Ссср-newversion!

СССР - (Северо-западная Студия Социальной Рекламы)

НАРКОТИКИ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 В России насчитывается более 5 млн. потребителей наркотиков. Заболеваемость наркоманией за последние 10 лет увеличилась более чем в 15 раз и в 12 раз увеличилась смертность от наркотиков. Около 70% наркоманов - люди в возрасте 18-30 лет, из них 20% - школьники. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 14,3 года. По экспертным оценкам, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13-15 человек, создавая тем самым своего рода "снежный ком" наркомании. В целом в той или иной степени проблема наркомании затрагивает около 50 млн. человек, то есть практически каждого четвертого жителя России.

 По прогнозам рост численности наркоманов будет наблюдаться до конца 2010 года. Постоянно отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании (передозировк, психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодежи). Крайне важное значение приобретает эпидемическое распространение вируса иммунодефицита человека. Самая большая эпидемия ВИЧ во всей Европе зарегистрирована в Российской Федерации. Число людей, живущих с ВИЧ, в России составляет более 1000 000, 80% из них возраст 15-29 лет и более трети составляют женщины. В 2004 году более 80% всех случаев ВИЧ, официально зарегистрированных с начала эпидемии, приходились на потребителей инъекционных наркотиков. В последнее время начинает доминировать половой путь передачи ВИЧ. Независимо от того, как употребляются наркотики инфекционно или нет, они подвергают риску заражения ВИЧ, т.к. влияют на его способность выбирать безопасный вид сексуального поведения. В результате, наблюдается неблагоприятная тенденция перехода инфекции из относительно замкнутой среды потребителей наркотиков к другим группам населения, превращая тем самым эпидемический процесс, в еще более стремительный и неуправляемый.
 
НАКРОБИЗНЕС И НАРКОМАРКЕТИНГ

 Россия является крупнейшим рынком сбыта героина в Европе, об этом говорится в ежегодном докладе Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. За последнее время рыночная стоимость героина снизилась в 9 раз, что сделало его более доступным. Ежегодные доходы от незаконного оборота наркотиков в России составляют миллиарды долларов США.

Наркотики — идеальный товар, с мертвой хваткой. Эйфория, возникающая при потреблении наркотиков, быстро превращается в жизненную необходимость и гарантирует повторную покупку. Наркотическая индустрия использует современную научно обоснованную методологию построения специальной стратегии рекламы и маркетинга для продвижения своего товара, увеличению числа продаж и прибыли, вовлечению все большего количества людей в наркопотребление.

Основными векторами, направляющими миллионы молодых людей и подростков к наркотикам и к гибели являются: секс, алкоголь, нарко-мода, нарко-музыка, места развлечений. На концертах поп–звезды зачастую транслирует мифологию и мистику наркотиков, демонстрируют отклоняющееся поведение и эффекты психоактивных веществ, что в сочетании со сведениями о гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений становится объектом подражания. Наркогруппировки вкладывают огромные средства в индустрию развлечений с той целью, чтобы получить гораздо больше выгоды от продажи наркотиков. Наркоиндустрия ведет борьбу за покупателей, за граждан, за умы, за сознание людей, основным средством воздействия – является информация. Исход этой борьбы зависит от эффективности влияния на молодежь, детей.
 
В создавшихся условиях необходима мощная антинаркотическая информационно-пропагандистская кампания, направленная на детей, молодежь, родителей.
 
СИТУАЦИЯ В СМИ

СМИ активно участвуют в формировании общественного настроения. В зависимости от того, как СМИ освещают проблему наркозависимости, формируется общественная позиция к данной проблеме, от бытового до государственного уровня.

Разработка и осуществление антинаркотических кампании в СМИ, особенно на телевидении, должны стать первым шагом в общей фундаментальной профилактической стратегии, направленной на снижение распространения наркотиков и ВИЧ.
В настоящее время средства массовой информации недостаточно и неоднозначно освещают тему борьбы с наркоманией. Многие социологические исследования выявляют недостаточную осведомленность населения о подлинных размерах, содержании и значении наркозависимости, некоторые считают проблему надуманной, полагают, что ее вообще не существует. Существуют даже парадоксальное мнение, что надо забыть о наркомании, не вызывать у молодежи нездорового к ней интереса. Как правило, публикации в СМИ сводятся к тому, что приводятся статистические данные о заболеваемости наркоманией в том или ином регионе. Наблюдается бессистемность, поверхностность изложения. Почти не публикуются статьи специалистов: врачей, психологов, педагогов, имеющих прямое, профессиональное отношение к решению проблемы наркомании. Авторами большинства материалов о борьбе с наркоманией являются сами журналисты, которые зачастую не владеют специальными знаниями в данной области. В результате отдельные передачи, публикации пробуждают нездоровый интерес к наркотикам. Описание эффектов и методов употребления ПАВ, может способствовать возникновению желания испытать рекламируемые ощущения. Информирование о доходах наркодельцов, избежание их ответственности от правосудия, сведения о местах торговли и цене на наркотики, может спровоцировать включение в наркобизнес.

Основные варианты антинаркотических программ несут в себе отрицательный психологический заряд, часто применяется тактика запугивания. В результате формируется негативное отношение к потребителям наркотиков и людям, живущим с ВИЧ/СПИД, в обществе нарастает стигматизация и маргинализация наркозависимых, что вызывает различные виды антисоциального поведения, способствует учащению приема наркотиков, возникновению агрессии, депрессий, суицидов. В профилактических материалах не учитываются возрастные особенности, степень вовлечения подростка, молодого человека в потребление наркотиков. Сведения преподносятся весьма тенденциозно и не усваиваются молодыми людьми, которым присущ скептицизм и невосприимчивость чрезмерного трагизма, демонстрируемого в передачах. Практически не уделяют внимания социальной рекламе.
 
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

Антинаркотическая социальная реклама (СР) в СМИ особенно на телевидении, является одним из самых эффективных профилактических направлений работы с молодежью. Реклама детерминирует поведение человека и является мощным и эффективным инструментом воздействия на сознание основной массы населения. Цель СР - привлечение внимания людей и формирование отношения к конкретным социальным проблемам, а в долгосрочной перспективе — выработка новых социальных ценностей. Эмоциональная насыщенность СР позволяет быстро и корректно включать людей в систему меняющихся социальных отношений и связей. Ролики СР яркие, остроумные, заставляющие задуматься над собственной судьбой, способны повлиять на мироощущение подростков и молодых людей. Их влияние может оказаться более значительным, чем скучной лекции или банальных лозунгов. СР является в большей степени искусством, чем коммерческая реклама, в отличие от которой, она не вызывает раздражения, а наоборот, останавливает на себе внимание.

Препятствием для развития этого направления профилактики является финансовый фактор, расходы на социальную рекламу в России такие же, как и на коммерческую. Но государство и общество действительно заинтересованное в сдерживании наркотизма, в состоянии решить подобную проблему. СР должна занимать свое достойное место в сфере СМИ России и должна стать одним из важнейших направлений профилактической деятельности. На сегодняшний день в России на социальную рекламу приходится всего лишь 1% от общего объема рекламного рынка, что составляет $20 млн в год и при этом основная доля рынка приходится на Москву и Санкт-Петербург. В последнее время отмечается рост рынка социальной рекламы, в основном из-за повышения интереса коммерческих структур к спонсированию социальной рекламы, позволяющей значительно экономить рекламный бюджет (до 80-90% ), при результате сравнимым с коммерческим размещением рекламы. Так же наблюдается повышение внимания бизнес-сектора к социальной рекламе в целях создания своего положительного имиджа. Значительно возросла активность государственных учреждений в заказе социальной рекламы, различные правительственные комитеты регулярно проводят конкурсы по реализации проекта по изготовлению и размещению социальной рекламы. Увеличивается интерес к социальной рекламе у страховых и крупных неправительственных организаций.


Рецензии
"Антинаркотическая социальная реклама (СР) в СМИ особенно на телевидении, является одним из самых эффективных профилактических направлений работы с молодежью..." - и далее до конца абзаца - золотые слова!
Только талантливой социальной рекламы я еще не видел ни разу.

Котовский   30.03.2007 11:23     Заявить о нарушении
Хотя, нет. Вру. Видел. "Низший пилотах" Бояна Ширянова. Его персонажи вызывают и омерзение, и страх, и жалость.

Котовский   30.03.2007 12:05   Заявить о нарушении
а Вы считаете, что именно такие чувства должна вызывать соцю реклама на ТВ?

Владимир Борщуков   02.04.2007 12:23   Заявить о нарушении
Я считаю, что главное чувство, которое должна вызывать социальная реклама, это страх.

Котовский   02.04.2007 13:14   Заявить о нарушении
не катит, наш народ уже не запугать, и это первое правило у рекламщиков - не запугивать!!!
все, кто смотрел ужасы снятые в подвалах Дыбенко считают так: "Какой ужас!!!!! но, а мы-то тут причем?"

Владимир Борщуков   03.04.2007 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.