Серпухов

 
На платформе Луч в тамбур вошел осиновый лес и до самого Серпухова потянулись белые блюдца облаков и белоснежные фарфоровые чашечки опор деревянных столбов.

Серпуховский вокзал наваливается на приезжих каменной эклектикой конца 19 века, шапками - мимино.
Единый ансамбль исторического центра начали разрушать. Улица Ворошилова все еще говорит языком лошадиных барышников, но уже наползают с задних дворов новостройки, похожие на дешевый турецкий супермаркет.
Дом с мезонимом на Ворошилова - здание бывшего детсада горсовета.

От жары я устала, присев в тени раскидистого тополя - наблюдать.
Несколько эпох перед моими глазами: купеческая подбоченистая,собранная Россия,
Русь рабочая - стремительно-вытянутая в длинную горизонталь (кирпичное низенькое здание
старой типографий), Рассея советская,
и вертикаль современности, смотрящая сверху - вверх же: цэ не для людей.

С этого места улица надламывается - сбегая с горы, меняется её характер.
В доме Энтиной на Ворошилова в 1905-07 гг проходили нелегальные собрания,
здесь хранилась нелегальная литература, сто лет кануло, но как всё стало вдруг узнаваемо. 

Город прекрасен ! Здесь дома не спорят между собой -
Всю изнаночную сторону парада, всю привстающую от удушья зимы, весну я ухватила именно здесь, в Серпухове, свернув на утопающую в яблоневом и вишневом цветении улицу Чехова.

Красные звезды дома Ветеранов и тюльпаны за оградой - улица Чехова пересекается Советской и в точках их соприкосновений стоят дома эпохи конструктивизма. Из подъезда выходят мать и дочь, оборачиваясь в сторону окон, машут кому-то, улыбаясь беззубыми ртами.
Советская тянется параллельно Ворошилова, и там, где ее режет 1-я Московская,
открывается вид на Собор Николы Белого : тут провинциальное бытие откидывается в приступе своего блаженства.

Воскресная плодоносная тишина. Я скачусь вниз и поверну направо - в сторону Соборной горы. Но прежде, на повороте я встречу Дом. Недавно прочитанные "Плотницкие рассказы" Василия Белова, живая иллюстрация чудесной старинной яви его - "Утром я хожу по дому и слушаю, как шумит ветер в громадных стропилах. Родной дом словно жалуется на старость и просит ремонта. Но я знаю, что ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости. Все здесь срослось и скипелось в одно целое, лучше не трогать этих сроднившихся бревен, не испытывать их испытанную временем верность друг другу(с).
Серпухов, я люблю твои дома)


А это из ощущений: к Соборной Горе все улицы сбегают сверху-вниз, словно сгребали с них землю, создавая капище горы.
На самой Соборной горе под сенью Троицкого собора жених толкает лимузин с невестой -
( кстати - здесь, на соборной горе в 14 веке - пока не сгорел, высился ДУБОВЫЙ Кремль)
А каменный Кремль был разобран на стройматериалы для московского метро в 30-е гг.

Современные микрорайоны Серпухова стоят в полях, подобно одоньям: один дом наступает другому на калоши, никаких гармошек на голенищах - валятся стогами, грудами, перекрикивают друг дружку - это не о старом Серпухове.
Соборная гора - Серпухов старинный. Русский. Вид с затылка Соборной Горы - захватывающе прекрасен.


Спустившись с горы с ветерком, повстречала божего человека -
- жара же - говорю
- катюша, катюша - отвечает
- ? ( я в сильном замешательстве) как звать тебя?
- я колючка - смотрит на велосипед, называет его конек-горбунек, приседает, тычет пальцем в амортизатор и произносит: "подвеска наша - государыня!" .. "внизу ( продолжает он, показывая на землю) - там есть левиафан, а вот здесь ( круговой жест по воздуху) - пеньки, на них-бумага, туда добавляют соль сверху и всё - зацветает!
Май: цветет действительно всё - и дом на Володарского и купола Троицы Живоначальной
По перекрестку Володарского и Ситценабивной паства иде со службы.

Описав круг и переехав реку Нару, я вернулась на 1 Московскую, пейзаж снова пополз вверх.
Вот она - одноэтажная Россия, где на торцах через отвалившуюся облицовку проступает мякина истории: напыления отвалившихся барельефов, затертые звезды, топленое молоко. Мемориальный дом фотохудожника Андреева я не искала - он сам нашед меня. Если подойти вплотную к дровяным воротам сквозной арки, да посмотреть в щель - пройдешь насквозь век двадцатый.

А вот и посткузнецовский фарфор, парадное блюдце площади Ленина, левая рука Ильича - в кармане, правая - в кулаке, за спиной - Гостинный Двор.

Многие русские города сегодня теряют свою голову, а надо бы - бережно сохранять, ставить в красный угол, как это делают здесь, на 2-й московской.
Вот они, детали: снежинки литья, рельеф эркера с фронтоном, узкая парадная,
и при этом - какие изящные пропорции!
Никакой пешеходной зоны, никаких мостовых, никто не дерется и не толкается, никто не стоит в пробках..

А за Высоцким мужским монастырем река Нара, подобно уставшему туристу - растекается по пойменному лугу, а затем - срывается с порожка - стремительно и шумно..



3 мая 2013 года, Серпухов


Рецензии