Извечная тема
"Но вот у него помутилось в глазах,
Всходя на ступеньку, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?"
Это, конечно, легенда. Печальная, щемящая, но легенда. А сколько существует истинных историй, когда мать, жертвуя собой, делает порой невозможное для того, чтобы выходить свое дитя, вырастить, вывести в люди!
Уходят в небытие, забываются бессонные ночи, горы пеленок, очереди за детским питанием на молочной кухне(какое счастье, что сегодня эти бытовые ужасы стали историей, о которой помнят лишь мамы весьма солидного возраста), обиды и огорчения, а чувства остаются. Остаются и живут в нас до конца дней. Только хорошо, если это чувства разумные, если они не мешают жить ни себе, ни другим.
Время бежит незаметно. Глядишь - вчерашний малыш уже вырос. Еще немного - и у него появляется своя семья. Волей-неволей мать приобретает новый статус. Она становится либо свекровью, либо тещей. И этот момент для многих становится испытанием. Не каждый в состоянии осмыслить тот факт, что мальчик или девочка уже не их собственность, что теперь любовь надо делить с другим человеком. Отсюда нередко появляются амбиции, претензии, обиды. И, если человек не в состоянии с ними справиться, возникают конфликтные ситуации, оканчивающиеся порой весьма плачевно.
Нужно обладать особым тактом для того, чтобы подойти к любой ситуации по-умному; если не помочь, то, по крайней мере, не навредить, а в случае оказания помощи не требовать за свои действия повышенной платы. Только такая, единственно верная, на мой взгляд, позиция может обеспечить мир и взаимное уважение.
К сожалению, жизнь порой предоставляет случаи, когда слепая материнская любовь либо препятствовала женитьбе своего чада, считая его избранника (избранницу) не парой, либо доводило дело до развода, если свадьба все-таки имела место. При этом не отдавалось отчета в том, что подобными действиями грубо коверкается жизнь дорогим людям.
Так вот, не дали родители соединиться моим друзьям только потому, что она была русской, а он - армянином. Ребята расстались. Он женился, она вышла замуж, сделав весьма престижную партию. И что же? Как тот, так и другой, не обрели счастья. Мало того, они сделали несчастными тех, кто связал с ними свою судьбу. Как им потом хотелось все изменить, повернув годы вспять. Но, увы, жизнь не сказка, не фантастический роман, и уйти от действительности можно лишь на крыльях мечты или во сне. Спрашивается, почему вдруг я вспомнила обо всем этом? Да потому, что одна знакомая, вернувшись из поездки в наши южные края, рассказала мне следующую историю.
В бархатный осенний сезон, когда солнечные лучи становятся более мягкими, побережье Мертвого моря притягивает людей особенно сильно. Одни приезжают сюда на лечение, другие - для профилактики. Особенно много народу бывает по пятничным и субботним дням. В будни же остаются только те, что, приехав издалека, обосновались на какой-то период времени в гостиницах и пансионатах. И неудивительно, что все, кто поправляет свое здоровье целебными ваннами, толкутся на одном пятачке, находясь в общем поле зрения. От нечего делать завязываются знакомства. Особенно между людьми, разговаривающими на одном языке.
Вот и к моей знакомой в то время, когда она честно отсиживала положенные 15 минут в голубоватой воде, напоминающей по виду мыльный раствор, а на ощупь глицерин, подгребла незнакомая дама, которая завела разговор о том, как нынче тяжело с детьми.
Вероятно, этой даме(назовем ее Первой в отличие от моей знакомой, которой присвоим номер Второй),та очень понравилась, а потому, выйдя из озера, последовала за ней сначала под душ, где они дружно смыли с себя излишки соли, а потом под грибок, спасающий от коварных лучей израильского солнца.
Как правило, на пляже этикет идет по боку. И Первая дама обратилась ко Второй с вопросом:
- Скажите, пожалуйста, нет ли у Вас часом дочери?
Та, по своей наивности не ожидая подвоха, чистосердечно ответила:
- Есть.
Ах, если бы она только знала, какую допустила стратегическую ошибку! После такого признания отвязаться от собеседницы, пожелавшей, во что бы то ни стало, познакомить девочку со своим сыном, оказалось делом чрезвычайно сложным.
- Нам надо непременно это сделать. Вы себе даже не представляете, какой он у меня хороший, умный, начитанный, образованный! Только настолько несмелый, что не может ни с кем познакомиться. А кому еще, как не маме, позаботиться о ребенке?
- А сколько лет вашему сыну?
- Тридцать.
Вторая дама оглянулась. Рядом с Первой стоял парень лет на десять младше указанного возраста, которого она, ни на минуту не замолкая, сначала обтерла, а потом завернула в простынь, под которой это великовозрастное дитя девятнадцати лет от роду, при всех (прошу прощения за несколько шокирующую подробность), стал менять плавки на трусы.
Наверно, на лице Второй дамы было написано столько удивления, что парень замахал руками:
- Нет, нет, не смотрите на меня так. Это не я, это мой брат. Вон тот. - И он протянул руку в направлении шезлонга, в котором сидел какой-то мужчина.
Кандидат в женихи, рьяно разрекламированный собственной мамашей, действительно, был немолод, слегка лысоват и толстоват, о чем свидетельствовало небольшое брюшко, свешивающееся над плавками.
Несмотря на то, что этот человек явно не вписывался в представление моей знакомой о будущем зяте для двадцатилетней девочки, она, будучи человеком культурным, она все-таки поддержала разговор:
- Неужели до тридцати лет он так себе ничего и не смог подобрать?
- Ах, вы себе и представить не можете, до чего непорядочны сегодня девушки. И как только их воспитывают?
Глубокий вздох, последовавший за сим вопросом, четко говорил о явном наличии нешуточной проблемы, в которую Вторая дама не пожелала вдаваться, а потому, прервав разговор, становившийся опасным, извинилась и отошла к мужу.
Только, если гончая взяла след, она старается не упустить добычи. И Первая дама вновь атаковала Вторую, стоило той зайти в воду. Она стала просить у нее номер телефона.
- Но мы живем далеко отсюда, на Севере, - пыталась по-хорошему отойти от данной темы моя знакомая. От вашего Ашдода до нашего Моцкина более четырех часов быстрой езды на автомашине.
- Это не имеет значения. Лишь бы девочка была подходящая.
- Но ведь Вы ничего о ней не знаете!
- Судя по маме, это то, что надо.
У моей знакомой иссякли аргументы. К тому же она просто потеряла дар речи, а потому вышла из воды. Однако несколько минут спустя, была атакована вновь. Дело принимало нешуточный оборот. Имея мягкий характер, Вторая дама не любила, да и не умела ссориться, а потому просто ушла с пляжа, а назавтра, решив не рисковать, лишила себя водных процедур.
Услышав, после ее возвращения домой, эту историю, я подумала, о том, как несчастна будет та девушка, которая вдруг рискнет выйти замуж за сына этой женщины. Ведь мамаша не оставит в покое ни его, ни ее. Так и будет пить соки до тех пор, пока невестка не повернется и уйдет, плюнув на все. Это в лучшем случае. А в худшем, будет просто выгнана из квартиры, как это случилось с одной молодой женщиной, которую родители выдали замуж перед самым отъездом и, снабдив солидным багажом, отправили с новой семьей в Израиль.
Не знаю, чем уж так она провинилась, но ее, двадцатилетнюю, беременную, не имеющую в стране ни родных, ни близких, обобрав, выгнали на улицу, да еще и ославили на всех перекрестках.
"А, что муж?" - спросите вы. Муж, вместо того, чтобы защитить ту, что носила под сердцем его ребенка, как китайский болванчик, послушно кивал, во всем слушаясь своей матери. Молодой же жене приходилось ночевать то у одной соученицы по ульпану, то у другой.
Хорошо, что мир не без добрых людей. И, в конце концов, в ней приняла участие одна религиозная семья. Помогла устроиться на работу, ускорить развод, с которым ее бывшие родственники не спешили, и вытащить из этой семьи, поступившей вопреки человеческим нормам, определенную сумму денег.
Сейчас, по прошествии семи лет, когда мальчик уже пошел в школу, ей, получившей амигуровскую квартиру, окончившей курсы бухгалтеров и нашедшей неплохую работу, все кажется просто страшным сном. Но ведь все это было. И оставило в душе такой отпечаток, что о личной жизни она не допускает и мысли, всех мужчин, обращающих на нее внимание, обходит за версту.
1998
Свидетельство о публикации №205091800069