Обучение родительству

О родителях, радости и проблемах родительства мы говорим с руководителем проекта «Счастливое родительство», менеджером МСПДМ Ириной Орлянской

 - Занятия на наших курсах, преподавателями которых являются, пожалуй, одни из лучших специалистов Череповца в самых различных областях, нужны, прежде всего, тем горожанам, которые готовятся стать родителями или уже стали ими и они чувствуют потребность в квалифицированном профессиональном сопровождении и окружении себя людьми, оказавшимися в таком же положении что и они.

«Беременные» папы

- Насколько я понимаю, к родам у вас готовят не только будущих мамочек, но и папочек. Хорошо, если, скажем, те же акушеры отрабатывают с будущими мамами различные типы дыхания при беременности и родах, обучают удобным позам, специальному массажу, учат поддерживать обратную связь с еще не родившимся ребенком, то при чем здесь папы?
- У нас занимаются те папы, которые принимают решение о совместных родах.
- ?
- Речь идет о рождении ребенка в непосредственном присутствии будущего отца. Мы их готовим к этому событию. Важно, чтобы в ситуации, когда мама рожает, папа не выступал в роли бесплатного приложения и мог оказать посильную помощь жене. Интересно, что те папы, которые уже побывали при рождении собственного ребенка приходили к нам и просили передать «новым» папам, чтобы те обязательно присутствовали при родах.
- И как они аргументировали свое обращение?
- Перечислю. Первое. Женщина при родах находится в не совсем адекватном психологическом состоянии. Ей нужна поддержка, помощь. Возникает потребность напомнить о правильном дыхании, помочь массажем. Нужно помочь расслабиться, ласковое слово вовремя сказать.
- А врачи, медсестры?
- Так они же заняты. Зачастую у них просто нет времени обращать внимание на психологическое состояние одной женщины. Кроме того, близкий человек в таких ситуациях ведет себя более деликатно и даже психологически грамотно, чем профессионал.
- Каков второй аргумент?
- Второй аргумент наших пап звучит следующим образом. Папа всегда может позвать вовремя акушерку. Когда его жена начинает рожать, он всегда может оперативно сообщить об этом врачам и даже настоять на том, чтобы они делали все как полагается. Без этого необходимого уровня требовательности врачи могут проигнорировать очень важные этапы поведения будущей мамы при рождении ребенка. Отсюда совсем ненужные психологические травмы у женщин, разные неприятные физические последствия.
- Ну, а в третьих?
- В- третьих, папы говорят, что, когда они присутствуют в палате роженицы, то акушерки просто на порядок внимательнее и отзывчивее к их женам. Есть и четвертый аргумент.
- Какой?
- Как папа может пропустить эту первую встречу с ребеночком, когда он лежит у мам на животе?! Есть такой важный момент при рождении ребенка, когда в течении первого часа у ребенка вырабатываются первые инстинктивные чувства любви и привязанности к своим родителям. Примерно, как импринтинг у животных. Маму то ребенок запомнит, запечатлеет. А папу?!
- Да неужели?!
- Важны именно первые часы. Дело в том, что общая чувствительность у ребенка после столь мощного стресса резко обостряется. Дети и лучше видят, и лучше слышат. Мобилизуются все кинестетические каналы. Потом, когда ребенок приходит в норму, эта готовность запоминать, запечатлевать, постепенно сходит на нет.
- А папы рядом нет!
- Да! И очень многие папы говорят, что ребеночек их видит, радуется, улыбается им. Многие папы просто счастливы, когда прикладывают ребеночка к своему животу. Ребенок чувствует знакомую, комфортную среду, слышит голос папы.

Отцовство и материнство как общественная проблема

- Если повнимательнее присмотреться к тому, как у нас в обществе смотрят на проблему отцовства, то можно отметить – этой проблеме никто у нас особого внимания во общем-то и не уделяет. Если на проблему материнства как-то еще внимание обращают, то будущих отцов у нас никто не готовит. А ведь это тоже значимо – пораньше готовить мужчину к отцовским функциям. Тогда он может эффективно принимать участие в воспитании своего ребенка уже с самого рождения. И потом, здесь немаловажным является и такое обстоятельство – если мужчина принял такой «крест» на себя, в самый сложный для женщины период, то и в других, последующих, не менее сложных ситуациях, он поведет себя достойно и на него можно рассчитывать.
- Получается, что у мам с проблемой материнства все безоблачно?
- Если говорить про проблему материнства, то женщины ведь к нам приходят очень разные. У кого то благополучный брак, кто-то живет с сожителем и у женщины стрессовая ситуация: «А вдруг предаст любимый человек?» А есть и те, кого мужчина уже предал. Есть женщины, которые по тем или иным причинам, потеряли мужчину. Умер ли, погиб ли. Поэтому корректировать приходиться этих женщин.
- И как это происходит. Ведь неблагополучная женщина может попасть в круг вполне счастливых будущих мам. И они ее будут раздражать.
- Мы таких женщин вычисляем уже на первых тренингах, когда речь заходит о будущем материнстве, их ожиданиях и опасениях. Все женщины имеют возможность сказать, но ведь уже и этого достаточно, чтобы констатировать какую-то проблему. Им нужна помощь психолога – психотерапевта. Психологические проблемы будущей мамы видны и тогда, когда мы работаем на приборах БОС – биологической обратной связи. Во обще все наши тренинги позитивно ориентированы, радостны. И женщины – тревожные, беспокойные, начинают ощущать к ним бережное отношение. И этот позитивный настрой постепенно перестраивает их первоначально пессимистический настрой на более радужный и оптимистичный тон.
- Но затем они возвращаются к той ситуации с которой пришли?
- Нет. Они обрастают друзьями. У них появляется новый круг знакомых. Они выходят из того замкнутого состояния в котором находились пока не пришли к нам. И после роддома мы их не оставляем. Поддерживаем связи, интересуемся, организуем группы поддержки для тех, кто уже родил. Сейчас мы заключили договор с одним из череповецких детских садиков. Там у них очень хороший дидактический материал на базе центра Монтессори. Это то, что нужно нашим маленьким детям: развитие сенсорной сферы, социализация с другими детьми, с другими взрослыми.
- Есть ли среди ваших клиенток женщины внешне благополучные, успешные, но в плане рождения детей – не лучшие будущие матери.
- Сколько угодно. Они приходят к нам и внешне заявляют, что хотят ребенка. Но тесты, которые мы с ними проводим, показывают, что далеко не все так благоплучно, что не принимают они своего будущего ребенка. Порой сами этого не сознавая. Есть женщины, делающие карьеру. Они готовы для своих будущих детей и кормилицу нанять – считают, что ребенком им совсем некогда будет заниматься.
- Чего не хватает Вашим курсам?
- Много чего. Например, очень хорошо было бы иметь в штате пренатальных психологов, работающими с детьми прямо после зачатия. В Москве такие психологи есть, там даже специализация на факультетах психологии такая есть. У нас – увы. Интереснее вещи открываются – многие задатки будущих способностей ребенка закладываются еще в материнской утробе. Известно, например, что ребенок слышит. Сначала он слышит внутренние шумы: стучание сердца, журчание кишечника. Когда с ростом тела он переворачивается подальше от сердца, он начинает слышать голоса извне. До этого он слышал по вибрации голос мамы: она пела, разговаривала. Теперь же он слышит и чужие голоса. На наших приборах очень четко видно, как ребенок реагирует на голос матери, как начинает играть с ней. Так как мама находиться в добром, расслабленном, позитивном настроении, дети чувствуют это и начинают отвечать – например, пытаются помешать маме определенным образом дышать.
- Означает ли все сказанное, что вы готовите мам и отцов не к родам, а к нечто большему?
- Безусловно. Мы готовим молодых людей к материнству и отцовству. Пытаемся усилить, психологически простимулировать именно этот момент.

Интервью взял Игорь Васюков




 


Рецензии