Искушение сценой
Опустим всю грязь и фальшь, какие царят в массовом искусстве: сплетни, злорадство, разврат и хамство – весь спектр страстей. В такие дебри и соваться не стоит. Но вот искусство подлинное, которое людям глаза на мир открывает, ведь оно как нельзя важно в наши дни. Но сколько искушений подстерегает там! К чему же искренним деятелям искусства предстоит себя готовить? Прежде всего к преодолению своих страха и стеснения, к спокойной реакции на любые выпады в свой адрес, к непониманию и критике. И тут так кстати слова псалмопевца Давида: «Пою Богу моему дондеже есмь». Осознав свое предназначение в служении Богу и людям, легко преодолеть в себе страхи и стеснения.
Надо быть готовым к тому, что тонкий дымок самодовольства затмит ум, когда удачно пройдет выступление. И тогда исполнитель станет самодостаточным, не интересующимся другими человеком. И как замкнутая система тяготеет к разложению, так и такой самодостаточный человек после одного, нескольких удачных номеров иссякнет.
Следует опасаться профессионализма в дословном его понимании. Когда сцена становится профессией, человек начинает порой выступать автоматически, не вкладывая душу в созданный им образ. И тогда собравшиеся люди уйдут из зала такими же, как пришли, слова не коснуться их сердец.
Другая опасность с противоположной стороны: человек если всей душой вживется в образ, если, сыграв прекрасно свою роль, не сможет в реальной жизни остаться самим собой, то такое актерство станет для его личности погибелью. Потому надо научиться отделять себя от создаваемого образа и не сливаться с ним.
И это всего лишь огонь и вода. Но настигает самое мощное искушение – славой. Помним последнее искушение Христа в пустыни: «Сия вся дам Тебе, если Ты, упав на колени, мне поклонишься». Ответ Христа, он же ответ для всех, кому грозит соблазн славой: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклонишься и Ему единому послужишь». Что бы ни было достигнуто, каких бы высот, над ними всегда останутся новые рубежи и сама бесконечность. Нет предела совершенству, как нет предела Богу, и это благо для нас, ограниченных пространством и временем. Приняли люди как рупор, уста, идею оценили, исполнение, но ведь и другой может исполнить. Надо настроить себя на то, что главное – это идея, несомая в словах, а не то, кто именно ее несет. Как это метко выделено у Льюиса: сделай так, чтобы довольным остаться результатом, и не измени своего довольства, если это же дело исполнит другой.
Как часто среди прославленных исполнителей такое самолюбование. И хоть поют и читают они замечательные слова, но гордостью перечеркивают весь труд. И все потому, что не подготовили себя аскезой, личным подвигом, просьбой помощи свыше на этот путь. Как пишет св. Исаак Сирин: когда человек бежит за славой, она убегает от него. Когда человек бежит от славы, она следует за ним попятам. Потому если Бога славить будем, преумножать таланты и стараться Ему послужить, то минуем медные трубы, а если себя любимого превозносить начнем, то вотще подвиг весь.
Может, поэтому попускает Господь немощи талантливым людям, чтоб не превозносились.
И сколько еще иных искушений и бед грозит со сцены. И возношу молитву и поднимаю бокал за людей сцены, чтобы хватило у них крепости пройти все искушения и войти в покой вечный, туда, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания…
Свидетельство о публикации №205102500145