Карлос Кастанеда

Дополнено 16.09.2005, 19.09.2005, 20.09.2005

Кастанеда открыл Америку. Интересно, что это духовное открытие состоялось с большим запозданием после открытия географического. Скрытому знанию центрально-американских культур потребовался толчок от западной цивилизации, чтобы прийти к тому виду, в каком оно было представлено Кастанедой. Равно как и Запад вряд ли мог бы сколько-нибудь адекватно усвоить это знание раньше. Географическое открытие Америки оказало огромное влияние на материальную культуру западной цивилизации – на денежную систему за счет ввоза большого количества золота, на сельское хозяйство за счет появления новых пищевых растений, таких как картофель и кукуруза, какао, помидоры(?) и др., без чего мы теперь не мыслим наш стол. В стратегическом плане новое большое географическое пространство создало условия для формирования нового культурного и политического пространства, доминирующим центром которого стали Соединенные Штаты. Эффект от духовного открытия Америки тоже огромен и он имеет свои стратегические выгоды для общечеловеческой культуры в целом.
Кастанеда описал дотоле неизвестную магическую традицию, которая формировалась в специфических и уникальных условиях обособленности от общемировой культуры, в том числе в некотором смысле, как я понимаю, обособлено от эзотерической сверхтрадиции, о которой речь в статье Эзотерика. Ее уникальность в том, что это произведение вполне человеческое. Или достаточно человеческое. Учение тольтеков, в отличие от изрядной доли остальной эзотерики, не есть гипотеза, неизвестно откуда появившееся знание. Оно позиционируется всецело как результат многотысячелетней практики, а потому представляет особый интерес, т.к. мы можем проследить логику его развития. Проблема в том, что тольтекские маги ушли очень далеко в своих практиках, слишком опередили время, получили результаты, которые обычная культура пока мало способна осмыслить. В то же время, традиция тольтеков по их собственному утверждению пришла к завершению некого глобального цикла своего развития, характеризуемого замкнутостью и изолированностью, и потребовала обнародования и осмысления в общекультурном контексте. Синхронизация этого события с общим движением мировой эзотерической сверхтрадиции к массовому распространению (о чем тоже речь в Эзотерике) не кажется мне случайной.

ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЯ

Согласно Кастанеде, тольтеки начали 10000 лет назад с употребления галюциногенных растений. Известный эффект заключался в достижении измененных состояний сознания (ИСС). Эти состояния при должном навыке могут являться несравненной стартовой площадкой для исследований, познания мира и себя.

На этом месте стоит остановиться отдельно – в данном случае мы имеем способ познания, принципиально отличный от западного. Он основан на внутренних возможностях человека, который рассматривается тольтеками некой резонирующей системой с изменяющимися диапазонами резонансов (диапазонами восприятия), если подходить с точки зрения «частотного» подхода, описанного в статье об Алисе Бейли. Универсальность этого подхода, как мы видим, продолжает раскрываться с новой стороны и в учении тольтеков. Сам акт осознавания, согласно тольтекам, есть результат некого резонанса. Восприятие обычной реальности возникает от резонансов в неком диапазоне частот, восприятие же в других диапазонах тольтеки называли «видением». С этой точки зрения ИСС представляют собой различного рода смещения диапазонов восприятия. Один из самых интересных аспектов «видения», это возможность «резонансно-физического» восприятия абстракций. Таких, например, как время. Мне думается, что центральный в мировоззрении тольтеков образ Орла как источника жизни и сознания всего сущего, которому оно в итоге возвращает жизнь и сознание, есть не что иное как образное представление времени, в котором возникают и исчезают живые существа. (Этому есть косвенное подтверждение – по утверждению тольтеков время есть суть «эманаций» Орла, из которых состоит всё сущее). Впрочем, сами тольтеки понимали, что образы мешают абстракциям и что суть «видения» не связана с образами. Скорее это непосредственное восприятие (познание) реальности. В отличие от механистического (опосредованного) способа познания, присущего западной культуре. Последняя пошла по пути развития внешних инструментов, приборов, которые по сути также являются расширением наших органов чувств (т.е. это фактически способ увеличить диапазон нашего восприятия), однако в таком подходе практически полностью исключается возможность восприятия абстракций. Этот недостаток отчасти компенсируется в традиционной науке путем построения теоретических моделей и гипотез, но именно отчасти. Интересно отметить, что в западной культуре религия также играет роль некого компенсаторного механизма, замещающего человеку отсутствующую (точнее неразвитую, нераскрытую, спящую) способность к непосредственному восприятию абстракций. У тольтеков не было ни религии, ни науки. Точнее, элементы последней в некотором виде присутствовали, например, для систематизации знаний, судя по тому что описано у Кастанеды. В то время как пространством искусства была сама жизнь, повседневность и быт тольтеков. Таким образом, «видение» или непосредственное восприятие стало основой той самой синтетичной и цельной культуры, о которой речь в статье об эзотерике. С этой точки зрения крупные и мелкие подразделения традиционной культуры Запада на составные части есть следствие выбранного однажды и по всей видимости ущербного или неполноценного пути развития. Культура тольтеков как глобальная антитеза этому пути – вот что представляет наибольший интерес.

Однако вернёмся к эволюции учения тольтеков. Способ достижения ИСС путем употребления галюциногенных растений имеет, как известно, значительные издержки. Это большая нагрузка для здоровья и психики, часто слишком большая. Такие практики остались в традиции тольтеков, и это было описано Кастанедой в первых двух его книгах. Что во многом обеспечило их успех на волне психоделической революции 60-х. Здесь необходимо отметить выраженный языческий характер этой части учения. «Растения силы» не просто изменяли сознание, но связывались с одушевленными и сознательными сущностями (например, Мескалито – дух пейота).

Однако скоро выяснилось, что практики тольтеков и, соответственно, их учение отнюдь не остановились на уровне многотысячелетнего прошлого. Маги тольтекской традиции давно обнаружили, что определенного рода ИСС можно целенаправленно достигать и другими, более гармоничными способами, основанными на внутренних возможностях человека. Один из таких способов – осознанные сновидения. Жизнь во сне может быть сознательной, т.е. может порождать причинно-следственные связи, ответственность за поступки – эта идея необычна для западной культуры, которая просто не имеет опыта в этом направлении. По крайней мере столь масштабного опыта, какой был у тольтеков. Как и в случае с «растениями силы», здесь необходимо отметить неотъемлемый для сновидческих практик аспект связи с целым миром неких сознательных сущностей, имеющих свои намерения в отношении людей. В отношении практикующих магов особенно. Эти существа, согласно тольтекам, обладают большими познаниями, но, в отличие от малоосведомленных людей, энергетически слабы. Таким образом, взаимодополняющий контакт сновидящих магов с этими существами оказался неизбежным. И достаточно роковым для них и их традиции. Наверное, это наиболее «тяжелая» часть учения тольтеков. Интересно, что Кастанеда как человек завершающий и подытоживающий опыт этой культуры зашел в такого рода контактах дальше своих непосредственных учителей и его личный опыт несет в себе попытку глобального изменения ситуации, что, очевидно, является знаковым событием.

Следующий этап развития во многом связан с военными вторжениями, сначала других культур центральной(?) Америки, а затем испанским. Традиционная магия тольтеков оказалась бессильна перед натиском примитивной культуры варваров, которые в лице испанцев даже считали себя просветителями. Однако поражение, как часто бывает, способствовало радикальному пересмотру взглядов, переоценке ценностей. Тольтеки обратили пристальное внимание на еще один способ достижения ИСС - влияние поведения человека в социуме на его сознание. Они выработали линию поведения, в которой с некоторой точки зрения можно усмотреть признаки моральных принципов или неких высоких образцов, однако которая для них была лишь способом «накопления энергии», необходимой для осуществления их заветной цели. Мне представляется, стержнем этого поведения явилась безжалостность или эмоциональная устойчивость, которая позволяла тольтекам, участвуя в неблагоприятных для себя ситуациях, не вовлекаться в них эмоционально, находиться в стороне и управлять обстоятельствами. Таким образом, они всегда были «на коне», обращали любую ситуацию в свою пользу. Эта часть практик была названа «сталкингом».

Вполне естественно, что, несмотря на изолированность, в стремлении к измененным состояниям сознания тольтеки развили техники сосредоточения или медитации, вполне аналогичные медитативным восточным техникам. (Сравните с тем, что (в соответствующей статье) Алиса Бейли считала двумя ключевыми пунктами, определяющими уровень эволюционной продвинутости человека – эмоциональную устойчивость и способность к сосредоточению или концентрации внимания). Тольтеки обнаружили весьма простую вещь – изменение диапазонов восприятия (вхождение в ИСС) начинается после некоторого периода (длительность которого у каждого своя, примерно от нескольких минут до получаса, насколько я понимаю) ментального безмолвия, состояния без мыслей. Наша привязка к определенному общему для всех диапазону восприятия обусловлена, по словам тольтеков, непрекращающимся потоком мыслей. Стимулируемых эмоциями, я бы добавил, – мы думаем о том, что нас волнует, а нас всегда что-нибудь волнует. Это последнее обстоятельство не так легко изменить; очевидно, поэтому среди тольтекских практик Кастанеда выделил «перепросмотр» как основную технику медитации, наиболее безопасную и наиболее важную для современного человека (в отличие от могущих быть опасными практик осознанных сновидений). Перепросмотр по тольтекам есть особого рода ре-переживание всех волнующих эпизодов жизни, всех взаимодействий с другими людьми (сексуальных взаимодействий особенно) с целью освобождения от неявного влияния (речь о негативном влиянии) этой памяти на нашу психику и поведение в настоящем. Позитивные моменты прошлого тольтеки, наоборот, предлагают собирать в коллекцию и выводить на поверхность сознания для усиления их общего влияния. Под позитивными моментами понимались, конечно, не моменты прошлых удовольствий того или иного рода, но моменты важных и ключевых осознаний и достижений, возникших в процессе индивидуального опыта.

Как видим, учение тольтеков проэволюционировало от экзотических форм к достаточно абстрактному виду, последовательно приближаясь к полю обычной социальной действительности и ставя его в центр внимания. Видимая верхушка айсберга учения, по крайней мере в акцентации Кастанеды, почти целиком относится к области повседневной деятельности людей. В этом смысле оно стало напоминать традиционные религиозные и эзотерические учения, обращенные к социуму.

УЧЕНИЕ

Однако теория, лежащая в основе традиции тольтекских магов, оказалась весьма необычной и оригинальной. Насколько мне известно, она не похожа ни на какое западное или восточное эзотерическое учение, хотя, разумеется, не противоречит им и имеет интересные стыковки. Я имею в виду ключевое понятие точки сборки восприятия. Вкупе с коконом человеческого восприятия («яйцо» или шар, окружающий человека – этому легко можно найти аналогию в традиционной эзотерике с ее понятием об ауре, либо различных «телах», окружающих физическое тело человека. Хотя я пока не понимаю точно, что именно из этого соответствует тольтекскому «кокону»), а также упомянутым ранее Орлом, они образуют удивительно простую и в то же время универсальную систему объяснения всего связанного с человеком, от конкретных вопросов до смысла его бытия. Согласно тольтекам, различного рода перемещения этой точки по кокону означают те самые изменения диапазонов восприятия и вхождения в ИСС. В течении тысячелетий тольтеки исследовали и картографировали пространство человеческого восприятия, выделили в нем различные ключевые позиции точки сборки и, главное, определили конечную цель такого рода познания.

Эта конечная цель была связана с обнаружением тольтеками неизотропности пространства познания (само это открытие, разумеется, было связано с «абстрактным видением»). Эволюция вела их к полной реализации, однако их трудный опыт показал, что не все пути одинаково хороши. Возможность сонастройки с вектором эволюции (Намерением) и выделение этого в качестве главного условия успеха на пути полной реализации – фактически стало центром мировосприятия тольтеков. В русле темы путешествий по состояниям сознания, полная реализация для магов стала связываться с неким особым качеством сознания, полным сознанием или «третьим вниманием», как они говорили. Что неким образом совпало с заветной целью, как я понимаю, еще древних тольтеков, а именно с желанием бессмертия. В этом они не были оригинальны. Такие вещи волновали человечество всегда. Интересно при этом, что они отрицали столь распространенную и фактически неотъемлемую для традиционной эзотерики, а также религий Востока доктрину перевоплощений как одной из форм бессмертия. Возможно, это было следствие их целиком прагматического, нацеленного на результат подхода. В пространстве мировой эзотерической культуры такая прагматичность не уникальна, но для традиционной культуры это необычно. Традиционные религии сформировали в сознании масс отношение к высоким духовным реализациям не как к чему-то желаемому, а как к чему-то практически недостижимому. Фактически, это проблема положительного героя в современной культуре – святой в традиционном религиозном и светском представлении вряд ли мыслится адекватным современной реальности. Между тем, тольтеки не только были адекватны своей социальной реальности, они господствовали в ней, составляли ее, пусть и неявную, элиту. Дон Хуан со своей группой, а также группа его учеников показали это на собственном примере. Современность этого опыта, его вписанность в контекст обычной реальности – величайшее достижение традиции тольтеков и ее последних представителей. В образах дона Хуана и Кастанеды по сути предложен вариант решения глобальной культурологической проблемы положительного героя нашего времени.

Другой интересный аспект перемещений точки сборки. Оказалось, что некоторые ее перемещения приводят не просто к «видению» и вхождению в ИСС, но влекут за собой материальное, телесное исчезновение человека из одного места пространства и появление в другом, либо исчезновение из нашего привычного трехмерного пространства и появление в неком другом, с другими характеристиками и с другим течением времени. Таким образом, тольтеки фактически обнаружили квантованность состояний восприятия и связанную с ней трансформацию телесности, так сказать. Наверное, это некая буквальная реализация известного в западной философии принципа идеализма – сознание определяет бытие. Тольтеки только нарушили привычные западному уму границы в вопросе о том, до какой степени определяет. В их терминологии этот принцип звучал бы, наверное, так: бытие определяется позицией точки сборки восприятия.
Однако границы западного ума проистекают, например, из его веры в фундаментальные законы физики. Впрочем, на волне революций, прокатившихся в начале 20-го века, многое было поставлено под сомнение. Я слышал, что Нильс Бор однажды предлагал отказаться от закона сохранения энергии для объяснения результатов одного непонятного эксперимента. Точнее, признать ограниченность этого закона. По этому пути всё же пока не пошли, пока находили другие решения. Вот и мне не хочется подобного радикализма. Поэтому тоже попытаюсь сейчас поискать другое решение. Точнее, попытаюсь поискать, в какой области искать.
Имеем фундаментальный закон сохранения энергии, согласно которому энергия (связанная с массой таким простым соотношением, что это в некотором смысле одно и то же) не может исчезать, но может трансформироваться. Далее, в физике микромира имеется не менее простая формула, связывающая энергию с частотой (так что это тоже в некотором смысле одно и то же). Таким образом, любые преобразования энергии (в том числе качественные, к которым гипотетические исчезновения масс можно отнести) означают преобразования частот. Еще далее вспоминаем оккультную теорию октав, согласно которой параллельные миры представляют собой "октавы" на некой общей шкале частот, в которой наш привычный физический мир также являет собой одну из таких октав. Это в русле того, что описано у представленной здесь А.Бейли, но в явном виде такое понятие чаще употребляется Марком и Элизабет Профетами. Очень созвучные этой теории объяснения других миров и некоторых явлений, с ними связанных, имеются также в текстах Лобсанга Рампы. Всё что мы знаем о нашем привычном физическом мире относится только к нашей октаве-миру и внутри него исчезновения действительно невозможны. Но если имеет место преобразование частот в частоты другой октавы, это означало бы исчезновение из одной октавы и появление в другой. Таким образом я фактически предполагаю область неизвестных нам способов трансформаций энергии. Однако здесь собака зарыта, которую еще нужно съесть. Упомянутые формулы сформулированы в рамках концепции корпускулярно-волнового дуализма, который сейчас мыслится "локально" в физике только микромира, а значит к макроявлениям типа исчезновений по дону Хуану не применим. Дальнейшее движение я вижу, во-первых, в изучении коллективных резонансных явлений, которые могли бы связывать микромир с макромиром. Во-вторых, упомянутый дуализм я не понимаю (по-моему, никто его толком не понимает). Так что этот принцип нуждается в полноценном осмыслении и понимании даже в теперешнем виде, а затем, я думаю, уже в рамках гипотезы о фундаментально волновой природе мира вообще, не только микромира. Тогда гипотеза о существовании других октав естественно вытекала бы из такого понимания всеобщности волновой природы материи.
Касательно коллективного резонанса как возможного способа связи микро и макро-явлений стоит отсановиться подробней. Тут ведь вот какая вещь - человек, если его рассматривать с точки зрения возможности исчезновения, представляет собой многоуровневую иерархическую систему, причем иерархия эта, наверное, уходит вершиной в те самы другие октавы. Я хочу сказать, что на каком-то уровне связь уже имеется, она непрерывна, и это то, что реализует в материи абстрактную идею единства бытия. Идея единства реализована в иерархии. Поэтому, если речь о резонансе, то это должен быть некий "иерархический" резонанс, не буквальное совпадение частот (годное только для "горизонтальных" уровней иерархии), а скорее консонанс (впрочем, я не силен в музыкальной терминологии). На уровне мировоззрения и мироощущения это то, о чем я говорю в "Смысле жизни" - некое устремление к полной реализации, намерение совершенства, присущее всему бытию как целому и каждой его частице в отдельности. В отдельности, значит понимаемое по-своему и на своем уровне, но тем не менее все эти очень разноуровневые понимания пребывают в первичном, базовом согласии друг с другом. Возможно, когда эта "точка согласия" достигается, иерархичная система в целом начинает проявлять "частотный универсализм", так сказать, и тогда снимаются ограничения на возможность физических (частотных) трансформаций лишь в отдельно взятой октаве, выглядящие столь принципиально непреодолимыми с обычной точки зрения. С другой стороны, резонанс сам по себе явление сложное, особенно учитывая упомянутые выше «диапазоны резонансов» как некое сложное явление, формирующее у нас цельное восприятие мира. Поэтому, возможно, не стоит вводить специальное понятие консонанса или некого «иерархического» резонанса.
В эту тему интересно ложатся мысленные эксперименты Дю-Преля, который экспериментировал с восприятием, например, «замедлял» наше зрение до частоты, меньшей 25 кадров в секунду, и представлял, какой мир мы видели б в итоге. В данном случае мы видели б, например, вместо привычного солнца яркую ленту на небе. Более того, эти эксперименты (насколько я помню) показали, что диапазоны восприятия от различных органов чувств не могут быть произвольными, они должны согласовываться друг с другом по принципу возможности адекватных реакций и поведения в мире. Так что тольтеки на практике подтвердили выводы Дю-Преля о квантованности (непроизвольности) наборов согласованных диапазонов восприятия. При этом они пошли дальше и утверждали, что переход к другим согласованным наборам одновременно означает и переход в другие миры с исчезновением из этого.

Однако, без сомнения, самой интересной возможностью перемещений точки сборки, включающей в себя как «видение» (восприятие) абстракций, так и физическое исчезновение из этого мира, является упомянутое ранее «третье внимание». В этом случае исчезновение окончательное, поскольку оно связано с разрушением кокона восприятия. Интересно в этом месте провести аналогию с текстами Алисы Бейли, которая также связывала выход на третий уровень в рамках представлений о некой фундаментальной троичности человеческого существа с разрушением некого «яйца», каузального тела (кажется). Она также описывала различные способы разрушения этого яйца, присущие людям разных лучевых типов (см. статью об А.Бейли). Более явная параллель прослеживается с гораздо более знакомыми западной культуре христианскими представлениями о вознесении как неком способе умирать (точнее обретать бессмертие), физически исчезая из этого мира. Тольтеки лишь лишили это достижение статуса уникальности и придали ему статус некой «высокой технологии». В этом они не уникальны. Элизабет и Марк Профеты посвятили специальную книгу этому вопросу – «Досье на вознесение».

Развитие следует


Рецензии
Спасибо очень люопытный обзор творчества КК
[quote]Однако теория, лежащая в основе традиции тольтекских магов, оказалась весьма необычной и оригинальной. Насколько мне известно, она не похожа ни на какое западное или восточное эзотерическое учение, хотя, разумеется, не противоречит им и имеет интересные стыковки.
[/quote]
совершенно с вами согласен
было бы любопытно продолжить общение на тему КК
на одном из форумов связанных с толтекской традицией :)
www.darorla.org
заходите в гости

Fidel   26.06.2013 13:31     Заявить о нарушении