размышления о справедливости и не только


 Статья 1 Размышления о справедливости

Среди моей, довольно многочисленной , родни есть женщина, чуть моложе меня, однако весьма пожилого возраста. Генетически она полностью русская (хотя при существующем потрясающем разнообразии «русских» форм мало кто знает что же это значит!) - во всяком случае, все ее достаточно далекие предки, были крепостными крестьянами. Несмотря на это, она весьма энергичная женщина.
Ее второй (надеюсь, последний) муж - еврей. Впрочем, в этом случае это можно установить исключительно по документам - работал механиком в котельной, ездил на рыбалку и вообще никуда не собирался уезжать. Однако его энергичная русская жена настояла, чтобы он уехал в Германию. Никаких особых «чудес» они там не увидели. Конечно, квартира, к-рую им представили, была много лучше той, что они оставили в России, но исключительно из-за качества строительства, а вернее ремонта, так как дом в Германии весьма старый. Сантехника была блестящей в прямом и переносном смысле, а пластмассовые детали, несмотря на то, что говорил наш опыт, упорно не желали трескаться. Приятные, но в общем-то, мелочи.
Однако моя родня была просто потрясена. Когда родственница приехала в Россию навестить друзей, то состоялась весьма забавная беседа.
«За что, - спросила она, - я знаю, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Сыр я вижу, но где же мышеловка? Чем мы будем должны оплачивать все это? Тем более, что я убедилась, что немцы довольно рассчетливые и прижимистые люди, совсем не склонные выбрасывать деньги на ветер, считают каждую копейку. Ну, я могла бы представить, что немцы в целом добрые люди и просто хотят поделиться своим богатством. Однако они тратят на эмигрантов денег много больше, чем на собственных опустившихся и беспомощных людей. В Германии есть свои «бомжи», им предоставляют места в общежитии, раз в неделю им набивают холодильник продуктами, но денег практически не дают во всяком случае, гораздо меньше чем нам, приехавшим и ни минуты не работавшим на немецкое государство.
В нашем доме живет немка, не заработавшая пенсии и при распределении квартир ей предоставили хорошую (плохих просто нет) квартиру, но далеко не самую лучшую. К тому же, наша удобнее расположена. Почему все это, в чем подвох?»
Забавно, что она уже побывала несколько раз на Западе, причем останавливалась в семьях знакомых, а не в гостиницах., к ней приезжали гости из-за рубежа , однако все это не очень влияло на ее «советский» образ мышления (бывшая комсомолка, член КПСС и организатор субботников ).
За всю свою долгую жизнь, напряженную работу, участие в общественной жизни, старательным выполнением требований начальства, моя родственница добилась очень малого - удачным замужеством, жесткой экономией на себе и детях , она сумела создать какое-то благополучие, крепкий «средний» уровень для России.
И вдруг оказывается, что все, чего она добилась за всю свою жизнь, она получила (и, по-видимому, всегда могла получить!) задаром, просто так, без всякого труда. Вот это действительно было потрясающим.
А ответ на ее вопрос можно кратко сформулировать так: просто она попала в нормальную, современную страну, построенную на принципах права и справедливости. Кстати, юстиция и справедливость в разных странах называется часто одним и тем же словом. Интересно, почему в нашей стране министерство юстиции называется иностранным словом? Вероятно потому, что если бы наше министерство назвали «министерством справедливости», то страна восприняла бы это как черный юмор. На самом деле, юстиция как раз и родилась как система осуществления справедливости, в обществе людей, когда они поняли, что именно осуществление справедливости делает общество наиболее стойким и обеспечивает наибольший рост его благосостояния. Однако понять и осуществить принципы справедливости оказалось не так просто , в основном из-за стремления отдельных людей и групп подчинить юстицию себе, назвав законами утверждения, предоставляющие им особые права и выгоды.
Но можно не углубляться в дебри юстиции. В случае с моей «бедной» родственницой, достаточно понять простой и почтит очевидный принцип - вред, причиненный человеку и его имуществу, должен быть возмещен виновником, причем в размере, возможно более соответствующим размеру ущерба.
Немцы, в лице созданного ими нацистского государства, причинили огромный ущерб евреям как национальности. Было не только уничтожено их имущество, но и уничтожены сами люди. Справедливость требует, чтобы за ущерб, причиненный предками, отвечали своим имуществом их наследники, те кто принял наследство Германии. Евреи, в свою очередь, приняли в наследство долги со стороны Германии. Непосредственно после войны Германия была не в состоянии выплатить долги, поэтому они были отсрочены, но не уничтожены. Кстати, немцы могли уплатить и сразу самым ценным , что у них было - частями своей территории. Естественно, немцы не захотели этого. Впрочем, в случае с СССР такое решение было навязано немцам - Кенигсберг и прочее. Поэтому, в случае с русскими мы никак не можем рассчитывать на компенсацию, равную той, что получают евреи.
В принципе, абсолютная справедливость требует чтобы компенсация была выплачена тем, кто конкретно пострадал. Но в случае с евреями это никак не возможно: целые семьи были полностью уничтожены. Однако причиненный вред непременно должен быть компенсирован и в таких случаях приходится выбирать наследников, исходя из наиболее вероятного предположения, что в таком случае погибшие предпочли бы, чтобы компенсацию получили бы люди, хотя бы отдаленно родные им, близкие по крови.
После того, как я рассказал все это моей родственнице, она сказала: «Но я же не еврейка! Почему это все распространяется на меня тоже?» Очевидно, что мужчины считают своих жен самыми близкими и родными, что, кстати отражено и в юстиции, так как жены - естественные наследники своих мужей, если иное не определено в брачном договоре. Тем более , что уже своим браком моя родственница доказала, что свободна от антисемитизма, а это вполне заслуживает вознаграждения. Брак был заключен давно, и нет подозрений, что это было сделано в расчете на особую выгоду.
Таким образом ,ее совесть может быть спокойна.
 Немцы остаются расчетливым, экономным и достаточно честным народом.
Приехавшие к ним евреи, получившие достаточно времени для раздумья и выбравшие, наконец, немецкое подданство, становятся полноправными гражданами Германии, причем со всеми ее долгами и обязательствами. С этого момента их претензии к Германии становятся претензиями к самим себе и в принципе делаются невозможными, если только нет конкретного вреда лично им. Это оказывается немцам выгоднее, чем платить по отдельным счетам.
Впрочем, немцы, даже участвующие в управлении страной, вряд ли рассуждают, как я. Просто в этой стране принципы справедливости достаточно глубоко вошли не только в юстицию, но и в сознание граждан. На вопрос почему они так поступают, они вероятнее всего ответят : «Но ведь так надо поступать!» Как сказали бы у нас- Зомбированные!
Основное ,что их «зомбирует» это вполне очевидный для них факт, что несмотря на огромные разрушения, полное разорение страны, утечку «мозгов» (полный вывоз ведущих ученых в другие страны), плюс выплату громадных компенсаций, Германия получила один из самых высоких уровней жизни в Европе и мире , а также приобретает уважение со стороны других стран.
Справедливость, в конечном итоге, оказалась выгодным делом!
Интересно, а мы когда это поймем?

Фомченко Вадим 30. 04. 05

Статья 2 Об анонимках.

По своему опыту знаю, что когда приходишь в прокуратуру с сообщением о преступлении ( особенно хозяйственном ), то, во-первых, содержание твоего заявления , а также часто и имя становятся известны тем, о ком ты сообщаешь. Часто тебя уговаривают забрать заявление, требуют множество дополнительных доказательств (то-есть подталкивают к проведению самостоятельного следствия , при этом не имея никаких прав на следственные действия) и, наконец, очень легко попасть под обвинение, что ты сам участвовал в этом преступлении, раз ты так хорошо знаешь о нем, или попасть под обвинение о недонесении , раз ты не сообщил о нем ранее - на месяц, неделю или даже пару часов.
Фактически работники прокуратуры в этих случаях «подставляют» тебя, а это прямо противоречит обязанности прокуратуры заботиться о безопасности граждан.
 Причем, чем выше положение того, о ком ты сообщаешь, тем больше шансов , что с тобой произойдет все вышеперечисленное.
Последствия очевидны: даже если тебя не убьют и не изобьют, то тебе могут испортить всю жизнь и карьеру как «доносчику».
Как же избежать всего этого и при этом все же сообщать об известных преступлениях?
Сообщать обо всем анонимно.
Работники правоохранительных органов очень любят говорить, что анонимные послания они не рассматривают. Это откровенная чушь! Представьте себе, что будет, если в анонимке будет содержаться сообщение о том, что в подвале дома N находится труп под кучей мусора, а прокуратура откажется проверить это сообщение. Общеизвестно также, что проверяются все сообщения о возможных взрывах. Попробовали бы они не проверить!
Преступление всегда преступление, независимо от того маленькое оно или большое. Важно, чтобы оно не осталось безнаказанным. Вы можете помочь этому и при этом вы имеете полное право заботиться о своей безопасности - вы не обязаны быть героем.
Несколько советов в этом направлении.
Для анонимки берите совершенно чистый лист бумаги из свежее купленной тетрадки или пачки бумаги. Не касайтесь листа голыми руками, наденьте чистые резиновые перчатки или хотя бы защищайте руки чистой бумагой во время письма. Подкладывайте лист чистой бумаги под свою руку и под лист, на к-ром вы пишете. Пишите печатными буквами, причем выбирайте самое простое очертание букв .Старайтесь писать очень аккуратно и ровно . Пишите обычной шариковой ручкой, а после написания выбросите ее.
Не стоит увлекаться книжным способом с вырезанием букв и наклеиванием их на лист бумаги - вы так оставите много следов.
Не пишите «видел», «я точно знаю», а лучше так: «мне стало известно…», «говорят, что…..».
Помните, что недостаточно коротко написать такой-то украл или убил такого-то. Дайте прокуратуре возможно больше фактов: место и время преступления, ( иногда достаточно указать месяц и год) . Если были другие свидетели преступления, то можете указать их, однако позаботьтесь об их безопасности. Не называйте конкретных имен, укажите лишь группу, в к-рой находится возможный свидетель. Пишите, например, так: «…Обо всем этом , возможно, знают жители квартир в подъезде N , или работники отдела NN...»
Этим вы дадите возможность для людей самим решить, хватит ли у них смелости честно ответить , когда их спросят, знают ли они что-либо.
Не стоит заботиться о грамотности письма, не исправляйте ошибок - если вы будете выглядеть менее грамотным чем вы есть, то это даже лучше. Лишь бы смысл был понятен.
После написания осмотрите письмо - на нем не должно остаться ваших волос.
При соблюдении этих простых правил найти вас практически невозможно.
Возможно, вам впоследствии придется доказать, что анонимку написали вы. Не оставляйте для этой цели черновики. Это опасно! Просто запомните начало письма- этого вполне достаточно для доказательства, если понадобиться.
Письмо готово. Как его отправить? Возьмите чистый конверт без марки, соблюдая все описанные выше правила. Адрес пишите коротко: Прокуратура города N, сообщение о преступлении.» Марки не приклеивайте и конверт не заклеивайте. Не надо оставлять свою слюну. Бросьте в почтовый ящик ( руками в перчатках). Работники почты при получении такого письма обязаны передать его в прокуратуру. Кстати, при этом они становятся свидетелями того, что письмо было и его уже не просто уничтожить.
Мое обращение не только к тем, кто был простым свидетелем. Еще важнее чтобы его прочитали и те, кто стал невольным или даже вольным участником, но раскаивается в этом и хочет вырваться из преступной сети. Мое предложение представляет вам хороший выход и будет прекрасным аргументом для смягчения или даже освобождения от наказания. Во всяком случае, на Западе это так и происходит. Если же российский суд не примет этого во внимание, то вы вполне сможете обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Однако, надеюсь, что вы вообще не попадетесь. Вы уже заслужили прощение тем, что вступили в борьбу с преступностью.
Кстати, позиция прокуратуры вовсе не избавляет её от потока лживых анонимок. Поразительно то, что иногда прокуратура разбирает заведомо лживые анонимки. Во-первых, их легко использовать в политической борьбе, во-вторых прокуратура хочет доказать начальству на примере, что все анонимки лживы и поэтому она не может использовать их в раскрытии преступлений. Люди, лгущие из зависти, из мести, просто из ненависти ко всему обществу, не обращают внимание на проповедь «аморальности» анонимок.
К сожалению, эта дурацкая проповедь действует на тех, кто сообщает правду. Среди них часто бытует мнение, что в наших условиях они ничего не могут сделать для создания для себя и своих детей более честного и безопасного общества.
Надеюсь, я смог хотя бы частично доказать, что это можно сделать достаточно безопасно для себя, не становясь ни жертвой , ни героем, что в большинстве случаев равносильно тому, чтобы быть дураком.
Метод, к-рый я предлагаю, является почти единственным способом, к-рым можно справиться с «оборотнями в погонах», сотрудниками правоохранительных органов и военными, совершающими преступления от простых взяток до убийств и грабежей. А ведь в этих случаях, чтобы заставит прокуратуру действовать, достаточно лишь сообщить о скрываемом имуществе, дачах , машинах и расходах, явно превышающих возможности их зарплаты.
Ваши письма окажут серьезную помощь тем людям в правоохранительных органах, к-рые, как и вы, хотят прекратить погружение страны в беззаконие и гибель.

02.05.2005 Фомченко Вадим

Статья 3 Записки политтехнолога.

Слово «демократ» постепенно превращается в ругательство. Выглядит это чрезвычайно забавно : «Ах ты за власть народа, за то, чтобы я лично участвовал в управлении государством? Ну ты и сволочь!»
Теперь трудно представить какими в самом начале пути были большевики, но несомненно они были демократами. Выражение Ленина : «Каждая кухарка может управлять государством» теперь почему-то принято понимать так: «Каждый дурак, к-рому в руки попадет власть, может справиться с управлением государством».
На самом деле это означало: при коллективном управлении каждый человек имеет возможность внести свой вклад в это дело, даже дурак иногда может высказать умную вещь и обратить внимание умников на какую-либо проблему, к-рую не замечают.» Мысль вполне демократическая .
Демократия вообще была всегда привлекательна. Даже для правящей элиты. Что может быть лучше, чем стоять на самом верху , пользоваться всеми благами, предоставленными тебе согласием народа , его любовью, и практически ничего не делать, в то время как народ сам прекрасно решает все свои проблемы, а элита лишь утверждает его решения, иногда выступая последним судьей в споре между различными группами.
Для сравнения представьте себе положение диктатора, окруженного такими же, как и он, потенциальными диктаторами, втайне мечтающими, чтобы он умер, для того, чтобы занять его место, с подобострастными улыбками сваливающими на него любые, даже самые мелкие проблемы и всю ответственность. В случае если диктатор действительно обладает огромным честолюбием и готов любой ценой удерживать свое положение, то достаточно лишь выразительно дать ему понять, что он сможет удержаться у власти в случае даже не выполнения «воли народа», а лишь при повышении благосостояния страны ,безопасности граждан и давая им достаточно разумную свободу, то лучшего правителя и не найти. Ведь он сделает все возможное , чтобы этого добиться. К сожалению, его возможности не безграничны, но это уже его «заморочки».
Так что с диктаторами и с правящей элитой особых проблем нет. Основные проблемы с народом, ну, а поскольку «мы все народ», то можно сказать что проблемы только у народа.
В системе, называемой «народ» даже мелкие трусости, подлости, зависти и другие аналогичные качества, складываясь и умножаясь, рождают огромные и, что самое главное, организованные гадости, к-рые обрушиваются на сам народ, точнее на людей, его составляющих.
Кстати, самый опасный культ - это культ народа. Такой авторитет, как Христос говорил так: «О род лукавый и неверный...».,говоря, между прочим , обо всем человечестве. И вообще Он не особенно лестно отзывался о народе.
Мало что изменилось с тех пор. И не стоит создавать очередного идола из народа. Однако это не противоречит тому, чтобы «любить народ».Известно ведь, что часто мы любим таких, pardon,стерв , что сами удивляемся - достаточно посмотреть вокруг. Однако любовь - это ваше личное дело, любовь - это свято. Зачем же быть при этом дураками?! Ведь безо всякой любви мы кровно заинтересованы в процветании народа, в к-ром мы живем.
Надо сказать, что какая-то особая любовь к народу вообще немного противоестественна. Народ - система, машина, в к-рой мы все играем роль «винтиков» (как замечал Сталин). Гораздо естественнее любить конкретных людей.
Не надо делать из демократии (как и из народа) очередного идола, поклоняться ему или наоборот - ненавидеть. Демократия - это пока еще самый эффективный способ заставить возможно большее кол-во людей (однако вряд ли весь народ!) работать (и притом бесплатно!) над управлением страной. Никакой демократии не получится , если вы принципиально не хотите работать, а значит, прежде всего, думать.
Будет ли демократия миролюбивой, справедливой или напротив - жестокой и кровавой ,зависит не от демократии, а лишь от личных качеств людей, составляющих народ. Если мы способны для своего процветания соблазниться легким способом - за счет нищеты и смерти других людей, то при самой совершенной демократии народ будет вымирать и погружаться в нищету.
Какой же выход? Найти «святого», причем достаточно умного и сделать его диктатором? Вполне возможно, в истории бывало и такое, однако маловероятно.
Попробуйте найти такого святого, а самое главное – вряд ли он согласиться управлять таким народом, если только он не шизофреник с манией «мессианства». Безо всякой гарантии мы будем искать какого-нибудь «Данко с горящим сердцем»,к-рый вполне вероятно заведет нас в еще более худшее болото. К сожалению, на одну Жанну д’Арк приходится тысяча обманщиков, лицемеров и просто честолюбивых дураков.
К важным для нас вопросам повышения пенсий и зарплат разница между демократией и иными методами управления не имеет прямого отношения. Так что единственно реальная претензия к демократии состоит в том, что она заставляет нас думать, работать в области управления, думать самих…
Я понимаю, что это может быть для вас невыносимо - ведь насколько приятней иметь фюрера, к-рый думает за вас. Кстати, потом на него можно свалить всю ответственность за совершенные ошибки, глупости и преступления, сделанные вашими руками.
Конечно, это тоже приятно.

2.05.2005 Фомченко Вадим

 


Рецензии