Мария Ефимовна

         Мария Ефимовна


                (ей так хотелось посмотреть Москву…)


Мария Ефимовна всю свою жизнь прожила в степной деревушке, что в Ростовской области Целинского района. Деревушка с красивым названием Прелесное стояла на Сальских степях. А степь вокруг была такая ровная-ровная, словно стол и как зеркало, хоть яичко кати. Всю жизнь Мария Ефимовна мечтала хоть раз побывать в столице, хоть одним глазком посмотреть Москву, город о котором так много было снято фильмов, пересмотренных ей в сельской кинопередвижке, о котором она так много слышала, а вот побывать в столице ей, как-то, и не приходилось.
Её старшая дочь Анна закончила Ростовский техникум железнодорожного транспорта и по распределению, уехала на далёкую сибирскую станцию с редким и холодным названием - Зима. Вскоре у дочери родился сын Андрей, (ваш покорный слуга) и Мария Ефимовна стала бабушкой. Нужно было ехать на смотрины первенца, так у неё представился реальный шанс посмотреть столицу.
 До Зимы из Ростова-на-Дону, ближайшего города, где проходили поезда дальнего следования, можно было доехать и прямым маршрутом, но она  купила билет на поезд с пересадкой в Москве, специально, чтобы заехать в столицу. Она долго читала на вокзале в Ростове расписание поездов, подбирая себе такой поезд, чтобы в Москву пришел утром, а из Москвы ушел  вечером, чтобы было время днём погулять по городу.

К радости женщины на Курский вокзал из Ростова-на-Дону поезд прибыл во время и по расписанию. С вещами и с горем пополам перебравшись на Ярославский вокзал, она сдала багаж в камеру хранения, закомпостировала билет до Зимы и присела немножко перевести дух в зале ожидания, волнуясь в предчувствии увидеть наяву прелести и красоты столицы. По громкоговорителю объявляли, что желающие могут посмотреть Москву на экскурсионном автобусе, который через полчаса отправится прямо с площади от Ярославского вокзала.
- И цена подходящая, и покажут всё, и Красную площадь, и соборы, а то в этом метро затолкут, и запутаешься – в душе радовалась она.
И вот передохнув, женщина отправилась на площадь из зала ожидания.

На выходе из здания Ярославского вокзала были двойные, тяжелые стеклянные двери в металлическом окладе, которые открывались на обе стороны и подхваченные сквозняком, сильно размахивались,  останавливаясь не сразу.

- Вот если они кому-нибудь по морде «залепят», то мало, наверное, не покажется…. надо бы их пройти вслед, на мгновение, в нерешительности замерев, подумала про себя Мария Ефимовна.

И вот пытаясь проскочить в дверь вслед за солдатом, она чем-то немного  отвлеклась…. Служивый двери не придержал и они со всего маху так крепко «поцеловали» Марию Ефимовну,  что из глаз у неё посыпались разноцветные звёздочки, сразу же замельтешив всякими разными метлячками и блисточками. От такого неожиданного удара женщина отлетела к другим дверям, которые её тоже хорошо «приложили» теперь уже сзади. Она, схватившись за голову, охнула, и стала медленно оседать…
- А итит же ж твою мать!!! - вырвалось у неё.
- Вот же ж, сволочь такая, хоть бы двери эти проклятые придержал,  кто их такие  поставил, что б ему пусто было, чтоб его заразу такими дверями! - причитала Мария Ефимовна. - И чего я это дура старая тут варежку раззявила, и куда смотрела!? Хоть бы руки  вперёд выставила, что ли? Да морду бы приберегла - не успокаивалась она. Глаз у женщины сразу заплыл, губы вздулись, голова, в которой эхом отдавался удар от дверей, затрещала. Попричитав и повыв ещё малость, женщина тихо отправилась искать медпункт, продолжая подвывать по дороге.
- Ууу…! Посмотрела Москву, раззява я старая…

+ + +

- Ой, кто же это Вас так? - с недоумением, спросил её  молодой врач, искренне сожалея.
- Да дверями этими окаянными, Москву пошла, посмотреть - охая и ахая, причитала Мария Ефимовна.
- Осторожнее надо быть, ну как же Вы так? - сочувственно удивлялся доктор.

Остаток времени до отправления поезда бабушка провела в зале ожидания, проклиная всё и всех на свете, размышляя на тему…  почему всё именно так получилось?
- Или судьба, или сама дура? Приедет теперь бабушка к внуку с разбитой мордой, вот радости будет, перепугаю теперь внука до смерти своим видом - ещё долго разговаривала сама с собой Мария Ефимовна.

А из репродуктора тем временем продолжался раздаваться приятный голос диктора:
- Желающие посмотреть Москву, вас ожидает экскурсионный автобус на площади у вокзала, с увлекательным маршрутом по достопримечательностям столицы, где вы приятно проведёте время…

Андрей Днепровский - Безбашенный.  (A.DNEPR)

                8 марта 2002г


Памяти моей бабушки, Серединой Марии Ефимовны, это событие 1963го года, которое ей очень запомнились, в то время мне было только полгода:) Моя бабушка меня бестолкового очень любила, наверное, больше, чем я её, до сих пор очень жалею, что хоронить бабушку из Москвы в Зиму не приехал, не смог… Были те обстоятельства, о которых забыл, бабушка смогла вот приехать, я вот – не смог! О чём корю себя до сих пор. Бабушка покоится на новом кладбище в Зиме, возле великого Транссиба, как с железнодорожного моста съедешь, первый поворот направо на кладбище, там, где бегают белочки, это и есть могила моей бабушки, которой – светлая память… и низкий поклон до самой земли.  Бабушка много забыла, но про эту Московскую дверь, почему-то всегда вспоминала, наверно, плохое, помнится дольше, нежели хорошее.

- Унучек, в вечеру будет дождик…
- Ба, откуда ты знаешь..?
- Доживёшь до моих лет, и не такое узнаешь…

Теперь я дожил до её лет, но почему-то застыл, ночным поездом на том самом вокзале…

Все поезда, что прибывают в Зиму, всегда дают долгий сигнал возле кладбища, наверное, это не просто сигнал, а память о прошлом, без которого нет – настоящего!


Рецензии