Вежливый отказ и прочее

Некоторые выражения необходимо понимать при поиске новой или дополнительной работы и в некоторых других случаях деловых переговоров.

1. Overqualified – дословно означает: «излишне квалифицированный», то есть вам говорят: «Ваша квалификация слишком большая».
На самом деле вам говорят несколько больше: «Мы были счастливы пообщаться с вами, нас очень порадовал проявленный вами интерес к сотрудничеству с нашей фирмой, представленная вами презентация ваших работ показала вашу высочайшую квалификацию в области тех работ, которые вы выполняли. К сожалению, вакансия, на которую мы ищем сейчас человека, предполагает несколько иное направление деятельности, не требующее столь высокой квалификации, как ваша. Мы надеемся, что в будущем при возникновении возможности сотрудничества на более высоком уровне, мы свяжемся с вами и предложим вам достойную вакансию, соответствующую вашим возможностям и потребностям, а главное – вашей высокой квалификации».

Это - одна из форм вежливого отказа, которую следует перевести на русский язык следующим образом: «Вы староваты для нас и превратились в руководителя, так что вряд ли окупите свою зарплату у нас. Не стоит явно обижать вас, не исключаем, что наши пути в будущем пересекутся, а лучше иметь друга, чем врага. Так что заглотните этот комплимент и катитесь ко всем чертям, старикашка, и не звоните нам больше».

Проще говоря, это – кал в шоколаде.

2. Объявление о заманчиво высокооплачиваемой работе в офисе.
Достойная (или неожиданно интересная) работа, работа в офисе, не требующая квалификации, обучение, карьерный рост и так далее. Встреча в бизнес-центре. Любопытно, что в одной и той же газете вы найдёте приблизительно одинаковые по содержанию предложения, совершенно одни и те же телефоны, но спросить надо различных людей – Алису, Елену, Валентину, Николая Ивановича, Петра Иннокентьевича, Татьяну Георгиевну, и просто Валентина. Вас пригласят на собеседование, предложат заполнить краткую анкету, сделают вид, что изучили её.
Вам будут рассказывать о международной фирме, с огромным товарооборотом, называть конкретные миллионы долларов, называть солидных партнёров. Скорее всего, названия этой фирмы вы никогда не слышали, но, может быть, назовут и известную фирму. Вам скажут, что фирма расширяется и как раз сейчас набирает сотрудников.
После этого вам предложат придти к определенному часу с документами и принести триста (пятьсот, четыреста семьдесят или иную сумму) рублей. Вам скажут, что вас будут учить работать в этой фирме, и выдадут учебные фильмы, журналы и компакт-диски, которые как раз и стоят эту сумму. Вся фишка – в этих деньгах. За свои денежки вы приобретете пачку макулатуры, бросовую компашку и прочий хлам, в котором вас призывают зарабатывать с помощью очередной финансовой пирамиды. Вам предложат купить за свои деньги какой-то товар, и продать его по более дорогой цене. Попробуйте-ка на этом заработать! На вас заработают – это точно. А вот вы свой товар сможете впарить только тем, кто так же, как и вы надеется на нем разбогатеть. На самом деле это – кидалово для лохов.
Подумайте сами, если солидная фирма ищет сотрудников на высокооплачиваемую должность, разве тот краткий диалог, где вы, в основном, слушали, а ваш собеседник, в основном, говорил – позволит фирме выявить действительно достойных сотрудников? И разве вас не смущает та анкета, которую вы заполните, где большее внимание уделяется тому, «откуда вы узнали об этой работе – а) из газеты, б) из рекламы по телевизору, в) из рекламы по радио, г) из рекламы в метро, д) от друзей, е) другое?» и «какую цель вы ставите – а) зарабатывать побольше, б) зарубежные командировки, в) карьерный рост, д) интересная, живая работа?»
Эта анкета ставит целью узнать, как эффективнее привлекать новых лохов – телевидением ли, по радио, или же рекламой в метро? Чем эффективнее их соблазнять – заработками, независимостью, загранпоездками, или карьерным ростом?
Иными словами, «рыбка, расскажи, на что ты клюнула, дура?»

3. Конкурс на разработку для сотрудничества с видной зарубежной фирмой. Вам предлагают осуществить разработку в некоторой научной области, в которой вы специалист. Вы изучаете вопрос и понимаете, что работа вам по плечу. Вас могут даже пригласить на собеседование, и – о, чудо! – оплатить проезд! После этого вы понимаете, что вы вытянули счастливый билет на сотрудничество с серьёзной фирмой, и, конечно же, это позволит вам заработать серьёзные деньги. Вы расшибаетесь в лепёшку, чтобы получить этот заказ. Вы изучаете литературу, патенты, предлагаете свои решения, может быть даже патентоспособные. Делаете расчеты. Вам обещают, что сотрудничество, вероятнее всего состоится. Но эти заявки должны пройти конкурсный отбор. Через несколько месяцев фирма отвечает, что предложенные вами методы и способы решения поставленной задачи им известны и не достаточно эффективны для создания тех устройств, которые планировались, в те сроки (за ту цену, или в тех габаритах), на которые фирма рассчитывала. Получается, что вы задаром осуществили патентный поиск, ломали голову, и даже, быть может, выдали на гора несколько великолепных идей. Вначале вас огорошили тем, что оплатили проезд для предварительного собеседования, и вы решили, что уж большая работа и некоторый предварительный теоретический результат никак не может не быть оплачен. На самом деле оказывается, что ваши затраты совершенно несоизмеримы в сравнении с тем, что на вас потратили, а их расходы многократно окупаются. Этим способом доения отечественной науки грешат некоторые азиатские фирмы.

4. Вы, руководитель среднего ранга, пытаетесь заключить договор на выполнение определенных работ. Вам говорят, что хотели бы встретиться с непосредственными исполнителями работ, чтобы утрясти некоторые детали работы, согласовать техническое задание. Вы соглашаетесь. После этого у вас переманивают лучших сотрудников, соблазняя их большей зарплатой, чем вы платите. Не следовало соглашаться знакомить заказчика с исполнителями, пока не оформились какие-то отношения. Да и вообще не очень-то надо своих сотрудников выводить на рынок услуг.


Рецензии