Восьмое Богоявление Аврааму

История религии Ветхого Завета, приведшей к порогу Евангелия, начинается историей великих патриархов Авраама, Исаака и Иакова; в том же и история еврейского народа, история его нелегкого, ушедшего в историю, служения Истинному Богу.
 Авраам - праведный человек из Халдейской земли, потомок Сима, сохранил истинную веру в Бога и был призван Господом на служение Ему. "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:1-3). Это великое обетование, данное Господом Аврааму при первом Своем явлении.
 За веру свою Авраам был награжден рождением долгожданного сына - Исаака. Весть о предстоящем рождении была принесена Аврааму и Сарре при знаменитом шестом Богоявлении, когда Господь впервые приоткрыл человеку тайну Св. Троицы. Прп. Ефрем Сирин, отмечал, что Исаак во многом прообразовал будущего Спасителя: "Господь Сарру в старости соделал матерью, а Марию по рождении показал Девою. Ангел говорил патриарху в сени его: в сие время будет Сарре сын (Быт.18:14). Ангел в Вифлееме сказал Марии: се родит сына благодатная (Лк.1:28.31)".
 Пожалуй, ярче всего предзнаменование грядущей великой веры Нового Завета проявилось при восьмом, последнем явлении Господа патриарху. Многие с детства помнят эту трогательную, никого не оставляющую равнодушным, историю о принесении Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу.
 Ветхий Завет, заключенный между Богом и Авраамом, связан с требованиями, носящими нравственный и религиозный характер. Вера, которую являет Авраам, является важнейшим аспектом ветхозаветной нравственности, важнейшей исходной добродетелью, открывающей путь всем другим добродетелям. Именно поэтому ап. Павел называет Авраама "отцом верующих". Вера Авраама -- религиозная вера, она порождается не физическим страхом перед чем-либо грозным и опасным, не любопытством перед чем-то неизведанным, а глубоким постоянным стремлением восстановить разорванную связь земли и неба, человека и Бога, жизни настоящей и жизни будущей. Именно слово Божие, и только одно оно, дает Аврааму потомство. Само существование поставлено в зависимость от веры слову Божию -- вот весь Авраам.
 Веру Авраамову Господь подверг испытанию, изложение которого мы и находим в 22 главе книги Бытия. У Авраама растет долгожданный, обещанный ему сын Исаак. Младенец возрастал, приходя в цветущий возраст юношей; был строен и прекрасен, с лепотою тела ежедневно приумножая в себе и доблести душевные, приводил в восхищение родителей. Прп. Ефрем Сирин: "Но когда Авраам, видя сие, радовался, наложено него искушение и тяжкое испытание, чтобы соделалось явным, чему дает он более силы, - естественной ли склонности, или любви к Богу?" И вот Бог обращается к Аврааму (22:2) -- "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе". "Видишь ли, какие острия имеет у себя слово, как уязвляет оно отца, какой возжигает пламень в естестве, как возбуждает нежную отеческую любовь к сыну, называя его вместе и единородным и возлюбленным, чтобы от подобных наименований воскипевшая к сыну любовь искусила силу воли?", вновь говорит прп. Ефрем Сирин. Как могло случиться, что Бог Авраама, его Господь, Который хранил его род, мог потребовать для Себя жертвы человека? Но Авраам, не колеблясь, идет на место, указанное Господом, - гору Мориа. Слово "Мориа" по переводу с еврейского означает: "усмотрение Всевышнего", и можно думать, что, давая Аврааму повеление идти согласно Его божественному внушению, Господь не указывал ему какой-либо определенной местности, уже в то время носившей название "Мориа", а просто повелел ему идти в ту землю, куда Он поведет его, другими словами -- в землю Божественного усмотрения. Такой страной, как оказалось впоследствии, послужила одна из гор, лежавшая от Вирсавии на расстоянии трехдневного пути и получившая, в память этого события, название горы Мориа. По свидетельству кн. Паралипоменон, позднее на этой самой горе был воздвигнут храм Соломона (2 Пар. 3:1). "[Авраам] ничего не сказал и не сообщил о сем супруге, поступив в этом с великою для себя пользою. Ибо рассудил, что женщина в совете и не заслуживает вероятия и не доставит ему пользы; потому что нимало не помогло, а даже повредило Адаму, когда допустил он к совету Еву. Посему, чтобы Сарра не подверглась какой женской немощи, и сетуя, как свойственно матери, не уменьшила в нем силы и чистоты любви его к Богу, потщился утаить от нее. Ибо с какими бы плачевными жалобами обратилась Сарра и к самому сыну и к отцу его?..." - прп. Ефрем Сирин.
 На третий день пути, увидев издалека назначенное место, Авраам велел рабам своим: "останьтесь здесь с ослом", в справедливом опасении, что слуги, не привыкшие к человеческим жертвам, могут помешать ему исполнить повеление Господне. Потом взял дрова и возложил их на Исаака, а сам взял в руки огонь и нож; и пошли далее вдвоем. "Возложил он на сына полена дров, потому что и Спаситель нес крест. За Исааком, идущим на заклание, следовали осел и рабы его. И Христос, когда шествовал на страдание, воссел на жребя, прознаменуя тем призвание язычников; следовали же за Ним ученики Его держа в руках победные знамения и восклицая: Осанна!" - прп. Ефрем Сирин.
 Во время пути Исаак спросил: "вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?". Авраам ответил ему: "Господь усмотрит Себе агнца". Авраам любил своего сына, но во много раз более любил он Господа, и знал, что Господь никогда ничего плохого не пожелает. Весь этот диалог отца с сыном исполнен глубокой преданности Богу. Скрывая от Исаака, что именно он то и намечен служить жертвой, Авраам невольно пророчествует, так как указывает, что жертвенного агнца Бог изберет Себе сам, что впоследствии, действительно, и оправдалось. В самой речи Авраама об агнце заключается прообразовательное указание на великого Агнца, закланного от сложения мира, т.е. на Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в искупительную жертву за всех нас.
 Даже в этот, психологически напряженный момент, вера Авраама ничуть не поколебалась. И как было не прослезиться и не придти в ужас Аврааму, у которого уже не оставалось ожидания услышать, что назовут его отцом? Но он не сказал ничего горестного, не вымолвил ничего плачевного. "Не для того искушал Бог Авраама, -- говорит блаженный Феодорит, -- чтобы самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха." Авраама, как объясняет Апостол Павел, озарила мысль, что Бог, чудесно даровавший Исааку жизнь от престарелых родителей, "силен и из мертвых его воздвигнуть" (Рим. 4:17; Евр. 11:19).
 Когда пришли на место и устроили жертвенник (небольшое возвышение из необтесанных камней), Авраам разложил дрова, связал Исаака, положил его на жертвенник и взял нож, чтобы заклать его... Исаак, которому по свидетельству Иосифа Флавия, было 25 лет, - молод и силен. И он безропотно пошел на смерть жертвенную, дав старику-отцу возможность связать себя; более по обряду жертвенному, нежели по нужде. По Еврейскому преданию, Исаак сам просил отца связать его, чтобы он, испугавшись смерти, не нарушил невольным движением порядка жертвоприношения; Исаак сам радовался, что Господь желал принять его жертву. Итак, мы видим, что и вера Исаака была весьма велика. Послушание сына равняется вере отца, и оба они проявляют великое геройство духа. Прп. Ефрем Сирин: "Один стал выше естества, предпочтя Божию заповедь естественному влечению; другой послушен был отцу даже до смерти, зная, что огорчить отца хуже смерти".
 И вот, в самый момент, когда отец занес над сыном жертвенный нож - Ангел Господень воззвал с неба и сказал: "Авраам! Авраам! [...] не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (22:11-12). Слова "...не пожалел сына своего..." буквально повторены были Апостолом Павлом в отношении Бога Отца, принесшего в жертву за грех людей Своего единородного Сына (Рим. 8:32). Оглянувшись, Авраам увидел овна, запутавшегося в чаще рогами, и, взяв его, принес в жертву вместо своего сына. И вновь воззвал Ангел Господень: "Мною клянусь, говорит Господь: за то, что ты не пожалел единственного сына твоего, Я благословлю тебя всеми благословениями, умножу семя твое, как звезды небесные, как песок на берегу моря, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего". (22:16-18). Лучшее объяснение этих слов давно в послании Апостола Павла к Евреям, где апостол обстоятельно доказывает, что эта божественная клятва есть человекообразное выражение мысли о безусловной непреложности божественных обетований (Евр 6:16-18).
 Подвергнувшись испытанию, был подтвержден Завет Божий с Авраамом. Это заключительное и последнее в жизни Авраама божественное обетование отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам готовностью принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу, Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и усугубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. При этом в слове 18 ст. о единственном и исключительном семени, через которое имеют благословиться все народы земли большинство Свв. отцов, вслед за Апостолом Павлом, видят указание на великое Семя жены, имеющее стереть главу змия, т.е. на Христа Сына Божия (Гал. 3:16).
 Принесение Исаака в жертву было прообразом-предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи людей. Исаак, являясь прообразом Спасителя, за две тысячи лет до Рождества Христова пре-изобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы. Как Иисус Христос нес на Себе крест, так и Исаак на себе нес дрова для жертвоприношения. Прп. Ефрем Сирин так пишет об этом: "Созерцая мысленно нож, представляй себе копье; представляя жертвенник, имей в мыслях лобное место; видя дрова, представляй крест; взирая на огонь, помышляй о любви. Воззри на овча, держимое двумя рогами в саде, называемом Савек (Быт.22:13); воззри и на Христа, Божия агнца, двумя руками держимого на кресте. Сад Савек толкуется отпущение (потому что старцева сына освободил от заклания), прознаменуя крест, которым отпущены миру грехи его и дарована жизнь. Овен, повисший в саде Савек, таинственно избавил одного Исаака, Агнец же Божий, вися на кресте, спас мир от смерти и ада. Восходя на гору для принятия смерти, Исаак разлучен был с своими отроками; разлучен был и Христос с своими учениками, когда шел на заклание за нас".
 В описанной истории состояло испытание веры Авраама, мы видим его горячую любовь к Богу и любовь Бога к нему. Однако чтобы Авраам понял, что Господь любит его и его сына Исаака, нужно было подвергнуться такому страшному испытанию. Безусловно, Авраам знал, что Бог его любит, но ему было необходимо понять, что это любовь особая. Ему нужно было испытать то чувство, без которого слова "Бог любит" ничего не значат. Потому что если Бог любит, то как Он может требовать в жертву самое любимое, что есть? Потому что перед собой в данный момент Авраам видел противоположное этому. И только после этого искушения Авраам с особой силой ощутил, что есть любовь Божия. Авраам, можно бы предполагать, ошибался, думая, что Бог желает смерти Исаака. Но Библия предпочитает назвать эту ошибку Авраама словом Божьим, настолько она уверена в том, что Бог говорит в Аврааме даже тогда, когда кажется, что Авраам далек от Бога.
После искушения Авраам знает, что любовь Бога к нему безгранична, она превосходит его любовь. Этот рассказ имеет прообразовательное значение: в истории о жертвоприношении Авраама Господь, по сути, говорит Аврааму две противоположные вещи. Сначала Он говорит: Авраам, принеси жертву (седьмое Богоявление). Потом говорит: Авраам, не приноси жертву (восьмое Богоявление). Но жертва принесена -- и этот момент служит ключом к пониманию этого события. Это два завета -- Ветхий и Новый. В данном случае в Ветхом Завете есть то, что Новый Завет отвергает, не принимает. Ветхий Завет предписывает совершение ряда актов, которые Новый Завет воспрещает. Ветхозаветный закон предписывает пролитие жертвенной крови, в Новом Завете это упраздняется. В истории Авраама мы, прежде всего, должны видеть отображение горячей преданности Богу и веры, которая присуща Аврааму. Той преданности, которая не страшится никаких жертв.
Господь повелевает Аврааму принести в жертву Исаака и требует веры -- вне всякого здравого смысла, вне логики. Эта вера требует безусловного послушания. И кульминационный момент здесь -- замена жертвы на овна. Для всех нас, верующих, это большой нравственный урок. Мы должны понять: всякий раз, когда Бог усматривает в человеке нелицемерную любовь и послушание, он приготавливает для нас в жертву Агнца Христа. "Может ли Он не дать Своего Сына, когда человек отдает Ему своего", говорит Иоанн Златоуст. "Ибо не услаждается Бог мертвою жертвою, приносимою ему в курении и дыме, но требует от нас жертвы живой, святой, благоугодной, словесного служения, как всех увещевает Апостол (Рим.12:1), ясно зная, что сие благоугодно Богу. И Аврааму повелел Бог принести в жертву сына не потому, что хотел сделать его детоубийцею, но чтобы всем живущим в мире показать, как сильно Авраам любил Бога и для Него не пощадил Исаака, хотя и единородный был он сын у Авраама", говорит прп. Ефрем Сирин.
 В конечном счете, Всевышний открыл людям, что и сам Он даст за мир Единородного Сына, чтоб Бог, вочеловечившись, спас род человеческий от заблуждения. "Ибо сие назнаменовал, дав овна из Савека для принесения в жертву вместо Исаака ... Как там словом произведено овча, так в Деве Слово стало плотию. И как овча было привязано в саду, так и Единородный пригвожден ко кресту". (прп. Ефрем Сирин)
Вера и жизнь Авраама была тем основанием, на котором впоследствии пророки основали ветхозаветную Церковь, которая исполнила свое великое предназначение для того, чтобы, как говорит Иоанн Богослов, "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины" (Ин. 1:14). "Авраам, -- говорит Ириней Лионский, -- наученный откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа, и увидел, и возрадовался". Аминь.
 


Рецензии