Шпиль Голдинга

Читайте "Шпиль" Уильяма Голдинга - если интересуют нечеловеческие страсти и величие веры. Англия, средние века. Настоятелю собора является видение - построить над ним высокий готический шпиль в 400 футов (130 метров - как в соборе в Солсбери, который как прототип имел в виду Голдинг). Священник воспринимает это как дело жизни, как предназначение в высшем смысле слова. Он потрясен и восторжен. Он нанимает бригаду масонов и начинает осуществлять свою мечту. Но собор стоит на болоте, под ним слабый фундамент, и мастер каменщиков говорит, что тот не выдержит шпиль. Но священник верит (нет - ВЕРИТ), что шпиль устоит, и его вера творит чудеса. Каменщики заражаются его верой, и возносят шпиль к небу. Стены собора начинают петь от тяжести, но не рушатся, настоятеля все считают безумцем, строчат на него жалобы в Ватикан, главный мастер параллельно заводит роман с женой соборного служки - и духовной дочерью настоятеля. Череда смертей в этой любви, звенящие стены, сногсшибательный ветер на верхушке строительной башни, и вся земля до горизонта видна под ней. Так из месяца в месяц. Растущий шпиль держится на одной вере. Настоятель постепенно забывает обо всем остальном и живет только шпилем. Прихожане и служки разбегаются из собора. Наконец последние камни уложены, но в эту ночь на город обрушивается ураган, и срывает часть камней со шпиля. Под камнепад с неба настоятель в бреду мечется по ночному городу, все над ним потешаются. Ватиканский инквизитор начинает следствие, настоятеля лишают поста и готовы препроводить в темницу. В бреду он постоянно спрашивает: "Упал ли шпиль". Ему отвечают: "Еще нет". И так несколько дней из часа в час. Роман заканчивается. И остов шпиля стоит. Вся книга - о величии веры, о том, что вера творит чудеса, - и потому практически в одном ряду с деяниями апостола Павла. И о том, что предназначение человека оказывается сильнее его разума. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЧИТАЙТЕ ПОШЛЫЕ СОВКОВЫЕ ПРЕДИСЛОВИЯ, ГДЕ ЭТО ВЕЛИЧИЕ МЕЧТЫ ОБЪЯСНЯЕТСЯ КАК ЭГОИЗМ, ГОРДЫНЯ, И СМАКУЮТСЯ ФАЛЛИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ ШПИЛЯ


Рецензии
Голдинг не помогает нам решить задачу, вопрос к которой сам же и задает в книге.
Книга эта о гордыне? Книга ли о великой ВЕРЕ?

Вот прямая (и ключевая) цитата из книги : "В своей гордыне они возмечтали об адском пламени.
Ничто не совершается без греха. Лишь Богу ведомо, где Бог".

Вроде бы ответ? Но он снова неоднозначен.
И Шпиль, возможно, все еще стоит...

Книгу необходимо рассматривать в контексте всего творчества Голдинга. Необходимо вспомнить, какого мнения автор о человечестве вообще. Тогда, возможно, "пошлые совковые предисловия" покажутся не такими уж неверными.
Голдинг не помогает нам решить. Но он и не мешает нам надеяться.

А Шпиль? И ныне там?

Евгений Панфилов   30.06.2006 13:32     Заявить о нарушении
И ныне там.
Голдинг писал свою притчу с реального собора, в тени которого сам долгие годы жил. Он видел его так, как, возможно, видел только художник Констебль, рисовавший собор снова и снова - в сиянии дня и в грозовом ужасе бури.

О соборе Солсбери говорят: "Он существует по воле Божией и в знак ее присутствия в этом мире". Чудом построенный, чудом спасенный от разрушения, собор и сейчас доказывает нам присутствие Его воли - сделавшей возможным и его существование. Пока он нужен Богу - он будет стоять, там, где стоял во времена Джослина, неподвластный ничему, кроме воздвигнувшей его высшей воли.

Мария Тарнавская   26.01.2009 03:07   Заявить о нарушении