о моем поэте А. К. Толстом
|| из разговоров с Ledy_O ||
Его влияние на всю мою жизнь так велико, что даже мистично. Поэтому для меня он - "мой" Алексей Константинович Толстой.
http://genuinelera.narod.ru/a_k_t_00.htm это называю алтарной частью сайта - там находится моя молитва к нему :-)
На вопрос собеседницы, что меня так задело в личности и творчестве А.К.
- в той молитве и сказано, чтО. Там нет случайных слов :) Только там до предела кратко. А если рассказать подробнее...
- - -
- - -
...Каким образом так вышло с Алексеем Константиновичем... это имеет как бы две грани, и не_знаю, насколько они между собою едины, или же вторая - только игра случайностей - удивительная, но не_зависящая от первой.
Первая грань - сама его личность, необычная история любви и вообще вся биография. И соответственно темы произведений, их лад и настрой. Прежде всего в лирических стихотворениях и в поэме для театра "Дон Жуан". По самоотверженности, по преклонению перед личностью любимой женщины, по нежности и трепетности, с которой он постоянно вслушивается в ее духовную и эмоциональную жизнь, боясь упустить малейший нюанс и тем самым задеть ее, обидеть, причинить боль... По тому, как он ставит ее интересы выше своих... - По всем этим качествам его любовь была точно как любовь моего отца к моей маме. Во всей остальной прочитанной литературе мне просто не_встречалось подобной модели взаимоотношений.(Отдаленно - Мюссе, но далеко недосягаемо!)
А в жизни ведь такая модель встречается совсем нередко.
Но чтобы рассказать о ней в художественном произведении, и рассказать правдиво, с пониманием, - этого нет. Видимо, среди литераторов (которые по определению люди все-таки эгоистичные, да и должны быть такими, а то ничего не_напишут))) просто не_находится человека с НАСТОЛЬКО бескорыстной и самопожертвованной натурой, чтобы осилить тему и поставить ее в центр произведения. Для этого надо откликаться на нее собственной душой. А душу-то такого калибра... трудно представить среди литераторов, ну может еще Виктор Гюго подстать...
В читанной мною литературе, даже в самых знаменитых, классических шедеврах - до чего же "узкая" любовь у мужских персонажей. Даже прославленные эти "Я помню чудное мгновенье" и т.д. - Бррр!! )) /это не_к впечатлению от самих стихов, а только к содержанию, какова любовь, которая там выказывается.
Преисполненная гордыни, замкнутая на себя, направляемая собою. Не_согретая подспудной, человечной добротой и нежностью. Женщина - лишь повод, предлог, предмет.
Если же любовь у мужского персонажа жертвенная, преклоняющаяся, если он любит свою даму больше, чем она его... - то такой персонаж либо остается на периферии сюжета, т.е. не_будет раскрыт, - либо предстанет как "тряпка", "баба", а его жена или любимая - как дрянь и пошлячка, бессердечная, пустая, с ветром в голове, да еще и развратная. Конечно, и этакие встречаются. Но...
Но мне хотелось встречать в литературе и другое. Особенно тот тип взаимоотношений, какой был в моей семье в детстве, да и у других людей. Потому что, понятно, это мне ближе, теплее, а главное - нужнее для душевной поддержки.
- Вот у А.К.Толстого именно оно и находится в сердцевине его лирического мира.
Конечно, я имею в виду - по внутренней сути отношений.
Событийный жизненный ряд у Толстого был свой, а у нас - совсем другой, непохожий. С нашей "огневзорой тигрицей над бездной" [она в-ы-с-о-к-о ценила этот образ из поэмы Руставели!!] случилось объективное, в котором ни она и никто из окружающих не_был виноват. - Пришла война и отняла всё самое единственное в жизни. Любимого человека, любимую профессию, да еще и здоровье и с ним мечту - нарожать детей, не_меньше чем пятерых, а лучше больше.
- - -
- - -
- А вторая грань! Совершенно загадочные совпадения - когда А.К., или биографией своей, или же творчеством, но так или иначе появляется в моей жизни в самые кризисные моменты. Словно приходит на помощь. И спасает.
Причем "врывается", условно говоря, сам, т.е. происходит какое-нибудь внешнее, не_зависящее от меня событие, связанное с его произведениями, биографией. Совсем иное дело, чем когда, например, под свое же настроение возьмешь книгу с полки, чтобы побыть с поэтом, в его мире. Тогда ты сам, как читатель, пришёл повидаться с поэтом. А тут - нет, это он к тебе пришёл, извне!! Невообразимо. Например - впервые в истории постановка его "Дон Жуана" - перед смертью моей мамы. А если бы не_появился этот спектакль, то я бы, точно, умерла в тот год.
Только рассказывать такое - трудно, хотя оно не_тайна. Просто трудно.
* * *
Сейчас* вот нет такого повода, чтобы ему "ворваться". Стадия жизни какая-то гладкая, некризисная, и тем самым недостаточно поводов быть в творческом состоянии, что весьма уныло )))) ...
Но и нет никакой опасности, чтобы спасать.
Последний раз, когда А.К. в очередной раз ))) ушел и предоставил мне самостоятельность, - это было снятие в Театре Армии "Дон Жуана" с репертуара. Сняли спектакль внезапно и без всяких художественно обоснованных причин. А просто из-за неладов чьих-то с администрацией, и к тому же он был спектакль некоммерческий по определению, да еще администрация нарочно темнила с билетами. В начале жизни спектакля сколько раз происходило следующее (я ходила на каждое представление, так что уж знаю). В кассе табличка "Все билеты проданы", у входа и к администратору толкутся желающие попасть на спектакль, но их не_пускают, а на спектакле на зрительских местах - почти пусто! и где те билеты, где те зрители - никто не_знает.
...Но здесь нужно рассказать не_столько о том, как прекратил жить спектакль. По теме важно - в какой момент _моей_ жизни из нее ушел Алексей Константинович. - То есть, спектакль (для меня внезапно и несправедливо) сняли, и я узнала об этом ровно в те дни, когда получила свою главную дизайнерскую награду: лауреат конкурса "Рекламный дизайн-2001", Союза дизайнеров России. Мистика в том, что эта награда была как раз за сувенир, придуманный в связи с "Дон Жуаном": подарок режиссеру Виктору Шамирову. (Для конкурса изготовила дубликат; это было уже через несколько лет после самого подарка).
Получается, развернулась эта история таким образом. Он спас меня в самый кризисный момент жизни, вывел на новый поворот и на пик творчества, несколько лет шел вместе со мной по трудной дороге, держа как ребенка за руку, и привел к этой награде. И тут он выпустил мою руку и сказал: __"Теперь ты можешь - теперь иди сама".__
Уму непостижимо...
- - - Примечание в 2008 году:
* Это "сейчас" относится к времени написания. А после - снова были Случаи.
Свидетельство о публикации №205102000055