смертью. Разница лишь в том, что, когда находишься у ЭТОЙ грани, страховки за спиной уж точно нет...

И потому, когда знаешь, что кто-то другой всё ближе к этой грани, что скоро ему предстоит встреча с вечной тайной потустороннего - невозможно удержаться от проявлений любви и жалости. Нет, я не хороню своего старшего пса прежде времени, но я испытываю к нему приступ небывалой прежде нежности, потому что знаю: он, скорее всего, ближе к грани, ближе к вечной тайне, чем я.

6.09.2005
Таллинн

P.S. Мой милый пёс, Кайзер, умер 27 сентября 2008 года... Умер, потому что был бесконечно болен, и мы попросили врача помочь ему... Не судите нас, люди! Ему было слишком тяжело жить, из него шла кровь, один глаз ослеп, и у него начались какие-то непонятные судороги. Врач (молодая женщина), узнав, что псу без малости 15 лет, сказала, что крупные собаки редко живут столь долго, и что лечить его теперь бесполезно, а мучиться он будет непременно. Словом - эвтаназия... Это всё, чем мы смогли ему теперь помочь. И вскоре похоронили прямо в нашем дворе, рядом с его старшим дружком, тоже бесконечно любимым нами когда-то Ричем.
Ребята! Ну почему жизнь - это местами сплошные слёзы??? Плачем от жалости и бессилия, от невозможности спасти наших близких, помочь им?? И какая разница, КТО именно тебе близок: собака, птица или человек? Чужая душа, близкая тебе, становится частью тебя. Наверное, потому так больно терять...

16.12.2008


Рецензии
Замечательное произведение!
Очень цепляет.
А у меня друг, молодой талантливый человек, не так давно умирал от рака крови. И это он, находясь на грани, проявлял ко всем потрясающую нежность и любовь. Неизмеримо большую, чем остальные - к нему. Весь вид его излучал любовь. А получилось - быстрое его забвение всеми, кроме маленькой горсточки самых близких людей.

Анна Филимонова   13.02.2007 18:45     Заявить о нарушении
Аня! Пример Вашего друга - это пример потрясающей силы духа! Вот когда неимоверно хочется, чтобы существовала "загробная" и прочая ЖИЗНЬ, чтобы не пропадали бесследно подобные дУши!
Спасибо Вам!

Ю.Золотарев   24.02.2007 22:24   Заявить о нарушении
И Вам сердечное спасибо за понимание!

Анна Филимонова   25.02.2007 03:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.