Особенности национальной литературы в Мордовии
Эпоха демократических преобразований изрядно потрепала зажравшуюся литературную элиту. Писатель нынешний выступает уже не как обезличенный субъект многотысячной писательской армии (если он, конечно, не всеми признанный мэтр), а как независимый коммерсант-производитель. Такой подход к творчеству оказался приемлем и в столице и в регионах. Но то, что хорошо в Москве, на периферии часто имеет совершенно неожиданные издержки. Мордовская литература, и ранее имевшая некоторое своеобразие, теперь предстает читателю во всех красках пещерного безумия.
Особенность первая: инородцев - не пущать!
Это было во все времена с самого основания мордовской автономии - национальная ангажированность местной культуры: театра, музыки, литературы. Попробуйте вспомнить хотя бы одного известного деятеля советской Мордовии... Будьте уверены, им обязательно окажется представитель титульной нации. Тогда как русского и русскоязычного населения в нашей республике в 2 раза больше, чем коренного (примерно 60 и 30 %% соответственно). А ведь есть еще издавна проживающие здесь татары, украинцы, белорусы, евреи... На протяжении многих десятилетий даже в Саранске, самом русском городе Мордовии, не существовало русской музыки, русской живописи, русскоязычной литературы. Безусловно, такое положение сложилось благодаря одностороннему финансированию, направленному на сохранение национальной культуры (а точнее, создание на ее могиле новой псевдокультуры).
В середине 90-х в республике было создано сразу несколько альтернативных литературных организаций - Союз литераторов РМ, Союз литераторов г. Саранска (некоторое время таковых было даже два); существовали литературные студии "Пегас" и "Воскресение", основан журнал "Странник". Все они первоначально имели общую цель - объединить авторов нового поколения независимо от языка и национальной принадлежности, открыть им дорогу к читателю. Но не тут-то было! Русскоязычные писательские организации по-прежнему бедствуют (это беда многих общественных структур), а возглавляемое А.М. Дорониным, мордовское отделение СП РФ по-прежнему полностью занимает книгоиздательскую нишу. Книжные магазины, торгующие местной литпродукцией, забиты томами малоизвестных эрзя-мокша авторов. Их книги почти не имеют спроса и, в конечном итоге, так и пропадают на складах. Тем временем их авторы получают чрезвычайно высокие, по местным меркам, гонорары. За чей счет?.. Ответ напрашивается сам собой. Так выглядит изнутри национальная культурная политика республики. Все решает Его Величество рубль: отделение СП РФ имеет щедрую долю республиканского бюджета, все прочие организации довольствуются ничтожным финансированием, зачастую из бюджета г. Саранска, который, как известно, и без того трещит по швам.
Складывается интересная картина - мы, мол, эрзя и мокша, будем печататься и издаваться, а вы (русские и все остальные) - крутитесь как хотите. Самостоятельно издаваться могут далеко не все, слишком это дорого (судя по уровню доходов в Мордовии). Общественные организации задушены нехваткой финансов: у Союза литераторов г. Саранска едва хватило средств для выпуска 2-х коллективных сборников, журнал "Странник" выживает фактически за счет средств спонсоров из других регионов. Наиболее ловкие и проворные литераторы бегут из республики в Москву, в Питер... Опять начинается надоевшая многим история на тему "в Мордовии талантливому человеку делать нечего".
Особенность вторая: об "этом самом"...
Впрочем, довольно о политике... Говоря о местной литературе нельзя избежать хотя бы малой доли критики в адрес творчества наших авторов. Безусловно, критика - удел профессионалов, и не стоит снова ссылаться на национальный вопрос... Однако, русскоязычная писательская среда Мордовии оказалась чрезвычайно богата графоманами. Когда на ежегодных семинарах в Союз литераторов Саранска принимают с нелепыми опусами 15-16-летних "писателей", это еще можно понять и простить. Но когда сам председатель Союза (не того, другого; см. выше) в опубликованном рассказе вставляет "это самое" свыше 40 раз - становится противно. Николай Новичков издает книги за свой счет, у него достаточно для этого средств, всего их вышло более 20-ти. Однако, литературный уровень его творений довольно низок: банальные рассказы доступны пониманию только люмпенов ("Эй, мент! Бросай не меня, а свою ментовку!"), стихи начисто лишены рифмы. Откровенно подражая на публичных выступлениях М. Жванецкому, классик мордовской макулатуры не подозревает, насколько он скучен слушателю, тем более молодому.
Кстати, о молодежи. Сборник стихов для детей молодого поэта А. Петрова-Чиршева поражает узостью кругозора автора, неуместным в данном случае дадаизмом и примитивностью творческого мышления.
"Все получилось очень славно
На том песчаном берегу.
Созвал пацан друзей. Главное,
Вовлек их всех в свою игру."
* * *
"Хорошо в лесном апреле
Миг природы ощутить,
Слушать звонкие капели
И по лужам побродить."
Возникает ощущение, что стихи писал какой-то олигофрен-педофил. Еще один поэт-лирик А. Любимов, не зная ни рифм ни основ стихосложения публикует набор вырубленных топором из дерева фраз, называя их стихами о любви.
"...И лишь одна мысль приходит на ум,
Что пир безвкусный - властитель дум
Той девушки - случай сменил тоской,
Как белую полосу - черной чертой."
* * *
"Ичалки, сторона цветов и снов.
И наважденье с каждым годом краше.
Нет сил уйти из каменных оков,
Нет сил забыть любви СОСНОВОЙ нашей."
В стихах А. Громыхина и других доморощенных гениев встречается много двусмысленных фраз, употребление которых в отрыве от содержания будет большим неприличием...
"Я влюблен не в женщин, а в цветы,
Впрочем, это не одно и то же.
Милая, когда же будешь ты
На цветы печальные похожа?"
* * *
"...Запьет ли водкой горе он свое?
Ушла жена... и стала жизнь безрукой.
Ему бы легче было пить вдвоем,
Но так любил, что даже жил без друга..."
Творения местных писателей вызывают горький смех и тихую истерику. Здравый смысл велит гнать этих литераторов подальше. Но как их гнать, если типографии уже заплачено? Вот и получается - бумагомаратель с деньгами издает книгу, а нищий талант (он у нас всегда нищий) остается за бортом. Надеяться на смену поколений, ждать когда вырастут более умные "дети Новой России"? Может быть... Но творческий потенциал Мордовии катится в пропасть.
В конце 80-х наша литературная молодежь впервые бросила вызов элите поэзией высокой любви (взамен стихов о тракторах и передовиках производства), в 2000-х обчитавшиеся Толкиена подростки несут 200-страничные рассказы о мифических странах и неведомых приключениях с изобилием кровавых сцен... Быть писателем, особенно "модным писателем", становится престижно. Конечно, есть в литературной среде Мордовии и подлинные таланты. Их имена хорошо известны. Но где их книги? Два сборника одной молодой поэтессы, с большим трудом изданные мизерным тиражом, потерялись в гуще свежеотпечатанной макулатуры...
Особенность третья: неадекватные действия
Все вышеперечисленное еще не самое страшное, что происходит на литературном фронте. Гораздо хуже обстоит дело внутри самих творческих союзов, терзаемых малопонятными разборками с применением всех доступных средств, часто противоречащих всякой логике и здравому смыслу. В этом плане весьма показательна следующая история.
Более года назад из Союза литераторов г. Саранска был исключен один молодой писатель. Мотивы изгнания до сих пор непонятны ни исключенному, ни Правлению Союза. Дружба исключенного с девушкой, 1-м замом Правления, вероятно сыграла какую-то роль в этом событии. Они оба пытались реанимировать хиреющую общественную деятельность Союза, привлечь больше пишущей молодежи. Для этого ими был предложен альтернативный Устав, который должен был быть принят к рассмотрению на Правлении. Когда писатели собрали группу поддержки из числа наиболее активных членов Союза, у Правления лопнуло терпение... Молодой писатель был исключен без всяких объяснений большинством голосов Правления, заседавшего в телефонном эфире(!). Ему было предложено написать добровольное заявление, в противном случае Рогову (так условно назовем жертву произвола чиновников от литературы) недвусмысленно намекнули на физическую расправу. Он ушел, а следом за ним (тоже под влиянием угроз) уходит его подруга - 1-й зам. Правления, предупредив всех о создании новой молодежной литературной организации. Правление, увидев теперь в ее лице злобного врага, способного перетянуть к себе всю здравомыслящую часть Союза (и, что особенно опасно для Правления, - спонсорские деньги), всячески старалось помешать созданию новой организации: регистрация нового литобъединения в Минюсте затянулась почти на четыре месяца.
Впрочем, молодежь теперь и силой не пойдет в ряды СЛ г. Саранска, после того, как в сентябре 2001 года Правление приняло так называемый "Кодекс чести". В нем, в частности, указывалось, что "член Союза не имеет права предлагать изменения к Уставу", а кроме того (внимание, поборники демократии!) писатель может быть исключен из Союза за "сочинение произведений ПОРНОГРАФИЧЕСКОГО характера". В "Кодексе" не сказано каким образом Союз будет определять где порнография, где эротика, где откровенный авангард и т.д. Незаметно для читателя Союз молодых талантов превратился в литературную полицию нравов с ханжеско-тоталитарным уклоном.
Новый виток конфликта наступил когда новую литературную организацию все же удалось создать. Спустя три месяца после учредительного съезда главную "бунтарщицу" вызвали... в милицию для допроса. Обвинения, предъявленные ей СЛ г. Саранска, были нелепы до безобразия. В ходе следствия выяснилось, что Правление в своих стремлениях избавиться от конкурентки не погнушалось вторжением в частную жизнь молодой писательницы. На допросах подверглись тщательному анализу все ее стихи! И все же здравый смысл восторжествовал. Не желающий впадать в маразм следователь добился номинального примирения сторон, не доводя дело до суда.
Проиграв и затихнув, руководство СЛ до сих пор отказывается от комментариев относительно всего годового конфликта. А если нет комментариев - значит нет четкой позиции. Необоснованное исключение, принятие "Кодекса", заранее обреченное на провал "дело", нагнетание истерии - не слишком ли много абсурдных действий в ответ на вполне закономерно возникшую конкуренцию? В отсутствии комментариев сторон приходится самим искать объяснение. В научной медицине патологический процесс, протекающий в эмоционально-волевой сфере человека, называется словом "шизофрения". В местной писательской среде это, похоже, групповое заболевание.
Переживая не лучшие времена, мордовская литература даже не пытается выкарабкаться из сложившегося положения. Вместо того, чтобы объединяться, авторы разбегаются по разным углам. Не в силах противостоять всесильным псевдолитераторам, писатели тратят творческую энергию на бессмысленные и бесконечные конфликты. Впрочем, всегда есть выход. Например, выучить мордовский язык и перейти под теплое крылышко местного Союза Писателей... Но даже это не гарантирует избавить автора от чтения стихов в милиции.
Свидетельство о публикации №205101800041