Подземные переходы

Что мне дождь, что мне снег, что мне бесконечные листья на деревьях, если мне было пятнадцать, если я не умел бояться ни людей, ни чертей, ни денег? Так приходила весна в поселок – не стучась. В телевизионном аквариуме плавали бесконечные пучеглазые поп-артисты. Доллар взлетел под облака и гордо оттуда поплевывал на российского двуглавого, почти как Горыныч, орла.
И мать стирала белье в старой машине, а отец долго полоскал его на улице, не рискуя, что его кто-то увидит, потому что мы жили за окраиной поселка, почти возле леса, откуда наш пес гордо приносил клещей, которые торчали из него, как булавки из ткани.
Каждый вечер мать ездила по телевизору в Бразилию, рыдала с тамошними женщинами, потому что обнаглели мужики и сожрала нищета. Ее не смущало, что у нищих женщин побережья дом был едва ли не в десять раз больше нашего, что, когда ты проходишь зимой в деревянный сортир, желательно надевать варежки, а крышку отодвигать ногами, делая пируэт, чтобы туда, в эту адову бездну, не свалился тапок. Один раз туда свалился наш кот, и потом мы долго его отмывали, благо дело было летом. Если бы он разговаривал, я бы его спросил, как он перенес это событие. Хотя мне кажется, что это не было так уж ужасно. Люди ныряют в такой Аид каждый день без особого ущерба для себя и еще делают вид, что это приятно, во всяком случае, в пятнадцать лет я думал именно так.
Скромность нашего досуга неизбежно приводила к тому, что мы знали наизусть все, что происходило в телевизоре. Пушкинская Татьяна жила в книжке, изредка приоткрывая обложку и высовываясь из двести пятой страницы в жизнь, хлопая робкими большими глазами. А мы обитали именно в этом ящике, как кролики в клетке, не скача, как чижики, с ветки на ветку, не зная правил и денег, мы жили при коммунизме, когда можно было зайти к соседу, наплевав на повышенные акцизы. От этого наше знакомство заканчивалось в канавах, где лежали наши отцы, которым не надо славы. Ничего теперь не надо им и тем, лежащим рядом, ибо пьяницы ближе к земле, они трогают телом почву, чтоб уснуть когда-нибудь ночью навсегда в своей винной постели – так короче дорога к цели.
Однажды она постучала в эту коробку, в которой я жил. Она приехала из-за гор, королева моей молодой жизни, у нее был муж, был на джинсах узор, была дочь, которой делали клизмы. Было горло в звуках и грудь, как солнце, нежные руки, с яркой шторой оконце.
Много чисел было у нее во рту, столько, что я лучше бы полол лебеду из нотной тетради нашей картошки, чем мешал эти цифры столовой ложкой…Как сложна математика, когда ее ведет женщина в короткой юбке, с другим обвенчана в годы, когда никто не венчался, поскольку интерес к Богу не поощрялся!
Из другой страны, из своей Москвы она приехала к нам, в наш сортирный срам, в наш огородный хлам! И я знаю, что она – инопланетянка.
На доске плясали кубы, целовались, как губы, как звуки трубы. Логарифмы смыкались в орнамент, в узор, и на этой храме из цифр я однажды прочел, всего несколько букв мне Бог написал. В этот день он, наверное, на небе устал, и всего одно слово сложилось из цифр, из кубов и окружностей: «И-ри-на». Три слога растворились -льдинкой на языке !- во рту, я упал куда-то в яму, в какую-то темноту, а когда вынырнул, то увидел, что я не один, что со мной рядом навек этот господин, принимающий обличье этой женщины.
Муж-чертежник не знал, что я уже взрослый, тем более, что способен на ужас плотский. Она готовила с нами какой-то вечер, кого-то просила принести сахар, кого-то свечи, чтоб загадывать желания, как будто их много, как будто в мире не всего одно желание – желание эпилога…Так плясали ангелы в рваных джинсах под музон из мафона, под тыц-тыц российского патефона с садящимися батарейками. Потом мы бегали с линейками, лупили друг друга, хватали за крылья. Она говорила, что глаза мои - синие, что в меня влюбятся все, кто смогут, и мужчины, и женщины, а мне хотелось немного – дернуть ее за волосы, поцеловать украдкой…Удивительно, но ей нравились мои повадки. На ее сутулой спине было написано, что муж козел, что ночью она пишет длинные стихи в стол, что дочка орет, что сил не хватает, как и денег, что во сне она видит попугаев…
Если дети растут так же, как и деревья, если существует только «здесь» и «сейчас» (а это так!), то мне остается сидеть перед билетом и удивляться, что я уже закончил одиннадцатый класс. Бог позвонил вчера и сказал, что меня ждет Москва и что молодость в этом мире всегда права. Я повесил трубку, поблагодарил его за очередное готовящееся волшебство. Что же, ведь он тоже молод, чуть старше меня. Когда я состарюсь, то и он не будет стегать коня.
Так я ехал в жирной гусенице поезда, пялясь на мир из окна, думая о том, чья же вообще вина в том, что приходит день, а за ним весна, а потом она исчезает за горизонт сознанья, и бейся хоть головой в эту дверь без названья – тебе не откроют, потому что Бог переехал со всеми вещами, в тремя орехами…
Там я увидел белеющий унитаз и свое лицо на студенческом в фас.
Но я был молод, головы не жалко, и любая палка тебе – скакалка. Я звонил, кричал, бил в бубен, танцевал на заборах, бил морды друзьям, пил, лежал в коридорах, грыз яблоки, точил зубы на всех зубной щеткой, не пользовался расческой, брил три волосины, поливал себя керосином… Но Бог только смеялся, глядя на меня сверху. «Ах, тебе смешно?!» - орал я этому дятлу в кепке – Мне херово, а тебе смешно?» Но он все равно улыбался. Так я остался один, один остался.
В совокупности я проклял все. Обматерил все адреса, которые знал, все глаза, которые целовал и которые не целовал, все двери, ручки которых когда-то хватал. Друзья звали меня сумасшедшим, водили в кино. Но мне было похеру, мне было все равно. Мне снилось ночами вино из ее волос, ветви рук, ее поцелуи взасос, и меня не утешил бы сам Христос.
Добрая душа, ангел с красивой грудью вытащил меня, показал мне театр, и синие лебеди ее торжества заставили поверить, что она права. Только помни о смерти всегда, всегда, пока ты еще живой и стучит вода по каменной мостовой, и Бог не оставит тебя, Бог будет всегда с тобой.
Медленно я воскресал, учился кивать в нужный момент, и до утра не спать, и выходить в интернет. Мне ставили цифры в зачетку, и я путал число и оценку, и вслушивался на лекции в тетку, и делал с утра гренки.
Но что-то приближалось ко мне, медленно, легким шагом, и я просыпал пары, таскал за собой гитару, пробовал даже анашу и слушал шаги будущего.
И однажды оно нагнало меня на Арбате. Это была она. Я плавал на третьем курсе. «Как у тебя дела?» - спросила она и сказала, что опять родила. Молодой Аполлон, я так на нее смотрел, что она видела то же, что я – лабиринт из тел, орнамент из двух голов, умерших на века, услышавших голос снов, улетевших за облака.
Где-то случился взрыв, террористы взорвали мои мозги, а в ее голове тоже орали: «Лола, беги!». Но она не сбежала, мы вместе пошли в кино, смотрели, конечно, классику, но нам было все равно.
Кто не был ночью в Москве – считай, что совсем не жил. Медленно фонари впиваются в тело темноты, окна везде, как поры, шторы, задерни шторы! Криво на нас смотрели. Муж, хорошо, уехал, а дети спали в постелях и лица их розовели. Мокрое дело любовь: слезы и сверху, и снизу, только скрипит кровать, превращая в бабу маркизу…
Сегодня я стал мужчиной, как памятен этот день, как чисты твои мысли, как эта постель мягка. Как быстро проходит все, я вспомнил одного рыбака. Неправда, что цель – рыба. Цель – просто сидеть у реки, и ничего не поймав, любят улов рыбаки. Когда достигаешь любви, то хочется выть от тоски.
Потому пропадает все: и жар, и волненье; ложь режет жизнь, как кинжал, и кажется, что помрешь. Но молча уходит Та, кого ты в любви искал и, вылакав мед из сот, ты голоден, как шакал.
Красивые, резные шкафы в твоей квартире, драгоценная моя, кривые лица твоих соседей, ребенок, скулящий по телефону у бабушки – все помню я, все живет в сознании, все ждет дня моей смерти: духи, цветочные, много лет искал этот запах, резиновое убожество, в котором я был, как в латах, твое кружевные бедра, твои цветные халаты, окно и вид из него, чайник на кухне горбатый…
Я просыпаюсь с тобой и вижу мою жену. Покуда ласкаю твой, ее оставляю одну. Он придет однажды с трубой, он простит нашу вину.
В космическом корабле метро я улетаю в мир. Спи вечным сном, моя Фло, я вышел стрелять из мортир по всему дорогому, по всем, кто отплывает в Эдем. Ноги скрести на моей спине, мертвая, любимая, зарытая во вчерашнем дне. Перекрести так меня, мне долго еще идти, только стоит на письменном столе голубой будильник, и чайник свистит. Только смотрят на меня глаза статуэтки каменной, там, на полке, и камни тогда придут, и возопиют, как волки. Донна Ирина, встань и отвори мне двери, мне еще долго идти, камень сопровождает меня с утра до конца пути.
Подземные переходы, каждый день умирать под землей, выходить на свет божий, распугивать на станциях других муравьев, смотреть в глаза поездам. Усыпальницы работяг, в метро принимают всех, в метро подадут пятак, не спрашивая, в чем грех. С гробов начинается мир, с гробов узнаешь себя.

2005




Рецензии
В обющем, неплохо. Толко поставленная автором перед собой задача во что бы то ни стало подчас лишает текст яркости и осмысленности, получается стрельба вхолостую. Так, фраза о попугаях во сне - "не стреляет" ничем, а просто замыкает рифму.

"Мне ставили цифры в зачетку...". По-моему, в зачетке пишут словами - "отлично", "хорошо"..., а не ставят цифры.
Фраза про маркизу тоже слишком картинна. Кто видел каких маркиз? Это не образ, это штамп. Для рифмы, опять же.

"спросила она и сказала..."
Тоже нехорошо. Чтобы спросить, надо сказать.
Точнее было бы: "спросила она и сообщила.."
Ну и т.д.
Ии не следует ссылаться на вольность, порождаемую легким слогом. Пушкин писал роман в стихах, у него были вольности, но у него не было там "спросила и сказала"...

Секретка   25.10.2005 21:21     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию!В общем я с ВАми согласна: текст нужно отфлифовать, но пока я не очнеь вижу, как это сделать. В принципе, пока это зарисовка, а не целостное произведение, так что коректировать буду обязательно. А вот в частном я с Вами не согласна. Обещаю подумать по поводу: "спросила и сказала", хотя не вижу ничего проблемного в этом, а также насчет зачетки. Хотя нме кажется, что в сознании отвечающего все равно остается цифра "5" и "4", а не слово "отлично" и "хорошо".
А вот насчет остального...Во-первых, я хочу попросить Вас дополнить фразу "во что бы то ни стало". "Во что бы то ни стало что"?Опущено дополнение. ТО, что героиня видит во сне попугаев, имеет значение. Конечно, можно поставить вместо попугаев ангелов или лебедев, но смысл, по-моему, не очнеь от этого меняется - а смысл в том, что она грезит о другой жизни. И герой видит ее частью другого мира, т.е. маркизой, почему нет?
Насчет "стреляет" или "не стреляет" мне кажется, что все очнеь индивидуально. Я, например, никакого впечатления не получаю от Шолохова, для мнея это нестреляющие тексты. А кто-то получает. И на каждого разные фразы оказывают воздействие, так что для кого-то, может, и выстрелит.

Оксана Яблокова   26.10.2005 11:46   Заявить о нарушении
Толко поставленная автором перед собой задача во что бы то ни стало рифмовать подчас лишает текст...
Далее. "Стрельба" в добротном тексте предполагает использование таких слов, которые бы читались как символы, репрезентанты чего-то иного, - любым образованным человеком.
Слово попугаеи таким ознозначным символом не является. Попугай - это обычная для многих домов птица в клетке. И если уж символ - то не символ иных экзотических миров, а символ глупости (попка-дурак), вторичности (повторяет чужие слова).
НЕ сочтите, что я привязалась именно к попугаю. Просто я на его примере показываю, что то, что Вам какавтору кажется однозначно расшифровывемым как нечто одно, другим человеком расшифровывается как нечто не просто другое, а противоположное. И в этом слабость текста. НЕНльзя уповать на "сколько людлей столько мнений". Крепкий текст управляет восприятием читатея, формирует, организует его.
Когда автор извне текста начинает обхяснять, что он имел в виду, это говорит не о глупости чтателя (или их многообразии), а о слабости текста - он не сумел нужным автору единственным образом организовать восприятие смыслов в нем заключенных.
Не спешите сразу возражать по частностям, подумайте над моими словами в целом.
Если захотите узнать мое мнение по конкретным местам текста, по способом их изменения, спрашивайте.

Секретка   26.10.2005 16:23   Заявить о нарушении
Мне приятно, что Вы вдумчиво прочитали мой текст. Да, я вижу слабости, но они воспринимаются в целом, как неумение художественно, плотно и уверенно выразить замысел, а не как отдельные частные неудачи. Если ВЫ что-то посоветуете, буду благодарна за любые замечания. Думаю, в целом неумение выстроить грамотно сюжет идет от недостатка опыта. пока у меня нет никаких идей по корректировке текста.

Оксана Яблокова   27.10.2005 14:01   Заявить о нарушении