Стоят статуи в лучах заката...

Искусство, дорогие сограждане, по-прежнему требует жертв. Хорошо ещё, что не от нас с вами. Жертв пока и без нас хватает. Земной поклон за это скульптору Василию Полякову. В своё время именно этот ваятель решил украсить любимый город Волгодонск целой галереей памятников, отражающих историю России и Тихого Дона, запечатлел в металле героев Михаила Александровича Шолохова… Таких вот памятников по всему Волгодонску насчитывается штук тридцать.
И надо отметить, что местное население ради искусства идёт на всё. Нужны искусству жертвы – будут! Не то что там одна-две, а прямо воспроизведение знаменитой картины Сурикова «Утро стрелецкой казни»! Чего только с этими несчастными изваяниями не делают... Вот у «Казака» оторвали металлические ядра. Да нет, не в том смысле, а в самом прямом! Ядра, которыми пушку заряжают. Ну, спёрли их находчивые добытчики и сдали в металлолом. А вот шолоховских Аксинью и деда Щукаря ещё хуже острамили: раздели несчастных догола и выставили на всеобщее обозрение! Проще говоря, содрали с памятников металлическую оснастку. Ну ладно Аксинья, она баба видная, ей есть что показать. А старичку на что такая порнография?
И это бы ещё ничего. Многие детища Василия Полякова и вовсе сменили национальность. Местные коммунальщики превратили их папуасов и прочих чернокожих обитателей свободолюбивой Африки: чтобы не тратиться на всякие там реставрации, взяли да перемазали их всех чёрной краской. А я вот думаю: вдруг такой шаг сделан не случайно? А ну как к предстоящему в следующем году столетию Шолохова нагрянут в Волгодонск разные именитые гости, какие-нибудь творческие афроамериканцы? Приятно будет людям узнать, что персонажи «Тихого Дона» им, сердешным, тоже вроде как бы не чужие. И в казаки черножо… черножоланным гостям нашим легче вступать будет. А без вступления в казаки – куды ж деться? У нас на Дону обычай такой: как попал к нам в крепкие руки – так сразу в казаки тебя, гадёныша! Бают, одного немецкого инженера раза три уж оказачили. Он было сопротивляться, мол, ихь бин коззак унд майне муттер ист коззак, унд майн фатер, брудер, швестер - алле фамилие… А ему кулак под нос: бери шашку в зубы – и не гавкай! А то мы тебя посмертно примем…
Да и то сказать: у африканских героев Михаила Александровича всё ещё впереди. В конце концов, есть в коммунальных службах и жёлтая краска, чтобы превратить их в японцев или китайцев на радость нашим узкоглазым собратьсям, и даже красная – чтобы Гриня Мелихов стал отважным степным Виннету – вождём казаков. А вот с Лермонтовым что делать прикажете? То есть вообще-то уже без вас приказали, но народ до сих пор голову ломает, каким манером этот приказ выполнить. Как поведала газета «Волгодонская правда», в городском отделе культуры нет отдела по охране памятников, и специалистов по этому делу тоже не наблюдается. Поэтому представитель прогрессивной волгодонской интеллигенции обратился с просьбой отреставрировать бюст поэта Лермонтова (тоже работа Полякова) к одному из местных парламентариев. На что слуга народа ответствовал коротко и, на его взгляд, вполне доступно: «Возьми гвоздь и вбей Лермонтову в задницу».
И что теперь прикажете делать? Так до сих пор интеллигенция и ищет у бюста эту самую задницу. А я так мыслю: не найдут у бюста (что действительно проблематично) – пусть вобьют гвоздь в соответствующее место самому законодателю, давшему ценный совет. Депутатское мнение надо уважать!
2004


Рецензии