Как избавиться от мук творчества. Рецепт психотера

Вдохновил меня потрясающий текст Виктора Винчела «В поисках alter ego. Заметки пишущего человека».

Когда я первый раз зашла на сайт и начала знакомиться с творчеством прозарушиков, я как нырнула в эти глубины, так и проплавала там, восхищённо озираясь, целых четыре часа, пока не закончился кислород. Такого литературного дайвинга у меня раньше не было. Вынырнув и судорожно похватав воздух, я стала ловить бешено скачущие мысли.

Первая попавшаяся была: «Боже, какое счастье! Я живу в стране ГЕНИАЛЬНЫХ людей! Умирать не страшно – мои дети останутся в Отечестве, у которого есть БУДУЩЕЕ!»
Перебравшись на диван, я покайфовала ещё две минуты и вдруг уловила этот неприятный и знакомый холодок в эпигастрии (для тех, кто не в курсе - это в области солнечного сплетения). Это была начинающаяся паника: «Пардон, они гении, это очевидно... Но кто тогда я? Графоман-любитель? Писатель-недоучка? Рефлексирующий интеллигент-неудачник, бросивший свою профессию? Боже, я никогда не смогу писать так, как они! Чёрт, какой ужас!!! Я и литобразования никакого не имею, и классиков читала катастрофически мало. Тоже, возомнила о себе, «чукча - не читатель, чукча – писатель». Что? Лавры твоего коллеги Лукьяненко тебе спать мешают? Так он тоже гений, естественно. А ТЫ кто?»

Если бы в таком состоянии я села за компьютер и попробовала что-нибудь наваять, то рискнула бы убедиться, что я бездарь и залегла бы в длительный невротический дрейф.

Но поскольку, я всё-таки психотерапевт, прошедший кучу всяких тренингов личностного роста, и много часов психотерапиии у более опытных коллег, я научилась худо-бедно грамотно обращаться с самой собой. Попробую с вершин своего многострадального опыта поделиться некоторыми открытиями.
И так! О том, как подружиться с Музой, чтобы, когда захочется, приходить к ней в гости без предупреждения, и приручить Пегаса (пусть пасётся на лужайке перед домом).

Но сначала поделюсь открытиями. Эти истины стары как мир, а психотерапевты новой волны отполировали их до дыр. Просто каждый открывает их для себя заново.

Открытие первое.
Зависть порождается страхом неудачи. (Вдруг я не гений! Вдруг ему (ей) не понравиться!)

Открытие второе.
Страх парализует творческую энергию. Психологи это называют эффектом сверхзначимости. (У меня может не получиться именно сейчас, когда это особенно нужно! Для меня это СЛИШКОМ важно! Вдохновение покинуло меня!)

Открытие третье.
В невротический дрейф периодически впадают все люди, а великие люди особенно.

Открытие четвёртое.

Если у Вас нет «комплекса неполноценности» – вероятно, вы вообще никогда не станете писателем, ибо мучительные попытки выбраться из дерьма побуждают людей к литературному творчеству. Счастливые люди редко пишут, они просто живут. И лишь когда их долбанёт, как следует, по голове, бегут к психотерапевту, или хватаются за «перо».

Открытие пятое.
Творчество - самый лучший антидепрессант, если только не использовать его как наркотик.

Открытие шестое.
В стол пишут только НАСТОЯЩИЕ шизофреники. Исключение составляют лишь дневники, да и то...

Открытие седьмое.
Нормальные люди пишут для славы и денег, ну или, будем скромнее, признания.

Рецепт вдохновения прост.

Чтобы Муза приходила по вашему первому зову нужно, чтобы Вы были приличным человеком, а не «наркоманом», в широком, символическом смысле этого слова.
Объясню подробно.

Человек, он ведь, сволочь такая, норовит удовольствие получить, и желательно бесплатно. А за удовольствие, как известно, надо платить.
Наркоман, или тот же алкоголик, он ведь невротик, человек, как известно однобокий, который выбор делать разучился или, что чаще, и не умел никогда.
Потому что в детстве его не научили.

Алкоголик даже из плохого и хорошего вина выбор сделать не может. Он выпьет всё. Наркоман, опять же, уткнулся в одно развлечение и зациклился на нём. Многие знают, что алкоголику и наркоману на последней стадии болезни не нужны ни секс, ни музыка, ни общение, ни... Ну, Вы знаете, и Гук Йабовски не даст соврать.

А для того, чтобы быть ЗДОРОВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, нужно, конечно, стремиться получать КАК МОЖНО БОЛЬШЕ УДОВОЛЬСТВИЙ, но необходимо РАЗНООБРАЗИЕ и УМЕРЕННОСТЬ, ну, и платить, естественно, нужно не забывать.
Под оплатой я имею в виду ТРУД как УСИЛИЕ, в символическом смысле, опять же.
Труд может быть физическим и духовным.
В моём контексте, это то, что не приносит удовольствие, это то, что надо преодолеть, превозмочь, чтобы потом получить удовольствие как награду. Труд необходим нам для тренировки физической и душевной, чтобы оставаться сильными. Труд души, например, это терпеливое и мужественное переживание страданий. (Помните? «Душа обязана трудиться»).
Страдания, слава богу, нельзя исключить из нашей жизни, а то бы мы давно уже вымерли как вид. А по сему надобно относиться к ним с благодарностью и смирением, памятуя, что это именно то, что делает нас сильнее.

Невротик же, непьющий и не употребляющий наркотики, норовит в качестве последних использовать другие «вещи», приносящие удовольствие: еду, секс, драку, общение, писательство и прочее. Именно так! Секс как наркотик, еда, как наркотик и т. д. Как соску! Чтобы не чувствовать страдания. А всяческих усилий он избегает, потому что слишком слаб.

И ещё – САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Не надо забывать, что у всех нас ЕСТЬ ВЫБОР, ВСЕГДА! Вспоминайте об этом чаще, чтобы не утратить эту важную функцию мозга – способность выбора!

Сейчас объясню, что это значит применительно к ЛИТЕРАТУРНОМУ ТВОРЧЕСТВУ и ВДОХНОВЕНИЮ.

Если Вам, к примеру, пришло много разных ценных мыслей или даже законченное произведение целое в голову, а записать нечем, негде и некогда, не беспокойтесь.
На самом деле Вы их потом сможете вспомнить, (ничто не забывается окончательно). Если Вы сели, наконец, к компьютеру, а проклятый эффект сверхзначимости напугал так, что все, даже самые плохонькие мысли разбежались по закоулкам, самое время вспомнить о ВЫБОРЕ.
Но перед этим желательно признаться себе: «Я трус, сейчас я испытываю жуткий страх, потому что ещё не научился доверять себе. Я ещё не убедил себя и окружающих, что талантлив. А если убедил, то ужасно боюсь разочаровать их, а главное себя, любимого». Если продолжить эту рефлексию, то можно обнаружить, что страх порождён не столько желанием творить, сколько быстрее отведать этот главный наркотик жизни – СЛАВУ, совсем её не заработав.
И тогда, возможно, проснётся чувство стыда (обычно, оно самое болезненное, и потому мы так часто вытесняем его). Если оно проснётся, то, как любая боль, отрезвит и прояснит мозги. И тогда Вы, возможно, вскочите с воплями: «Да пошло оно всё! Пойду лучше в дворники (кочегары, прачки, няньки, психиатры...)! Искренне воскликните! Это обязательное условие! И выключите компьютер, и раздосадованный и разочарованный отправитесь на кухню выпить кофейку.
Вот тогда-то и, о чудо! возникнет Оно, почти законченное, сверкающее заточенными гранями произведение.

Облегчённый вариант выбора.

Это на тот случай, если ценные идеи не покинули вас «окончательно», а распались на отдельные неудобоваримые фрагменты.
Когда подобное случается со мной, я просто записываю все обрывки мыслей, которые удалось ухватить за хвост, все ассоциации подряд. Всё в кучу, как на сеансе у психоаналитика. А потом из этих осколков снова составляю мозаику. Результат, поверьте, превзойдёт все Ваши ожидания.
 


Рецензии
Что-то вы перемудрили со своими открытиями и рецептами. Так люди не живут.

Степанов Виталий   22.09.2008 01:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.