На своей воле живяху

 

 Имеет ли значение возраст?
 Для городов?
 Придёт ли кому-нибудь в голову из одних новостроек "спальных" районов ехать осматривать за тридевять земель другие такие же?

 Зато по старинным городам путешествуют много и охотно.
Наши предки воспринимали подвал, как вместилище тёмных сил, среднюю часть дома оставляли для людей, а треугольные(или куполообразные)крыши восходили к небу, являясь пристанищем светлых начал.
Минувший век одарил всех унифицированными коробками, рационально срезав треугольники и оставив подвалы.
В этом, лишённом сакральности пространстве, возникает особая тоска.
Подростки яростно ломают, портят свои же дома. Люди средних лет ищут средства от депрессии и головной боли. Старики бредут в парки, где нет этой изматывающей геометрической одинаковости из изнасилованного арматурой бетона.
Уж так человек устроен — он может любить только что-то конкретное, ни на что не похожее: дворик с чугунной решёткой, фигурку у фонтана, дом с колоннами....

 Поэтому так притягивают древние места.У каждого из них есть своё лицо. И возникает шанс полюбить, возродиться, вздохнуть от вновь обретённого смысла жизни.

 Псков Великий.... Встреча с ним-это возвращение домой, где мирно и уютно, где скромность выше помпезности, где доброта естественна и органична, где нет излишеств, но есть главное, созвучное потребностям человеческой души.

 Небольшие церкви, белые уютные стоят близко, как родные сёстры. Мастера, создавая их, не заботились о глянце и эффектности: шероховатые стены, совмещённость культовых и бытовых построек, простые звонницы.Но это не создаёт впечатление небрежности.Напротив, чувство меры,вкус, с которыми принимались архитектурные решения рождает удивительное спокойствие, умиротворение.Непосредственность и простота вмещают в себя глубины духовного опыта, самое высокое и непостижимое в мироздании....
Не случайно сказку русского зодчества Собор Василия Блаженного в Москве создали, приглашённые специально из Пскова Постник и Барма.
 Псковичи не терялись от привезённых из других земель шедевров, учась охотно и внимательно,они не запутались и не окостенели в канонах.
 "На своей воли живяху"— сказано о псковичах в летописи. Но любовь к свободе, к самовыражению сопряжены у мастеров с тонким пониманием граней допустимого и недопустимого.Их воля — это выражение любви, это выстраданный, искренний выбор.
 Художественные решения граничат с откровением.
На фресках Мирожского монастыря Благовещение изображено в неярких,даже заретушёванных тонах.Взгляд замирает между фигурами, будто осязая, Что исходит в этот миг к Богоматери, и Это самое важное, неизображённое живёт и воспринимается смотрящим.

 Подлинное открывается только готовым его воспринять.И удивительный парадокс: чтобы обрести представление о нетленной сути человека- нужно отказаться от себя. Отказаться искренне и самоотверженно. Псков дышит именно этим высочайшим смирением не страха, а любви.
 Поэтому Псков, как и прежде—оплот земли русской.
 Истерзанный бессмысленной гонкой, потерявший ориентиры современный человек имеет уникальную возможность восстановить свои силы, напившись из чистейшего колодца уникальной ойкумены Пскова.

 


Рецензии