От тюрьмы да от сумы не зарекайся

Сегодня мы живём в неспокойное время, в обществе, раздираемом противоречия… Кто сейчас не начинает так очередную статью на темы сегодняшней жизни? И если мы посмотрим периодику столетней давности – увидим ли мы что-то новое о проблемах, волнующих современного гражданина в первую очередь? Преступность, насилие, бедность – вот основные «вечные» темы. Век сменяется веком, протекают тысячелетия – но все эти проклятые вопросы так и стоят на передовицах газет – и неважно, издавалась ли газета в издательстве «Ра», принадлежащем Тутанхамону – или издаётся сегодня кем-то ещё. Темы, как ни странно, не меняются.
Это тем более странно, что человечество всё это время их решало, не покладая рук. Заветами от Бога в различной редакции, папскими эдиктами, мощью философской мысли, житием в бочках и пещерах, насмешками и молитвами, огнём и мечом, гуманизмом и всеобщей грамотностью… А воз и ныне там. Хотя – кое-где кое-какие сдвиги есть. Только не у нас, к сожалению. По уровню преступности и бедности наша многострадальная Родина не может догнать разве что Анголу (если в мировой статистике это не так – то здравствуй, мой отдалённый потомок! Коммунизм уже построен? А как дела на Альфе Центавра?).
Тема, которую я хочу здесь поднять – не столько преступность и бедность, сколько одна из их производных – нищенство. Всякое разное – но в первую очередь профессиональное. Т.е., нищенство, которое служит главным (основным) источником доходов для лица (либо группы лиц), непосредственно им занимающимся.
В случаях, когда нищенство является побочным источником средств к существованию (т.е. доход от Н. не превалирует над другими видами доходов лица либо группы лиц, непосредственно им занимающихся), т.н. Н. является ни чем иным, как попрошайничеством.
Суть как Н., так и П. состоит в «сравнительно честном отъёме денег у населения». При этом не происходит таких явлений, как кража, грабёж, вымогательство либо мошенничество. Субъект, служащий для нищего «донором» (спонсором), отдаёт деньги (либо имущество, либо продукты питания) добровольно, без какого-то ни было принуждения либо давления со стороны просящего, основываясь исключительно на своём побуждении помочь человеку, находящемуся в затруднительном материальном положении.
Но это сейчас так у нас смотрят на эту проблему «кто должен». А вот цитата из заявления лица официального – хотя и не очень реального: «С нищенством мы боремся». (Лейтенант милиции Ковалёв, 1963 г., г. Соловец). Т.о., если бросить ретроспективный взгляд на проблему – то мы увидим, что к данному явлению власть в нашей стране не всегда относилась настолько индифферентно, как сегодня. Но насколько вообще обоснована – логически и морально – борьба с таким, казалось бы, безобидным явлением? И – стоит ли с ним бороться вообще? Может быть, за прошедшие 42 года мысль государственная развилась и шагнула далеко вперёд? И в Н. наши учёные-социологи нашли наконец-то искомую пользу (если вообще её искали)? Лично я о таких открытиях не слышал. Ни от социологов, ни от саентологов, ни от психологов, ни от экономистов, ни от юристов. По всей видимости, если эта польза для общества и существует – то она строжайше засекречена. А эксперимент по превращению населения чуть ли не целого материка в нищих идёт полным ходом.
Не знаю, как учёные мужи и гос.деятели рассчитывали эту пользу – я так же произвёл некоторые исследования в этой области и не нашёл никакой пользы для общества, кроме вреда. Хотя, казалось бы – занятие более чем безобидное. Но при этом мне удалось найти людей, не скажу, что непосредственно руководящих и проводящих этот эксперимент – но поддерживающих его, похоже, всей душой. Но, так как эксперимент засекречен – то они не имеют права заявлять напрямую, что «быть нищим – хорошо!». Всё, что им позволено – так это защищать институт нищенства от нападок со стороны несознательных граждан. Но я несколько отвлёкся от темы.
Как я изучал эту проблему? Путём наблюдений и опытов – в том числе и за собой и над собой. Не только применительно к окружающему меня миру. В течении долгих лет накапливались знания и опыт, перешедшие в конце концов в явно выраженное индивидуальное отношение к этому явлению. Если сформулировать его кратко: «Нищенству – Нет!». Т.е. моя позиция, кажется, является антагонистичной нашей госполитике – и я, в таковом случае, могу рассматриваться как диссидент (устар.), либо – как оппозиционер (модн.). Но мне на это глубоко наплевать - кто я по отношению к власти. До лампочки, в потолок. Она (власть) мне не нужна. Хотя я и не анархист. И мне по барабану – что она там задумала. Лишь бы шевелилась в указанном мной направлении.
Собственно – чего бы мы ни ожидали от нашей власти – ожидать хорошего не приходится. Разве что нищенства – если мы сами не начнём беспокоиться о своём выживании в этой стране. Но – отдадим должное современному правящему нами либерально-демократическому режиму – он нам не особенно мешает пытаться выжить. И мы можем делать довольно много, не преступая рамки закона. Можем даже ругать и материть принародно и правительство, и президента. Очень увлекательное занятие – особенно когда ругатели и матерители знают, что от этого ничего не изменится – ни в судьбе страны, ни в их собственной. Но если хочешь, чтобы твоя жизнь изменилась – может быть, надо не сотрясать воздух и возмущать сознание окружающих, а что-то делать полезное? И чего-то не делать вредного? Не проще ли и не надёжней этот путь?
Но чтобы идти путём действия-бездействия – нужно ещё и понимать, что делать надо и почему, а что – соответственно, не надо. А вот понимания в массах, похоже, как раз и не хватает – и народ при этом превращается даже не в толпу, а в стадо баранов.
Попробуем понять нищенство – как социальное явление, как трагедию личности, как один из факторов, воздействующих на нашу жизнь. Почему и как человек становится нищим? Каковы социальные причины и истоки нищенства как явления?
Одна из устойчивых ассоциаций, увязанная в наших головах с Н. – это фраза «подайте Христа ради». Т.е., нищенство из религиозных побуждений. И, если рассматривать Н. с т.з. религии – это очень почётно: жить, не работая за чужой счёт, при этом вознося молитвы за подающих и всех прочих. Собственно, не работать – значит в данном аспекте не отвлекаться от молитв и не обременять себя тварными (мирскими) заботами. А подают человеку при этом не ради него – а ради Его. В общем, подают не нищему, а Богу. А Бог спасает подающих – особенно, если они при этом не очень-то себя рекламируют. Т.о., предлагается довольно выгодный обмен: за деньги, которые можно потратить в один момент на какую-то ерунду, Вы имеете шанс обрести вечный пансион в самом лучшем из миров. Но – именно шанс, а не гарантию. Такая, своего рода, лотерея. Впрочем, род сей, человеческий, всегда любил лотереи и розыгрыши… Итак, в религии Н. – это не что иное, как игра в божественную рулетку.
Иногда Н. занимаются не из побуждений веры, а от безысходности. Действительно, сгорел дом, паспорт спёрли, родные и друзья отвернулись – и деваться некуда. И ходит человек, прося у других людей хоть что-то – и ненавидит сам себя за это – потому, что ничего не может дать взамен. Вот до тех пор, пока он так к себе относится – он ещё не профи. Он – даже не нищий по большому счёту. При встрече с таким человеком вы вряд ли ему подадите – вам покажется, что он неприятен и лжив – так он неуверенно и запинаясь, просит, он не может смотреть вам в глаза и стремится даже скорее не получить от вас нечто – а прекратить эту трагедию с выпрашиванием и жалобами. Интересная вещь в справедливости распределения помощи – этому человеку, которому действительно нужна помощь, её почти не достанется. Он говорит правду – и потому ему не верят. Ему говорят: «Ты вон какой здоровый – иди грузчиком работай! А не попрошайничай!». Понимаете – нам ему очень легко сказать такое. Он не имеет той внутренней наглости и уверенности, присущей спецам в этом деле, которая не позволяет так ответить профессионалу. И к тому же нищий-«любитель» не способен изображать из себя паралитика, безрукого, опустившегося – убогого, одним словом.
Если этот человек имеет в себе достаточно сил бороться за себя – он в конце концов пройдёт через этот период своей жизни и снова встанет на ноги. Если нет – он опустится до состояния бомжа. (При условии, что он так и не получит помощи). Будет потрошить помойки или жить на свалках – но не побираться. Просто нищенство ему настолько противно…
Ну, а как быть с теми, кто нищенствует профессионально? Как вообще приходят в этот бизнес?
Марк Твен как-то выразился: «Рыться в помойке не стыдно. Стыдно получать от этого удовольствие». Всякая работа, которую человек делает без удовольствия, выполняется плохо. И если вы не получаете кайфа, получая деньги за свою убогость – вы их много и не получите. Лучше собирайте тогда бутылки и металлолом.
Чтобы нищенствовать профессионально – нужны способности. Талант актёра. Наглость. Презрение к окружающим… Даже не презрение – равнодушие. Окружающие для него – не люди. У них нет лиц. У них есть кошельки, в которых есть деньги. Как в помойке для бомжа – бутылки. Помойка противная, бутылки – хорошие. Он идёт по проходу электрички или метро (или едет в инвалидной коляске) и глаза его надёжно спрятаны от окружающих за какой-то отрешённостью. Весь вид его выражает скорбное и кроткое страдание. Он выглядит униженным… При этом безошибочно и точно подставляет свою коробочку под тот поток финансов, который туда льётся тонкой струйкой от сердобольных граждан. Я ещё ни разу не видел, чтобы у него хоть копейка упала мимо. А глаза – если присмотреться внимательно – периодично пробегают по сторонам – как локаторы слежения. Он уже за пять шагов видит, кто и сколько ему подаст.
Считать чужие доходы нехорошо. Но я всё же произведу некоторые подсчёты. По моим наблюдениям, проходя через один вагон метро, хороший нищий получает от тридцати до пятидесяти рублей в червонцах (самая удобная для этого бумажка – и отдать не жалко, и хлебушка несчастный купит…). Не считая мелочи – той рублей на десять-пятнадцать получится. В среднем – один вагон – сорок руб. В поезде метро, кажется, шесть вагонов. Проход через один вагон – три минуты. Двадцать – двадцать пять минут – весь состав. Сорок на шесть – двести сорок руб/полчаса. Пятьсот в час. Отходил часа четыре в день – вот тебе и пара тысяч в день. За… жалкий вид.
Это в метро. Электричка выгоднее – вагон длиннее, подают больше и охотнее, самих вагонов больше. В среднем пятихатку можно сделать за один состав.
Если не ходить, а стоять – тоже неплохо получается. Но мелочи много, тяжело её держать. Стоящим червонцы дают очень редко. Не больше десяти в час. Зато говорить ничего не надо громогласно, на весь вагон. И вообще – можно сидеть себе спокойно. Усидчивость нужна, конечно.
Насчёт актёрского мастерства – вспоминаю один курьёзный случай. Стоит в метро на переходе бабушка. Держит в руках картонку: «Помогите, Христа ради. У меня сгорел дом». Пальто – прожженное, с дырой с обгорелыми краями на самом видном месте спереди, А лицо… перемазано сажей. Словно только-только с пожара. Представляете? Дом сгорел – и бабуля тут же в метро прибежала. Простояла она так три дня – потом умылась, всё-таки. Потом переместилась в другой переход. Но пальто было всё то же.
У подающих ей голова, похоже, совершенно не включалась по части логики. Все реагировали лишь на то, что видели: бабушка с пожара. Свежепогоревшая.
Граждане, ездящие в метро, не могут, как правило, похвастаться доходами в две тысячи рублей в день. Иначе бы они в метро уже не ездили… Как понимаете, сейчас я описывал не тех людей, которые собирают «на хлеб насущный». Если заставить его на эту выручку питаться этим хлебом… Человеку столько не съесть.
Вообще, разновидностей нищих – по специализации – несколько. Это: инвалид, старушка, ребёнок, родители с больным ребёнком, бедная тётя со спящим младенцем. Музыкантов я к этим категориям не отношу – они всё-таки выполняют какую-то работу – хотя бы создают настроение прохожим. Иногда за хорошую мелодию, которую услышал с утра, совершенно не жалко отдать свои кровные. Она будет со мной весь день…
Что касается инвалидов. Они, как правило – в камуфляже, т.е. – военные в сознании поезжан или прохожих. Ассоциации следующие: парень воевал за Родину и за нас, его искалечило и теперь он не может работать. И мы ему должны. Насколько эта точка зрения верна – о том, что наше государство совершенно не помогает пострадавшим за него на войне?
Как мне известно, существует в наших вооружённых силах и первая помощь на поле боя, и последняя помощь – после госпиталя. Бесплатное обучение и переобучение. Причём на самые ходовые специальности – не требующие здоровья лошадиного. Ум – да, требуется, усидчивость – тоже – хотя бы от того же менеджера. И с трудоустройством – также существует государственная программа. И если государство кого-то в таких случаях «кидает» - можно и в суд обратиться. Так что есть ли надобность настоящим ветеранам вот так зарабатывать на жизнь?
И ещё один интересный момент, связанный с этим аспектом – инвалидностью. Я не раз замечал, что рядовой обыватель ставит знак равенства в своём тупом подсознании между инвалидом и нищим. Что весьма примечательно. Но ведь это – совершенно не так! Человек с ограниченными возможностями – не обязательно нищий. Если он уважает себя, конечно – и хочет быть нормальным человеком. Тогда возможны чудеса – такие, что нам, целым и здоровым, просто не снились. Примеры? Самый известный – Маресьев. Валентин Дикуль – после того, как врачи ему объявили приговор: «ходить не будешь никогда» - не только встал на ноги и стал одним из самых сильных людей планеты – а ещё и создал целую школу – как встать на ноги таким же спинальникам. Скольких людей он вернул к полноценной жизни! Ларита Магомедова – артистка цирка, в 1974 г., после того, как упала с высоты пятиэтажного дома из-под купола – смогла не только выжить (хотя врачи вынесли ей приговор даже пострашнее, чем Дикулю) – но и вернуться на работу воздушной гимнасткой и акробатом. И работает и по сей день – а выглядит… Ей завидуют многие женщины гораздо моложе её! Юноша (к сожалению, не помню имени) из Тюмени, с рождения лишённый рук. Мальчик-дельфин, как его называют – чемпион по плаванию. А параолимпийцы? У меня не поворачивается язык называть этих людей инвалидами – это я, скорее, инвалид рядом с ними. И – уж они-то не нищие ни с какого бока – хотя, может быть, и не богатые. Но они уважают себя и за себя борются – и хотят вносить свой вклад в общество, в котором живут. А не паразитировать на нём, вызывая к себе сострадание у наивных старушек… которым с их нищенской пенсией самим нужна помощь.
Тема со старушками в метро – это одна из наиболее спорных. Не исключено, что некоторые из них не могут прожить иначе. Но, чтобы работать в метро – они всё равно должны отстёгивать кому-то немалые суммы ежедневно. Поэтому я доверяю больше тем, кто попадается в местах, несвойственных для этого – плюс нехарактерное поведение. Один раз действительно было – иду, и даже не на углу, а в каком-то простенке стоит и плачет бабуля. Прилично одетая, кстати (в смысле – не хуже других наших пенсионеров). И руку – то ли протягивает, то ли нет – непонятно. Подошёл, спросил, в чём дело. Оказалось, только что карманник увёл свежеполученную пенсию. И ей самой не хочется тут стоять и просить – а вот другого ничего не остаётся – детей у неё нет, знакомые – да такие же, как и она – живут впроголодь. Пенсии-то у нас – канареечные, не человечьи. Дал пятьдесят рублей. Что примечательно – через десять минут её там уже не было, и больше не появлялась на этом месте бабушка в этой роли. В таких случаях – когда человек действительно в беде – это же не кормёжка паразитов, а необходимая помощь!
В метро иногда появляются нищие-дети. Вот это меня особенно выводит из равновесия. Какая же сволочь их туда отправляет – они не просто просят копеечки – такие пострелята набирают на мороженку как правило, там, где она и продаётся – а всерьёз работают. Кто они? Беспризорники? Может быть. Но кем они тогда растут – и кто из них вырастет? Жуть. Или у них есть родители, которые их посылают на сбор необходимых для чего-то средств? Кем тогда вырастут эти дети – при таком воспитании? Жуть ещё большая.
А когда идёт пара – мама с ребёнком, натаскивая его с малых лет на такой образ жизни? А вы из жалости подаёте? Вы при этом помогаете малютке стать человеком? Вы помогаете ему стать нищим-профи.
В этом «разделе» нищенства мне встречалось нечто, что может показаться согласно моей классификации не нищенством – но на самом деле чуть ли не хуже такового. «Нищенская музыка». Это когда семилетний примерно пацан нагло прёт через вагон, безжалостно терзая зачуханную гармошку – он не старается даже на ней что-то играть – он играет на нервах людей – и пока ему не кинут что-то в притороченную на боку сумку – он не оставит ваши уши в покое. Чем отвратительнее «играет» - тем больше соберёт. Или – ходят по пригородным поездам папа с дочкой лет десяти, поют под гитару какие-то жалостивые песни. В общем-то, неплохо поют – но уже который год подряд, все уже этот репертуар изучили – и получается, что этой паре главное – не заморачиваясь на разучивание новых текстов взять своё обычное. Но последний пример – всё же довольно спорный. Он на грани между заработком и нищенством, по-моему.
Насчёт детей, которых используют нищие для дохода – только ли моральный вред они причиняют ребёнку? Когда я вижу маму с колясочкой, в которой спит годовалое дитё, а из текста на картонке следует, что мама собирает деньги на… операцию для этой крохи… больному ребёнку, конечно, очень полезно сидеть в метро целый день. И меня уже терзают смутные сомнения – а доживёт ли он до операции? И нужно ли это этой матери?
Но это – ещё полбеды. Но когда в подземном переходе или на улице я вижу сидящую на грязном полу тётьку – тоже грязную, которая держит на руках грязнущего младенца – который почему-то всегда спит… Знаете, почему он спит? Элементарно – накачали димедролом. Так легче управиться. И у ребёнка вид более болезненный – подадут больше. И, проходя мимо – не отворачивайтесь, а подайте! А то вдруг ей на снотворное для малыша не хватит – и он захочет побегать. У тетьки будут неудобства…
В этом мире существует один интересный закон, связанный с деньгами. Вы имеете то, за что платите. И если вы оплачиваете нищенство – именно его вы и имеете. В том виде, какой оплачиваете наиболее часто и щедро.



 


Рецензии
В Эфиопии много людей ВЫТРЕБЫВАЮЩИХ подаяние. Наверное и в других местах встречаются такие.
Видели бы вы с каким достоинством и высокомерием они это делают!

Анатолий Феоктистов   08.01.2006 01:10     Заявить о нарушении
В этом отношении Африка - вообще удивительная страна. Плодородные земли, офигенный климат, ископаемые... Живи, казалось бы, не хочу - а кругом войны, бедность, чёрт-те что... И во всём "виноваты" колонизаторы. Хотя при них всё было лучше.
Ничего не имею против негров - но в целом отношение у них к жизни - как раз суперпотребительское: весь мир им должен. Когда поумнеют?

Шаман   08.01.2006 11:09   Заявить о нарушении
Возможно многие годы колонизации способствовали возникновению такого отношения к окружающему миру.
И ещё есть в них какой-то фатализм. Ткни копьём в землю, брось зерно кукурузы, пришлёпни пяткой - вырастет двухметровый стебель с пятком початков. Так нет, будет лежать у дороги омываемый дождями, обдуваемый ветрами и ждать, когда кто-то кинет кусок хлеба или кость. Не дадут - не надо, просить не будет.

Анатолий Феоктистов   08.01.2006 21:26   Заявить о нарушении
Думаю, к белым после колонизации они приобрели зависть - те всё-таки живут более богато и меньше вкалывают (в Африке, на взгляд африканцев). А вот чему-то поучиться у немцев, голландцев - тому же трудолюбию и порядку, предприимчивости у англичан или французов - им как бы оказалось не дано. Ушли белые - и началась у чёрных полная фигня.
Менталитет, что ли, не тот?

Шаман   08.01.2006 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.