Дуризм и Отдых

Туризм и отдых.
Этот тандем уже давно у многих на слуху.
Причем каждый из нас вкладывает в эти сладкие понятия свой смысл, рисует картинки желанного отпуска разноцветными тонами, заранее планирует каждый долгожданный день на море, в горах или другом понравившемся месте.
Гражданин Икс открывает газету и сталкивается сразу же с огромным предложением путешествий в различные страны, где каждое объявление обещает ему прекрасный отдых, знакомство со страной, комфорт и воплощение мечты в рамках выделенных им средств.
Определиться на каком-либо одном очень сложно; все они пестрят громкими привлекательными заголовками, от которых кружится голова в предвкушении получения райского удовольствия.
К примеру, этот Икс остановился на поездке к теплому морю, о чем и сообщил туроператору.
Известное дело, по телефону зубы не вылечить. Поэтому избежать непосредственного общения с «Поставщиком услуг» невозможно.
Хотелось бы заметить, что наши турфирмы сделали шаг навстречу клиенту и работают в горячий сезон позднее обычного.
Придя в офис понравившейся компании, наш Икс расспрашивает, как ему кажется, обо всем самом важном в стране отдыха, о дороге туда и обратно, о визах, о местной валюте, развлекательных программах, экскурсионном обслуживании, естественно, об отеле, который, конечно же, настоятельно рекомендует сотрудник агентства. И весь рассказ сотрудника сулит исключительно радужные перспективы, ни одного подводного камня, а если и встречаются, то Икс убаюканный сладкими обещаниями «накидывает» розовые очки и все же делает свой выбор.
Безусловно, воображаемому гражданину Икс потребуется некоторое время на изучение вопроса.
Это теперь принято путешествовать, познавать новые края, отрываться от дач, огородов и белорусских озер. Оно и замечательно! Расширяя географию поездок, мы увеличиваем наши горизонты, кругозор и корректируем мировосприятие и мировоззрение.
Основная масса жителей славной Беларуси впервые оказывается перед опытными продавцами туристского счастья, … которое имеет свои подвохи и о которых мы не подозреваем, находясь на родине.

Вернусь к словосочетанию «туризм и отдых». Почему-то перед поездкой не настраиваешься на негатив, предвкушаешь приятные эмоции и красивые пейзажи. Перерыв в работе каждому человеку необходим как воздух, причин много, перечислять не буду. Это аксиома - отдых нужен! И отдыхать должно не только тело, но и бесценная нервная система.

Приведу в качестве иллюстрации несколько неприятных моментов между турфирмой и отдыхающими, которые могут ее задеть, взволновать и нанести урон.
Всеми любимая наша страна Турция, на современном этапе светское государство, предлагающее отпускникам весь спектр развлечений, отдохновений, превосходный климат и возможности, с ним связанные.
И любят ее, и ругают, и зарекаются туда возвращаться, но пути многих белорусов направлены именно туда.
Для многих актуальный девиз прошлого: «Экономика должна быть экономной!» О, да! Летим, как правило, из Москвы. Пользуемся автобусным трансфером из родного города до аэропорта вылета. Контора, продавшая нам тур, гарантирует своевременную доставку в аэропорт, где вручают (под звуки фанфар где-то внутри нас) авиабилеты и ваучеры. И вот мы уже практически одной ногой на песчаном пляже с коктейлем в руке!

И тут стоп!
Это мы так думаем.
Одна моя знакомая девушка именно в этом месте плана-захвата турецкого берега столкнулась с прелестями туристического бизнеса. Заплатила за путевку она одной фирме. Та, в свою очередь, обязалась ей предоставить автобусный трансфер от другой якобы дружественной турфирмы, взяв за услугу стандартную таксу. И девушка счастлива, и путевка продана, сиди жди момента отъезда и улыбайся.
Некомпетентность работников турфирмы, обеспечивающей доставку в Москву началась с самого входа в транспортное средство. Извечная проблема – приятельницу мою не посчитали, не проверили документ. Т.е. где-нибудь возле городка N могло вдруг оказаться, что она не тот клиент, которого должны были везти в Москву, ее могли запросто высадить и т.д. Обещанные чаи-кофеи уже кто-то выпил, видео вдруг сломалось, автобус почему-то не делает санитарных остановок в предназначенных местах, отопление не включается именно с этим трансфером по досадному недоразумению.
Позже вдобавок выясняется, что группа состоит из пассажиров разных аэропортов Москвы с разным временем вылета. Тем, у кого вылет ранний, можно сказать, повезло. Так как они - группа «своих» клиентов. А все остальные – это «насобиравшиеся» бедолаги от других агентств. Время их вылета принималось в учет очень невнимательно - лишь бы не пропустить самолет. Сопровождающая сообщила, что «её» клиенты могут готовиться к выходу, получать билеты в здании аэропорта, сдавать багаж, проходить в зал отправления и бла-бла-бла. О судьбе же остальных она скромно умолчала. Приятельница попала в компанию из четырех минчан, чей самолет вылетал около обеда из другого (!) аэропорта.
Размеры Москвы известны, цены на такси от аэропорта до другого аэропорта «демократичные». Да и не предупреждали об этом. Тяни свои «потрохи» в другой аэровокзал, предвкушай турецкое гостеприимство.
Несчастная группа расшумелась, и все же настояла на том, чтобы подвезли к пункту их отправления.
Томительное пятичасовое ожидание объявления рейса уже ничто по сравнению с первым маленьким шоком на отдыхе.
Надо заметить, что все рассказы подружки о самом отдыхе в чудесной Турции носили сугубо позитивный характер, она осталась довольна: отдохнула прекрасно, изучила достопримечательности, испробовала волшебные турецкие блюда, накупалась, посмуглела и похорошела.
И вновь Москва напомнила ей о нервах, волнениях, неуверенности и растерянности.
По обещаниям турфирмы, их (пять человек из аэропорта Даламана) должны были встретить с табличкой в руках возле выхода в определенное время.
Ни табличек, ни людей, ни каких-либо иных контактов в тот вечер не состоялось. А они так хотели. Они так ждали.
Подруга рассказывала, что прилетели они в субботу вечером, очень долго всматривались в лица встречающих, пытались звонить в Минск в турагентство, снова ждали и надеялись, что их заберут и отвезут домой. Денег осталось после отпуска маловато, времени (что самое ценное после нервной системы) в обрез.
Сколько эмоций было, представить несложно. Беспомощность и унижение она испытала на родной территории, а не за границей.

Компания невезучих приняла решение срочно ехать на железнодорожный вокзал, испытать судьбу на благосклонность и успеть погрузиться на последний уходящий поезд до Минска.
Включаем калькулятор: 25 долларов до вокзала со всех.

Уговоры проводников взять их на любое свободное место (пятнадцать минут до отхода поезда). Торговля за цену шанса вернуться домой (десять минут до отправления). Шок и транс от новости, что на пятерых только четыре места (пять минут осталось на выбор, кто же не едет). Плюс 50 долларов с каждого за возможность остаться в поезде.

Подруга все-таки приехала домой, ее встретили растревоженные родственники.
Жаль, что отдохнувшая нервная система уже и забыла, что такое спокойствие. В понедельник пришлось заявить о себе продавцу тура. Через тьму препон удалось добиться встречи и беседы на повышенных тонах с руководителем. Оправдания поставщика туруслуг и объяснения «отдохнувших туристов» завершились принятием решения через пару недель. Компенсация материальных затрат и недополученных услуг трансфера.
А как же моральный ущерб?!
Или наш менталитет базируется на том факте, что здоровье бесценно, а, следовательно, никаким тарифам и расценкам не подлежит и, как вывод, бесплатно?

Чего ждет клиент, обратившись в фирму, предлагающую фейерверк туристских вариантов?
В любом случае, он рассчитывает на максимум достоверной и полной информации да доброжелательное уважительное отношение.
Как реагировать правильно, если уже при первом визите клиента в офис турфирмы его финансовые возможности ставят под сомнение?

Две мои подруги собрались на отдых в загадочный Египет. Месяц был выбран жаркий даже по минским меркам. Но отпуск – есть отпуск, период, который мы заслужили и хотели бы провести приятно и с пользой.
Обратились девушки в компанию гордо и звучно называющую себя белорусско-египетским совместным предприятием. Очевидно, надеясь на самую полную сопроводительную информацию, разрекламированные цены от туроператора, хорошо подготовленный персонал и обратную связь. При выборе отеля они тут же встретили недопонимание и получили укол от сотрудницы фирмы.
«Девушки, ну вы даете, как же можно ехать в трехзвездочный отель в Египет?»
Та, что была скромнее и менее наслышана о звездности отелей, сразу стушевалась и поникла. Вторая же попросила, несмотря на этот выпад, предложить отель искомого уровня.
«Я не могу вам гарантировать хорошего отдыха в отеле такого класса!»
 
Получается, что турфирма предоставляет какие-то мифические гарантии отдыха на пять баллов? И отчего же эта самая контора заявляет о возможности заселения в отели три звезды? Если предприятие заранее знает, что там будет не очень комфортно, клиенты могут не дополучить в услугах и комфорте, зачем же тогда выставлять эти гостиницы?

Сплошные вопросы! В подобной ситуации наши девушки почувствовали себя униженными, растерянными под прессингом сотрудницы. Им пришлось попрощаться и выйти на улицу, чтоб принять верное решение. Этого было недостаточно для «голосования за путевку деньгами», как говорят маркетологи.
Еще несколько дней было потрачено на изучение трехзвездочных отелей в интернете, их отдаленности от моря, от центра развлечений, включенных услуг на территории гостиниц, инфраструктуру. Сколько же страничек было прочитано! А что делать? Полагаться на достоверную информацию сотрудников турагентства? Да при условии, что денег может хватить на три звезды, что такие клиенты отнюдь не мечта «продавца» пакета туристических услуг…

В итоге, подружки вернулись в то же совместное предприятие с настойчивым желанием приобрести тур в выбранный отель нужного им уровня. Они подумали: «Захотите продать свой продукт, будете при себе держать свои предостерегающие заявления. Все равно никто никаких гарантий не дает, реализуя туруслуги». Та же сотрудница встретила их с уже бОльшим уважением, понимая, что клиенты будут «брать» путевки, но не удержалась от комментария в их сторону: «Ну что ж… Раз хотите три звезды, пожалуйста. Но я бы вам не рекомендовала».
Клиентам оставалось только «проглотить», дабы не терять времени на посещения других турфирм, изучения вариантов и подбора подходящего для их кошельков. Сделка была оформлена.

Каково же было удивление моих знакомых при вселении в номер отеля выбранного класса! Непередаваемо!!! Они остались довольны условиями, рестораном, бассейнами и спа-возможностями, пляжем и персоналом. Им удалось сравнить «свой отель» с отелем, предлагаемым турфирмой, расписывавшей его как «замечательный, достойный, качественный и недорогой для своей звездности». Оглядевшись и проанализировав проталкиваемый агентством в Минске отель, девушки убедились, что сделали правильный выбор.
И сделали отметку на будущее не доверять информации продавца и перепроверять ее любыми доступными способами, обходя турфирмы.

И таких случаев целая тьма. Клиент на свой страх и риск вверяет доллары, евро или белорусские рубли людям, не отягощенным полным знанием о стране назначения. Часто сами туристы могут рассказать куда более квалифицированно и красочно, не утаив минусов и плюсов. В нашей стране до сих пор нет профессионалов в области туристских услуг. Если сам о своем отдыхе не позаботишься, не вникнешь в предстоящую поездку до мелочей, не будешь настойчивым и не потреплешь нервов, окончательного исполнения взятых на себя обязательств по турдоговорам от субъекта хозяйствования не получишь.

И в заключение хотелось бы поделиться своим опытом по теме «Туризм и отдых».
Привлекательный автобусный тур в страну Черногорию мог бы закончиться для меня потерей близких и горькими слезами.
Сотрудники местного агентства честно рассказали, что место, куда мы отправляемся, располагает девственной природой, свежайшим горным воздухом, умопомрачительным чистым Адриатическим морем, прекрасными галечными пляжами, многообещающим обилием свежей рыбы, развлекательными программами и экскурсиями. Но умолчали о трудностях, которые предостерегают на пути по горным серпантинным дорогам, а именно: непрофессионализм и перманентная усталость водителей, потогонная и бесконтрольная их занятость, незнание маршрута движения и дорог, несоблюдение требований к санитарным остановкам. Также не сообщили о непосредственном месте расположения вилл и отелей. Об обеспечении предоплаченной обратной дороги на исправном автобусе и вовсе позабыли. Ответственного в форс-мажорной ситуации с состоянием транспортного средства найти не удавалось, как ни искали горе-туристы, доверившиеся сладкоголосым сиренам турфирмы. К чему эта возня с туристами, которые «отбарабанили» свой заезд! Пускай добираются да роднай Беларусi как знают!
Спасла находчивость и предприимчивость, а также самообладание и настойчивость в новых и проблемных обстоятельствах. Очередная задачка, подкинутая минской турфирмой отдохнувшей психике клиентов. Своеобразный квест в духе «Последнего героя» - выберись из чащ Черногории с минимумом потерь для своего благосостояния и здоровья. Ну а о моральном ущербе упоминалось выше – он бесценен, т.е. абсолютно даром проходит для представителей туристских агентств.

Мы настолько поглощены мечтаниями о предстоящем путешествии, мы так не образованны в сфере защиты наших прав потребителя, мы так еще далеки от того, чтобы требовать надлежащего исполнения обязательств по турдоговорам, так не готовы спрогнозировать всё разнообразие недоработок турфирм, чьи пробелы предназначены только для нашей смекалки, устойчивости в затруднительном психоэмоциональном климате и наличия денежных средств в портмоне!

В ожидании изменений к лучшему запасемся желанием все знать перед путешествием: изучим сами маршрут и все необходимое в путешествии с нашей точки зрения, полагаясь на негативный опыт знакомых и родных. Проштудируем страницы всемирной сети в поисках рецензий и отзывов туристов уже переживших неудобства и разочарование. Активизируем чувство юмора, чтобы не оставить нашу любимую нервную систему, скажем, на пляже Клеопатры в Турции. Она нам и здесь пригодится. Без нее как-то не удастся ощутить себя человеком, претендующим на полнокровную жизнь и спокойный отдых.
 
04-сентября-2005


Рецензии
Волга! я просмотрел Ваш текст по диагонали - и понял, что если эта тема затрагивает Dас хоть чуть-чуть - ВАм надо пообщаться с fedos ом - он профессионально занимается защитой прав туристов , обманутых недобросовестными фирмами.
Блин - кому я только Федора не рекомендую - алкоголикам, пассажирам маршруток, обманутым туристам!)) он на все руки мастер))
а Вашу страницу уже внес в свой рейтинг красоты авторш прозы ру)))
успехов)

Павел Херц   21.10.2005 16:51     Заявить о нарушении
Волга - симпатяжка. Угадывается душа и внутренний мир.

Яго Яго   21.10.2005 17:03   Заявить о нарушении
Добрый день, Павел.

Благодарю за информацию.
Данное "произведение" ВОРДа - не моя душа. Так, статья для одной газетки.

Читайте лучше душевные вещи. ВеЛкАм:))))

2 МУЖЧИНАМ:
Красота - это здОрово...Но я тут не за этим.

Волга Муталиева   21.10.2005 17:12   Заявить о нарушении
Меня демонстративно игнрорируют. Все, я навсегда ухожу с прозы.ру.
Прощайте!

Яго Яго   24.10.2005 11:43   Заявить о нарушении
2 Яго Яго:
не психуйте,
всё ещё будет хорошо.
Вы хотите об этом поговорить?
Что Вас беспокоит в последнее время?
В чем чувствуете неудовлетворенность?
(:

Волга Муталиева   24.10.2005 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.