Судебная реформа на самом деле



О ней много говорили, ее вовсю рекламировали, однако не так уж много говорили о ее сути.
Впрочем, некоторые лозунги все-таки звучали. Укрепление независимости судей- один из них. Независимость от кого и от чего? Разумеется, судьи должны быть независимы от указаний какого-либо начальства, «телефонного права» и так далее. Конечно, они должны быть защищены от организованной преступности всяких попыток угроз и физического воздействия. Однако судьи должны полностью зависеть от законов, в первую очередь от конституционных норм и, наконец, от основных моральных норм, принятых в данном обществе.
Реформу стали проводить сами судьи Результаты , естественно, предсказуемы. Стали осуществляться ведомственные интересы, которые просты и очевидны: поменьше работать, побольше получать, ну и еще вдобавок полностью исключить контроль с любой стороны.
Судьи фактически стали назначаться самими судьями. Они сами выдвигают кандидатуры, а всем остальным ветвям власти остается только их утвердить. После этого они «несменяемы», то есть снять их могут только судьи. Созданы квалификационные комиссии, состоящие из судей. Естественно, что они выгоняют и заменяют судей, предавших ведомственные интересы.
Все должны быть равны перед законом. И раньше прокуратура и другие правоохранительные органы в случае поступления информации о нарушении судьями закона проводили обычное в таких случаях расследование. Теперь же они просто передают все материалы самим судьям.
 Ну, а влияние преступных элементов? Да оно только усилилось. Поскольку судьи стремятся исключить всякое вмешательство прокуратуры в свои дела, они предпочитают сами урегулировать свои отношения с организованной преступностью. Как они это делают, легко догадаться.
А как насчет зависимости от закона? Она только уменьшилась. В решениях судей стали появляться обоснования, полностью игнорирующие статьи кодексов и ссылающиеся только на «указания Верховного суда» и даже на «общие правила», установленные, как можно догадаться, самими судьями. А его им стесняться, ведь ни прокуратура, ни адвокатура, ни профессура юридического университета не решиться даже дать простого заключения о соответствии законам, чтобы не быть обвиненными во вмешательстве в деятельность судей.
Попутно отметим, как стали растягиваться на годы рассмотрения даже самых простых дел. Сами понимаете, что всякое новое дело нужно изучать, понимать и разбираться. Гораздо лучше и приятнее демонстрировать свою «работу» на одном знакомом и понятном деле.
Знаете, как в пенсионных управлениях демонстрируют чрезвычайную загруженность? Они просто сокращают приемные часы, чтобы у кабинетов всегда образовывались огромные очереди, ну и еще гоняют пенсионеров из кабинета в кабинет за «нужными» справками, подписями и печатями.
Теперь то же самое делают и судьи. И поэтому никакие компьютеры, позволяющие за секунды получить необходимые справки , никакие базы данных , позволяющие любому «продвинутому» мальчишке получить исчерпывающую информацию по любому вопросу, тут ничего не решают.
Система быстро и уверенно движется к советскому идеалу: ничего не делать и много получать.
А страна так же быстро движется к гибели и хаосу.


2 октября 2005 г Фомченко Вадим


Рецензии