Двоеточие тире

…Каждый день он шел на работу, внушая себе, что в его работе есть что-то таинственное и чудесное, нужное и полезное для души; факультет геологии находился в тупике длинного пролета второго корпуса на третьем этаже, но вход в корпус находился в противоположном конце, с центрального университетского дворика, поэтому весь пролет надо было пройти с конца до начала снаружи, а затем с начала до конца по коридору; при хронических опозданиях это двойное передвижение туда и обратно доставляло лишнее беспокойство, но само устройство пространства добавляло небольшую интрижку; ему казалось, что он попадает в геологическую тайну земли, в то самое место, где зарождается плоть мира, минералы и базальты, где зачинаются вулканы и землетрясения, сюда спускаются люди, отжившие свой век (хотя это громко сказано) и расставшиеся с душами, отправившимися в странствие на факультет богословия и астрофизики (первый находился в "черном" здании, особняком, на другой улице, а второй – в противоположном, третьем корпусе), здесь было светло и чисто после летнего ремонта, на стендах, под стеклом, лежали пронумерованные куски пород, оторванные от Земли; из окна кабинета, где он занимался по понедельникам, виден филологический факультет ("белое" здание желтого цвета), откуда он вышел родом, и это соседство с родным желтым домом тоже доставляло капельку приятной, разбавленной в горечи ностальгии, правда, горечь была иного свойства: вот если бы в этом тупике был прорублен вход, то на геологию из филологии можно было попасть за считанные минуты, избавившись от утомительных переходов по лабиринтам; кафедра на филологии, наполнявшаяся во время большой переменки клубами паровозного дыма и уставшими от глаголов и имен ртами, а теперь мекающими и блеющими, сосущими горечь кофе, превращалась в женское отделение бани, куда внезапно вошел мужчина, заставивший женщин спешно одеться, накинуть пальто на заспанные глаза и взъерошенные волосы, – контингент на этой кафедре был из рода полезных ископаемых, то есть достойный той же самой геологии, или из рода неописуемых татуированных туземцев, достойный географии, расположенной, кстати, на четвертом этаже, над геологией, не всех он узнавал в лицо, а по именам помнил только двух-трех; но все-таки на геологии приходилось выдумывать разные причины и законы образования горных пород и измерять время жизни разных тектонических пластов, чтобы создать для себя интерес; на него глядело пятнадцать пар скучающих, бессмысленных, прозрачных, смотрящих сквозь стену, думающих о своем глаз, причем семнадцать глаз были одного цвета – цвета падающего на них солнца, девять глаз были цвета чернил, которыми они писали, три – цвета наполовину белой, наполовину светло-терракотовой стены, а один глаз – сам по себе, хамелеон, меняющий окраску в зависимости от слов, обращенных к нему; может быть, это горный хрусталь, но обладатель этого глаза-хамелеона все время уклонялся от ответа и рвался к доске не вовремя, когда шло объяснение нового материала, что выдавало в нем наполовину святую простоту, на четверть подлизу и на четверть льстивый голос, он не нравился преподавателю, уж лучше было обращаться к тихим и спокойным бровям, в которых были видны две простых мысли: "мы ничего не понимаем" и "мы сидим и слушаем урок артикулированного слова", большего от них не добьешься; подлежащие и сказуемые, глаголы и причастия – все это распадалось в прах, разлеталось в пух при столкновении с этими образцами молчания и непонимания; надо было научить их говорить и неважно на каком языке, нужно было пробить в них кору косности и пробиться к живому роднику, и видовые пары глаголов со своими признаками были категориями марсианскими, из другой планиды, до которой им дела нет; судя по звукам, ими издаваемыми для себя, они были разные, их было гораздо больше, чем глаз и бровей, их можно было скомплектовать по парламентским партиям, по странам, по колониям и вольерам, но делать этого не нужно было, иначе нельзя будет выбраться из этой клетки бессмысленности, из этой шахты глухой подавленности, из этой безумной категории разума, в которую сам себя и заточил…


Рецензии