На веранде

Однажды поздним летним вечером, на веранде старой дачи, одной из тех, что строились еще в давние времена на участках с большими деревьями и густыми кустарниками сидели двое - мужчина и женщина. Мужчина, несмотря на седину в волосах, выдававшую его возраст около пятидесяти лет или чуть больше того, выглядел прекрасно – был подтянут и свеж, как английский лорд, готовый равно как к аудиенции с Королевой, так и для выражения претензий своему слуге. Голову держал прямо, сидел, легко опершись на перила веранды, и задумчиво пускал вверх колечки сигарного дыма. У него было четко очерченное лицо, словно выточенное из мрамора, на котором от времени образовались черные трещины-морщины. Впрочем, они его не портили, а украшали, как бывает со всяким качественным произведением, на которое легла печать времени. В глазах скрывалась та едва заметная доля цинизма, что делает мужчин столь привлекательными в глазах слабого пола.
Время от времени он с затаенным интересом поглядывал на женщину, словно ожидая от нее какого-то высказывания или продолжения незаконченной мысли.
Женщина, красивая дама лет тридцати, с густыми, каштановыми волосами и зелеными глазами, подперев голову ладонями, мечтательно смотрела на крупные, сочные звезды, низко повисшими над землей в этот августовский вечер. Словно не замечая немого ожидания мужчины, она внимательно разглядывала созвездие Большой Медведицы так, словно ничего более важного в этот момент для нее не существовало.
Наконец, мужчина не выдержал. Он слегка кашлянул, стряхнул пепел с сигары и тихо сказал:
- Вы так и не ответили на мой вопрос. Конечно, если он показался вам бестактным… Я прошу прощения…
Женщина неожиданно резко повернулась, отчего густой сигарный дым, повисший в воздухе, дернулся, словно испуганный пес:
- Вы хотите знать, почему я одна?
- Действительно странно. Вы, такая красивая, образованная и… - мужчина на секунду замялся. – Поверьте мне, очень сексуальная. Вам стоит только пальцем поманить. Уж я в этом понимаю.
Женщина помолчала, потратила несколько секунд на то, чтобы помочь маленькому паучку взобраться на перила и только потом тихо произнесла:
- Наверное, вы ждете от меня историю про роковую страсть. Про единственную любовь, которая раз и навсегда завладела моим сердцем и которую я пронесла через всю жизнь… Не исключаю, что вам бы понравилось, если бы мой герой погиб, спасая жизнь нашего ребенка. Или…
- Я не любитель мелодрам, - неожиданно жестко произнес мужчина. – Но меня действительно интересуете вы.
Женщина снова выдержала паузу, на этот раз, устремив взгляд в листья березы, ветки которой касались столика на веранде.
Возможно, в другое время подобные паузы выглядели бы претенциозно, не вызывая ничего, кроме раздражения. Но в этот вечер, когда все замерло, и стрекот кузнечиков, звучавший ровным фоном, только подчеркивал тишину и разливавшуюся вокруг благость, паузы создавали ту долю напряжения, которая так хороша в интимном и немного двусмысленном разговоре между мужчиной и женщиной.
Наконец, женщина прервала молчание:
- Боюсь, что разочарую вас, но на самом деле все довольно банально. Просто, есть дороги, по которым я не хожу, а близкие отношения с мужчиной – одна из них.
В глазах мужчины застыл вопрос, и, заметив это, женщина продолжила:
- Ну, например, представьте себе окраину Москвы, какой-нибудь отдаленный, рабочий район. По вечерам из кафе или залов с игровыми автоматами вываливаются пьяные, обкуренные подростки, агрессивные, жаждущие приключений юные монстры. Нормальные жители сидят, запершись в своих квартирах, даже не помышляя о том, чтобы прогуляться по улице. Разве что одинокий хозяин с собачкой, словно извиняясь за то, что нарушает чужой час, потопчется немного в своем дворе и скорее, обратно домой. На этих улицах почти не горят фонари, потому что они выбиты и только неясные тени перемещаются от одного столба к другому, словно боясь быть узнанными…
Столь вычурная манера женщины выражаться не ослабила интереса ее виз-а-ви, наоборот, в его глазах загорелся какой-то странный огонек.
- И теперь представьте, что в такой район попадает одинокая женщина. Обычная, слабая женщина, которая вдруг совершенно открыто идет по этим улицам. Как вы думаете, что ее может ждать?
Мужчина выразительно пожал плечами, ожидая продолжения.
- В лучшем случае ее стукнут по голове и отнимут сумочку. В худшем… изнасилуют или убьют. Вот эти самые юные криминальные элементы. А может и не юные, но какая разница?
Она немного помолчала, давая возможность осмыслить сказанное и сделать предположения по поводу дальнейшего развития мысли.
- Так вот, что касается любви…. Для меня любовь - эта та самая улица с выбитыми фонарями и криминальными персонажами. В роли последних выступают мои личные качества: эгоизм, чувство собственничества и болезненная ревность. К сожалению, я не могу пройти по этой дороге, не встретившись с ними. Даже если предмет моей любви окажется настолько благородным, что не будет давать для этого никакого повода. Главное, что они есть во мне и при малейшей возможности не задерживаются, чтобы вылезти наружу. Это оказывается очень разрушительно. В первую очередь, для меня. Потом для человека, который рядом, а заодно и для всех окружающих. Не говоря уже о том, что довольно скоро сами отношения превращаются в улицу, где не осталось ни одного целого фонаря. А это, согласитесь, всегда грустно.
На этот раз паузу выдержал мужчина, сосредоточившись на своей сигаре и светлом дыме, таявшем в листьях березы. Немного помолчав, сказал:
- Странно, что вы так откровенно заявляете о своих слабостях. Обычно женщины пытаются продемонстрировать свои лучшие черты.
- К сожалению, в любви очень мало проявляются мои лучшие черты, - ответила женщина. - Намного более ярко выступают плохие. Я их так и называю – криминальные элементы.
- И что же делать? – мужчина с легкой насмешкой посмотрел ей прямо в глаза.
- Держать дистанцию. Лично для меня это означает вынужденное одиночество. Опять же грустно, но что делать? В конце концов, так будет лучше для всех. Впрочем, со мной можно общаться как … с другом. В этом качестве я себя проявляю очень неплохо.
Женщина повела плечами, как бы разгоняя усталость, медленно поднялась, с ласковой грустью взглянула на своего собеседника:
- Благодарю за беседу, с вами было очень интересно.
- Да мы и не поговорили ни о чем! Я думал, наша беседа только началась?
Женщина снова несколько секунд задумчиво глядела куда-то вглубь сада:
- Надеюсь, еще будет возможность, а сейчас я пойду спать, а то утром сестра не сможет меня добудиться и будет недовольна, если я не пойду с ней на рынок. Простите.
С кошачьей грацией она поднялась и прошла к двери, ведущей в дом. На пороге оглянулась:
- Кстати, прелесть беседы не всегда заключается в словах. Иногда особенно приятно бывает молчание. Спокойной ночи.
- Спокойной ночи…

Оказавшись в своей комнате, женщина довольно долго смотрела на себя в зеркало. Она и в самом деле была красива. Слишком красива для того, что бы быть просто другом. И об этом она прекрасно знала. За свои тридцать с небольшим лет она неплохо изучила психологию мужского пола и хорошо усвоила, что никакая красота не может быть залогом успеха, если не сумеешь создать тайну, интригу. Только что она проделала один из своих любимых приемов – обескуражила откровенностью и определила дистанцию, которую любой мужчина обязательно захочет преодолеть. Хотя бы для того, чтобы убедиться, действительно ли у нее такой дурной характер. Но этого удовольствия она ему не доставит, скорее, сама заставит ревновать, и таким образом, интрига продлится!
Мужчина ей нравился, очень сильно нравился и уже несколько месяцев, мельком встречая его у своей сестры, она поставила себе целью завоевать его сердце. Она узнала, что он вдовец, пять лет живущий в одиночестве и хранящий память о своей рано ушедшей супруге. Она решила, что этот срок вполне достаточен для того, чтобы начать новый роман, который, весьма вероятно, перерастет в серьезное чувство. Во всяком случае, она постарается. К тому же мужчина занимал хорошее положение в обществе, был весьма состоятелен, а значит, можно подумать о нем, как о супруге. После ее развода с мужем прошло уже три года, почему бы и нет?
Согреваемая приятными мыслями, женщина легла в постель, сладко потянулась и вскоре уже крепко спала, обдуваемая из окна свежим ночным ветерком.

После ее ухода мужчина еще долго сидел на веранде. Если бы в этот момент женщина увидела его, то поразилась бы перемене, произошедшей в его облике. Куда-то исчезла благородная осанка, опустившиеся вниз уголки губ еще больше обозначили глубокие морщины на лице, отчего оно сразу стало старым и некрасивым, взгляд помрачнел и потускнел.
Перед ним снова всплывали картины прошлого. Десять лет жизни с женой - красивой, капризной и самоуверенной. Десять лет мучительной ревности, когда он чуть было не свихнулся, чуть было не довел себя до самоубийства. Но вовремя остановился, потому что …нашел другой выход.
Он все тщательно продумал и когда убивал ее, сделал так, чтобы она до конца, до самых малейших деталей осознала весь тот ад, который творился в его душе эти годы. Он подробно, шаг за шагом поведал ей о своих переживаниях и под конец зачитал приговор. Сначала она усмехалась, не верила, что он сможет это сделать, но когда он достал шприц и начал набирать лекарство, в ее глазах появился ужас. Впервые в жизни он видел этот ужас в ее глазах, и неожиданно ему это …очень понравилось. Жалко, что все довольно быстро кончилось.
Когда он закончил вспоминать прошлое, его мысли вновь вернулись к сегодняшнему вечеру и той женщине, которая сейчас крепко спала, обдуваемая ночным ветерком. Мужчина был умен и довольно быстро разгадал ее игру. Его забавляла ее театральная манера общаться и в то же время какое-то особое очарование, с которым она подавала себя, словно дорогой подарок. Он ни на секунду не поверил в рассказы про «криминальные элементы» и «одинокую жизнь», которую она собирается вести. Он слишком хорошо знал тип этих зрелых хищниц. Такие женщины не ревнуют, они заставляют ревновать других. Ну что ж, а вдруг ей это действительно удастся?.. Тогда он еще раз сполна вкусит все муки ревности, пройдет через все круги ада, а потом… Потом он найдет способ, как доставить себе удовольствие.

На верхушках березы загорелись первые лучи восходящего солнца. Неожиданно громко, совсем рядом запела птица. На полу и на периллах веранды, как падающие листья осенью, стали возникать яркие солнечные пятна. Мужчина и не заметил, что ночь кончилась.
Он встал, прошел на летнюю кухню и заварил себе кофе. Потом снова сел в кресло и с удовольствием закурил сигару. Если бы сейчас кто-то прошел мимо, то увидел бы очень интересного господина с седоватой шевелюрой и идеально прямой спиной.
2005 г.


Рецензии