Избранное 4. 3, или Для чего кого автор пишет?
Итак.
Сентябрьский номер журнала «Наука и жизнь» открывается статьей о том, что мировая цивилизация пребывает ныне в кризисе. И вовсе не из-за того, что уровень духовных запросов человечества опустился до глубины Марианской впадины, а уровень материальных притязаний, наоборот, возрос и обретается на разреженных высотах вблизи отметки 8848 м. Все эти мерихлюндии сущая ерунда в сравнении с тем, что мы стоим на пороге глобального экологического кризиса. Пару шагов за порог, то есть еще несколько десятков лет интенсивного антропологического прессинга на природу, и наступят изменения – необратимые. А потом... А потом процесс разрушения привычного нам мира примет лавинообразный характер. Или характер цепной ядерной реакции – выбирайте сами, какой образ вам ближе.
Словом, человечеству уже сейчас надо замереть. Задуматься. И начать отступление, освобождая оккупированные за тысячелетия территории.
Но, допустим, мы осознали опасность (во что верится с трудом), благоразумно развернулись и побрели восвояси. Кризиса удалось избежать.
Ха! Все равно! Катастрофа неминуема!
Через несколько миллиардов лет в нашем Солнце – в этой гигантской печке, благодаря которой мы и согреты, и накормлены, и вообще живем, – выгорит весь водород (а, думаете, каким топливом заправлена космическая топка?), и в дело пойдет гелий. Реакция его ядерного расщепления куда как горяча. Оболочка солнца раскалится и начнет расширяться. Потом солнце превратится в красный гигант и будет расти, расти, расти... Я представляю этот кошмар: безжалостный огнедышащий дракон пожирает одну за другой планеты, которые некогда мирно вращались вокруг него. Сначала в ненасытную пасть отправится Меркурий, затем Венера, потом Земля... На этом можно было бы и прекратить рассказ, и так все понятно – вряд ли на Земле при температуре в несколько десятков тысяч градусов выживет хотя бы одна белковая молекула...
Пройдет время, запасы гелия тоже истощатся, и Солнце начнет остывать, сжиматься. И вот уже никому не нужный белый карлик вместо богоподобного светила одиночествует среди кромешной космической тьмы. Говорят, белые карлики – те же алмазы. Возможно, из Солнца получится бриллиант неземной красоты, но кто ее оценит?
И вот – имея в виду все изложенное, зная, что все наши жизни, все наши притязания и тщеты, поиски и достижения, открытия и гениальные озарения бесследно сгорят в бесстрастной топке будущего, я не устаю удивляться и радоваться: несмотря ни на что, мы ведем себя так, будто у нас (у человечества) впереди как минимум вечность. Мы влюбляемся, рожаем детей, вынашиваем и осуществляем разные честолюбивые мечты. Мы строим мир, строим жизнь. Мы вдохновляемся то женской ножкой, то осенним ветром и некоторые из нас худо-бедно это вдохновение во что-нибудь воплощают. А другие, несмотря на то, что через миллиарды лет от их впечатлений не останется ровным счетом ни-че-го, и стоит ли напрягать глаза, и ум, и сердце, наслаждаются воплощенным.
Все же мы оптимисты в своем большинстве. Пишем, читаем, наводим критику...
А теперь немножечко о счастье.
Представьте себе, у вас творческий кризис, а вам – кровь из носу – нужно завтра отдать главреду... Или Главкопиру... Неважно что – обзор, статью, фантастический рассказ про горные лыжи... Вы маетесь – не в состоянии выдавить из себя ни строчки. И вдруг без всякой надежды лезете в электронный ящик, а там – от друга письмо. А в письме – то необходимое, над чем вы безрезультатно страдаете уже целых полдня. Вот оно – маленькое человеческое счастье.
У меня в ящике оказалось письмо от Миллы Синиярви / Milla Siniдrvi. Ее остроумные реплики по поводу очередной порции рассказов, замеченных редакторами «Копирайта», были очень кстати.
(Надеюсь, переход от катастроф к Избранному получился достаточно гладким?)
Первый вопрос для Миллы: «Для чего/кого автор пишет?».
По мне, так это самое интересное во всей истории с сочинительством. Сюжет, образы героев, метафоры, тропы – полнейшая ерунда в сравнении с «для чего?».
Ниже – Миллины же «догадки, сугубо обобщения».
Читайте – все! В этот раз мы уменьшили список.
Рецензируйте – тоже все.
***********************************
1. О.Петров "Трактористы"
Рекомендуют:
Анастасия Галицкая
Лесничий
Шура Борисова
Милла:
Ироническая проза. Полупародия на кинофильм советских времен. Интересная структура: предисловие методом от противного (мне по математике в школе в билете он попался!) весьма занятно. А дальше больше - диалоги, которые нужно пропускать, чтобы отрываться на едких повествовательных зарисовках. Вещь получилась философская - все у нас пиз-т, вместо того, чтобы целину пахать.
И вспомнилось мне чье-то высказывание - "пушкинская преодоленная легкость" - таким представился автор с голубыми глазами, ну просто француз! Наверное, целуется здорово?
***********************************
2. Саша Петрова "ЭраПро"
Рекомендуют:
Сергей Неупокоев
Арген Алекс
Шура Борисова
Милла:
Какой культурологический бред!..
Вы для меня новый пласт русской интеллектуальной жизни.
Но читать – щемящее удовольствие!
***********************************
3. София Прус "Черный ворон"
Рекомендуют:
Ольга Вивчарова
Сломанная Веточка
Ната Май
Максим Птичка
Эмилия Галаган
Иосиф Лазарев
Лара Галль
Шура Борисова
Милла:
Женщина среднего возраста пишет для себя, в свободное от основной работы время.
***********************************
4. Оляпка "Осень"
Рекомендуют:
Секретка
Максим Птичка
Сломанная Веточка
Виктор Кузовков
Спинзар
Ната Май
Эмилия Галаган
Лесничий
Милла:
Пастораль. Написано женщиной среднего возраста, для запечатления мгновения, которое должно быть прекрасным. Гармоничный мир, легкий слог, хорошее настроение. Автору приятно. Ну и читателям, если выпили крепкого кофе и получили вовремя зарплату, тоже приятно было прочитать.
Пастухам и пастушкам посвящено. Нобеля и даже Букера не получит, так как где вы теперь сей грамотный адресный сегмент найдете? Если серьезно: "Дафнис и Хлоя" лучше.
***********************************
5. Анны Семироль "Бегство налегке"
Рекомендуют:
Ната Май
Сломанная Веточка
Виктор Кузовков
Драккен
Спинзар
Максим Птичка
Эмилия Галаган
Иосиф Лазарев
Лара Галль
Милла:
Рассказ, попытка малой реалистической прозы. Сюжетность, динамизм, символы. Автор пишет для потомков, пытаясь запечатлеть дух времени. Но в большей степени для себя, набивая руку. Хорошая учебная работа, хорошие стремления Анны Семироль. Она ищет и очень старается. Я бы поставила пять с плюсом.
Автор - женщина еще молодая, но способная. Будет ли она писателем? Это очень зависит от эпохи. Но время не ждет, поэтому к следующей работе!
***********************************
6. Дмитрий Ценёв, "Дневник ожидания"
Рекомендуют:
Сломанная Веточка
Виктор Винчел
София Прус
Эмилия Галаган
Лара Галль
Милла:
Мужская проза. Чем она отличается от ЖП? Нет такой экспрессии на уровне "красивостей", как у дам. Здесь правда жизни.
Человек пишет - зачем? Ну просто так.
Обычно такие авторы менее всего заботятся о форме, даже часто пишут неграмотно. Наверное, они делятся своим жизненным опытом. Общаются. И это вполне нормально. Просто поговорить. Иногда покричать о наболевшем. Короче, за жизнь!
***********************************
7. Сергей Касьяненко "Лен Ин"
Рекомендуют:
София Прус
Виктор Кузовков
Ната Май
Максим Птичка
Эмилия Галаган
Лара Галль
Шура Борисова
Милла:
Попытка лубка. Словесная иллюстрация в иносказательной форме к картинке с голой бабой.
Автор - пьющий мужчина лет тридцати пяти. Любит полных женщин. На Прозе нагло сублимируется.
***********************************
8. Щедрин Кирилл «Еще одна любовная история...»
Рекомендуют:
Иосиф Лазарев
Сломанная Веточка
Драккен
Милла:
Опыты молодого человека, о которых он уже сам, наверное, забыл. Поместил на Прозе, а Копирайт вытащил. Тут уже надо писать рецензию на деятельность Копийрайта.
А вот и она:
Данный проект интересен. Его цель - собрать в корзину фрукты и ягоды, судьбы и судьбища. Потому что все имеет значение, это наше время, наши попытки, наши мысли и даже чувства.
Виват, Копирайт!
***********************************
Ну вот, а теперь о насущном:
1. Да не иссякнет поток ссылок на произведения, которые либо уже отмечены вниманием троих орков, либо претендуют войти в очередное избранное! Мы их (тексты) анонсируем почти немедленно.
2. Да не оскудеет рука дающего нам баллы! (Эти анонсы нас разорят ей-богу!). Подайте, кто сколько может :)
***********************************
По пункту первому насущного:
Ссылки на произведения, которые отмечены рецензиями трех общественных редакторов (орков), отправлять сюда:
copyright53@mail.ru.
Список орков здесь:
http://www.proza.ru/2005/05/31-144
Дежурная по Копирайту - Копирка
Свидетельство о публикации №205102000003