В. астафьев последний поклон

ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН
 В рамках Всероссийского семинара молодых литераторов, который состоялся в Красноярске, была предусмотрена экскурсия на родину В. Астафьева. И мы отправились отдать ему свой, последний поклон…
 Виктор Астафьев родился в 1924 г. в селе Овсянка. В общей сложности создал 373 произведения. В Овсянку вернулся уже известным писателем. Именно на родине появились «Печальный детектив», «Веселый солдат», «Прокляты и убиты». Первая книга «Последнего поклона», любимого детища писателя, посвященного бабушке Екатерине, вышла в 1967 г. Он писал ее в течение 30 лет. Знаменитая «Царь – рыба» тоже пронизана любовью к родным местам…
 Со смотровой площадки, расположенной на горах, знаменитое село Овсянка было видно, как на ладони. Тихая, заброшенная деревенька, подарившая миру талантливого автора. На смотровой площадке установлен мемориал «Царь – рыба». Фотографировались, стараясь взяться за рыбьи усы. Чтоб было в жизни счастье, и все мечты непременно сбылись. Такая примета. На могиле Астафьева местный священник провел службу. Мы стояли с горящими свечами, мысленно обращаясь к НЕМУ. Довелось побывать в доме, котором он жил в последние годы. Поразила скромность обстановки: только самое необходимое! Кровать, стол, полка с книгами, русская печка… В саду – памятник: Астафьев с женой сидят на лавочке, в тени деревьев. Теперь здесь дом – музей. Напротив – дом бабушки Екатерины, оборудованный под музей повести «Последний поклон». Бесхитростный деревенский быт, фигурки из папье – маше, воссоздают колорит детства писателя.
 Действительно, истинно великий человек скромен. Средства, получаемые в качестве литературных премий, он направлял на общее благо. С его помощью в родной Овсянке построена прекрасная библиотека. Благодаря его усилиям в Красноярске появился Литературный музей. Но главное – добрая память, которая осталась в людских сердцах…

«АСТАФЬЕВ БЫЛ НЕ ЛЮБИТЕЛЬ ПЫШНОСТЕЙ…»
 Во время поездки в деревню Овсянка, от официоза, признаться, устала. Ведь слова экскурсовода - заученные, привычные, произносятся уже механически. А родина великого Астафьева – вот она! Захотелось прочувствовать сибирский колорит, о котором столько читала в его произведениях. Понять, чем он жил, напитать душу здешней красотой. Я отпочковалась от группы, и отправилась бродить по деревне. На берегу Енисея подошла к двум женщинам: ведь они жили с Астафьевым рядом и наверняка могли рассказать про него лучше любого экскурсовода! Мне повезло: одна из них - Любовь Ивановна Пичугина – оказалась его близкой родственницей. Мы разговорились.
- Сейчас Овсянка стала местом паломничества писателей. Приезжают делегации даже из-за границы. Как вы считаете: Астафьеву бы все это понравилось?
- Думаю, что нет. Он был не любитель всех этих пышностей. Всегда от этого уставал. Вообще – человек был простой. Приезжал в деревню поработать, отдохнуть. Побыть наедине с природой, набраться сил. Жил в своем домике. Топил дровами, обогреватель включал. Но зимой все равно – тяжело, возраст уже. Так что лето он проводил здесь, а зимовал в своей квартире в Красноярске.
- Экскурсовод сказала, что он жил очень бедно. Даже, случалось, голодал…
- Как это – голодал?! В детстве, в юности, быть может… А когда здесь поселился – не было такого! Мы лет 30 общались, как вернулся в наши края... Скажут же! Огород у него свой возле домика: запасы, соленья, картошка – всего вдоволь было. Ко мне часто приходил, мы рядом жили. Посидим, поговорим как дела. Всегда поможет. Приносил что – нибудь, когда трудные времена в перестройку нагрянули. Делился, что есть – никогда не жалел. Ни для родственников, ни для соседей или друзей…
- А как к нему в деревне относились? Все – таки знаменитый писатель…
- Обыкновенно. Свой, овсянкинский мужик. Уважали. Известность была ему приятна, само собой. Но не кичился этим. Он был Человеком, таким, как создан от природы… Писал, творил, работал, жил… А знаменитость? Куда от нее денешься? Если человек знаменит, что ж поделать?... Днем он работал обычно. Писал. А вечером любил пройтись по деревне. Спустится к Енисею, гуляет по набережной. С людьми разговаривает. Любил на берегу посидеть. Сядет, смотрит вдаль, вспоминает былое. Или думает о своем.
 - Почему он так стремился вернуться на родину?
- Ну почему человек любит место, где родился и рос? Наши края невозможно не любить. Красота, простор! И - память – вот она - рядом. Здесь мама его померла. Неподалеку от моего дома утонула. Поплыла к отцу, передачу отвозить. Отец тогда в тюрьме сидел, в Красноярске. Папа у него был, будь здоров мужик!… Хоть куда! Не помню, за что именно сидел… Подебоширил что ли… Вот мать и навещала его. В лодку, за весла – и к нему. Одна. А связи то никакой, и дорог не было в то время. Раньше боны стояли…
- Боны?
- Это бревна сколоченные, чтобы лес задерживать. Сейчас Енисей не тот стал. Засорили его грязью разной. А в то время у нас сплав тут был, бревна постоянно бежали вниз по течению…
Видать тогда погода была плохой, лодку перевернуло. А Енисей, он строптивый тогда был. Это сейчас он тихий, гладкий, спокойный. А раньше, если буря – страшно смотреть. Мать упала в воду. А у нее были очень длинные волосы, такая богатая коса. Выплыла бы, но зацепилась косой за бону. Так и утонула мать. Не сразу нашли…Мальчонку бабушка воспитывала. Отец отсидел, женился во второй раз. Дети у него пошли. Тут и жили, в Овсянке. Потом семейство сослали в Игарку, вместе с мачехой, с детишками. Виктор в Игарке в детдоме жил. Там познакомился с Рождественским, его учителем. Он ему первые азы и преподал, приучил к писанию. Оттуда все и пошло…
- А как относились к тому, что он в своих произведениях изображал деревенских жителей? Соседи не обижались на него?
- Да тут прообразов –половина деревни. Умел верно показать характеры. Такими, как есть изображал. Бабушка, брат, соседи… А зачем выдумывать? Вот она – жизнь! Например, Гена Потылицын – сейчас дедуля на пенсии. В «Последнем поклоне» Виктор верно описывает, как он бабушку свою обижал да гулял. Так Генка и живет по сей день, не изменился, хоть и старый уже. Такой человек. А по поводу обижались или нет за правду… Кто как… Кто поумнее, может и обижались, но виду не показывали. Скандалов, во всяком случае, не было. Но в основном он описывал пожилых людей. А они не так уж и читали, что он там пишет. Огород, хозяйство, мало ли забот? Спокойно относились: ну описывает он, пусть себе описывает… Они особого внимания на это не обращали. Главное – человек хороший, с душой. С ним всегда поговорить можно было, как, что… Понимал людей, чутким был. Со всеми ладил. Вообще, у него было много друзей. Люди тянулись к нему.
- Можно сказать, что почти вся деревня – его друзья?!
- Время идет, людей Бог прибирает… Какая сейчас наша деревня? Настоящая деревня почитай вся вымерла уже. У нас старожилов осталось раз –два и обчелся. Новые русские стремятся здесь поселиться. Коттеджи понастроили. Природа красивая, от города недалеко. И – Овсянка знаменитой стала. Престижно жить на родине великого писателя... Вот и стараются некоторые быть поближе ко всему. Делегации постоянно, люди разные, серьезные… Вот, 1,5 года назад даже В.Путин в Овсянку приезжал, они с Марьей Семеновной встречались, в домике их беседовали… Сама она – ей уже за 80, здесь не живет. Тяжело, возраст уже. На могилку приезжает, если на машине привезут. В домик заходит, проведать как там. Тяжело ей: дочь похоронила, Виктор умер…
- Здесь много родственников Астафьева живет?
- Астафьевых здесь нет. Вообще он по своей родословной Потылицын. Мать у него была Потылицына. Вот все родственники по матери, Потылицыны, здесь живут. В музее экскурсовод – его сестра. Смотрит за домиком, ухаживает. Вдова Астафьева - Марья Семеновна живет в Красноярске. Квартира у них там, большая. На войне и с женой познакомился. Здоровье там потерял. Глаза у него не было, со стеклянным ходил. После войны все болезни у него и пошли. Жили в Вологде, рядом с родственниками Марьи Семеновны. Потом потянуло на родину. Поначалу ездил сюда просто, родственников проведать. Перебрался в Красноярск, работал в газетах… Домик в Овсянке подвернулся, раньше они недорого стоили. Купил. Жил на родине. А ему больше ничего не надо было. В дом бабушки заходил… Там другие люди жили, но его всегда пускали: ведь общительный человек. И на место, где был родительский дом, тоже заходил. Дом родительский разобрали давно, другой на месте поставили. Но - все- таки родной двор. Представляете, как человеку жить рядом с такими местом? Больно…Теперь на его могилу часто люди приезжают. В его домик на экскурсии, из дома бабушки тоже музей сделали. Оно, хорошо, конечно, что не забывают. Но Виктор Петрович скромность уважал.


Рецензии