Из алкоголиков в супермены. Зев третий - психологический

Наркологи хорошо знают, что формирование химической зависимости тесно взаимосвязана с психикой человека и что предпосылки ее могут закладываться в детстве, в семье.
Каждый из нас наверняка не раз видел на улице, как задерганная мать (отец, бабка, дед) орет на еле плетущегося, капризничающего малыша, обзывая его далеко не лестными словами, а иногда и наказывая физически (представьте, что творится дома, в тайне от посторонних людских глаз!).
Отталкиваясь от этой – согласитесь - довольно частой в нашей жизни ситуации, я постараюсь показать один из психологических механизмов формирования характеров, которые могут попасть в группу риска.
Итак, малыш еле-еле волочит ноги, становится невнимательным, хнычет. Поведение ребенка спонтанно. Оно не преследует каких-либо целей, а просто отражает его состояние. Неокрепшие ножки малыша еще не привыкли преодолевать расстояния, которые в тягость даже его «тренированной» маме. Ребенок не просто утомился, он очень устал. Но разбираться в этом некогда. Мать (отец, бабушка, дедушка) тоже устала. Ей хочется поскорее добраться до дома и чу-уточку полежать. И уже близка вожделенная цель! Но Боже, как же медленно тянется этот ребенок!
- Догоняй!
Как будто и не слышит.
- Я кому сказал(а)?
Ноль вниманья.
- Ты слышишь, или нет?!
«Нет, да он(а) просто издевается!»
- Чтоб ты сдох, гаденыш! Убью, сволочь такая! - шлепок, подзатыльник...
Упаси меня Боже думать, что мама (отец, дед, бабака) в этот момент действительно желает смерти своему ребенку! Несомненно, нет!
Но беда в том, что ребенок все понимает буквально. И еще в том, что для человеческого мозга ничего не проходит бесследно. Он помнит все! Можно годами спорить о том, где и каким образом хранится в памяти информация, откуда и как она достается, почему одно вспоминается, а другое – нет. Но то, что любое воздействие на сознание человека оставляет в нем след – общепризнанно.
Так какие же следы остаются в памяти у ребенка в нашем случае? Естественно, отрицательные. Но это еще далеко не все. Главное (и самое страшное) заключается в том, что многократное повторение изо дня в день выражений типа «Я тебя прикончу!», «Будь ты проклят!», «Чтоб ты провалился!», «Выродок», «Тварь», «Скотина», «Чтоб ты сдох!» и подобные им постепенно, исподволь, настраивают ребенка на самоубийство. Помните поговорку: «Назови человека тысячу раз ослом, и он заикает»? – это как раз тот самый случай.
Я вовсе не хочу сказать, что ребенок попытается свести счеты с жизнью через день или даже через месяц. Нет. Загоняемая в подсознание программа срабатывает спустя годы, порой – десятилетия. И проявиться это может по-разному: от прямого самоубийства (вскрытые вены, выбрасывание из окна, чрезмерная доза снотворного), до самоуничтожения скрытого (наркомания, алкоголизм, токсикомания, провоцирование и активное участие в ситуациях с вероятным смертельным исходом). Поводы сведения счетов с жизнью также могут быть различные: неразделенная любовь, провал на экзаменах, более цивильное белье у подружки, смерть соседской кошки, скука…
Подсознательная же причина, во многих случаях, - одна: если я так плох(а) и никому не нужен(а) – а отношение родителей в детстве выступает в данном случае определяющим фактором, – то и жить не стоит.
А вовлечение человеком себя в химическую зависимость есть не что иное, как скрытое, растянутое во времени самоубийство.
Постоянные одергивания, высмеивание – зачастую, мнимых! – недостатков, охаивание стараний маленького человека, игнорирование его достоинств, грубая брань и наказания за неудачи порождают в ребенке чувство страха. Он начинает бояться сделать что-либо не так, не понравиться, не угодить. И чем больше он старается сделать что-то с оглядкой на чье-то мнение, чем больше страшится допустить промах, тем неотвратимей вероятность отрицательного результата. Образуется заколдованный круг, выбраться из которого ребенку, без помощи взрослых, бывает почти невозможно.
Поселившийся единожды в душе малыша и многократно подкрепленный родительскими взбучками, страх постепенно становится неотъемлемой составляющей жизни ребенка. Обрастая, как дерево мхом, отрицательным опытом, он растет вместе с маленьким человеком, захватывая все новые и новые сферы его души, пока, наконец, не превращается в один из главных компонентов восприятия окружающего мира. Человек начинает остерегаться чужих людей, учителей, родителей, собак, темноты, – в общем, всего, что его окружает.
Только, ради Бога, не надо представлять себе патологическую личность, шарахающуюся от всего, подобно Трусу в «Кавказской пленнице»! Я веду речь о страхе, запрессованном в подсознании. Поэтому внешне, в поступках, он может явно и не проявляться. Мало того, человек, подтачиваемый этим страхом, чаще всего не осознает, что вообще чего-то боится. Окружающие же видят в нем порой смелую, решительную, способную постоять за себя и других личность. И лишь в результате пристального внимания можно обнаружить некоторую мнительность, болезненную реакцию на пустяшные замечания и мелкие уколы, потребность «не давать себя в обиду» там, где этого вовсе не требуется, нервозную браваду в сложных ситуациях, стремление делать что-то тайком, потребность лгать без видимой на то причины. Очень часто бывает, что и смелостью, и решительностью, и мнительностью, и ложью руководит таящийся в закоулках подсознания страх.
Несправедливые наказания, избиения, брань, пренебрежительное отношение поселяют в душе ребенка, вместе со страхом, чувства неосознанной вины и глубоко запрятанной обиды.
Логика детских рассуждений проста: да, он(а) разбил(а) вазу, но ведь не нарочно! Тогда за что наказывают? Он(а) случайно порвал(а) одежду. Но разве он(а) виноват(а) в том, что железный прут торчал из земли именно там, где он(а) пробегал(а)?! И почему мама (папа, дедушка, бабушка) обзывает его злыми, нехорошими словами? Малыш так старался, выполняя домашнее задание (моя посуду, наводя порядок в комнате, готовя обед), а вместо ожидаемой похвалы слышит: «Опять ты пишешь, как курица лапой!», «Ты зачем весь пол залил в кухне, придурок?!», «Что за бардак ты устроил(а) в комнате, бестолочь такая?!», «Кто тебе позволил портить продукты, сволочь мелкая?!».
Пытаясь отыскать и не находя ответа на вопрос «Почему и за что меня ругают?», ребенок так или иначе приходит к выводу: я виноват потому, что просто родился; я никому не нужен и никто меня не любит.
Проявление гнева, злобы, ненависти к ребенку, равнодушие к его интересам и потребностям и культивирование, таким образом, в душе малыша ощущений страха, вины и обиды, закладывают основы человека, зависящего от всех и вся, в том числе и – при соотвествующих условиях, которых у нас в стране просто немерено! – от химических веществ.
Неосознаваемые, но активно разъедающие душу чувства страха, вины, обиды и их производные (лживость, зависть, корыстольбие, эгоцентризм, мнительность, ранимость и т.д.) – главные психологические компоненты людей, склонных к употреблению наркотиков, спиртных напитков и подобной им дряни. А поселяют в детские души весь этот негатив не кто иной, как родители, всевозможные воспитатели и иже с ними.
Хотите, чтобы ваш ребенок стал наркоманом? – браните его по поводу и без него, пресекайте его инициативу, обращая внимание лишь на то, что вышло плохо, осмеивайте его искренние, но не совсем удавшиеся стремления, обзывайте его последними словами и – уверяю вас! – вы своего добъетесь! Годам к четырнадцати-пятнадцати он станет обладателем икебаны комплексов. Внешний мир будет представляться враждебным и злым. Низкая оценка его качеств окружающими (в первую очередь, родителями) столкнется с верой (не смотря ни на что!) в то, что он – хороший, что люди просто не хотят замечать этого и что рано или поздно его положительность станет общепризнанной. Противоречие будет требовать разрешения. И пока ничего подобного не произойдет, недостающие любовь и уважение окружающих, а вместе с ними и самоуважение, будут восполнять наркотики, алкоголь и другие химические препараты.
И когда вы реально столкнетесь с безысходностью «ломок», терзающих вашего, – конечно же, любимого! – ребенка, когда ощутите всю полноту своей беспомощности перед звериным оскалом болезни, когда станет явной неотвратимость потери – теперь уже безмерно любимого(ой)! - сына или дочери, вспомните, что жизненный сценарий свого чада – гадкий утенок оказывается прекрасным лебедем, но обнаруживается это, ко всеобщему сожалению, лишь после его смерти – пишем мы, родители.
А, губя себя наркотиками, алкоголем и бог весть, чем еще, наши дети лишь подсознательно играют навязанную им нами роль, чтобы, убив себя, оказаться, наконец, хорошими.
Значит ли вышесказанное, что нужно бегать у детей на поводу и сюсюкать с ними чуть ли не до старости?. Конечно же нет! Чрезмерная опека (гиперопека) не мене вредна, чем грубость, бесчувственность и хамство.


Рецензии