Бабушкины небылицы

БАБУШКИНЫ НЕБЫЛИЦЫ
 

 Хорошо ранним летним утром отправиться в лес за грибами. Лучи восходящего солнышка ласково пригревают землю, капельки росы блестят на стеблях трав. Дорога к лесу пролегает между полями, над которыми, высоко в небе, распевают жаворонки. Чибисы кричат прохожим: «Чьи вы? Чьи вы?».
- Здешние мы. – отвечает птицам бабушка.
 У бабушки в руках корзина, у внука Владимира – поменьше, сплетенная для него дедом. Влад мечтает, как на самом краю леса он найдет крепкий, с темно-коричневой шляпкой белый гриб.
 Вот они вошли в лес. Но грибы не спешили попадаться на глаза. Поначалу Влад внимательно смотрел на землю, на каждый сухой листочек, под каждую низко растущую ветку. Бабушка уже положила в свою корзину несколько грибков, а он нашел лишь одну маленькую сыроежку, да множество мухоморов. С досады мальчик палкой стал сбивать на мухоморах красивые, красные с белыми пятнышками, шляпки.
- Владимир, оставь мухоморы! – одернула его бабушка. – Ими лоси лечатся.
Влад никогда не видел в лесу лосей. Но в прошлом году нашел большие ветвистые рога, украшавшие когда-то голову этого лесного великана. Пусть мухоморы растут, авось лось придет за ними. И, может быть, хотя бы издалека, он увидит живого лося.
Влад нашел семейку лисичек и пару моховичков. Даже дно корзинки не прикрыть! А солнце уже поднялось над лесом. Мальчик начал терять интерес к такой грибной охоте. Зато можно представить себя воином с мечом, окруженным врагами. Мечом будет палка, а врагами – кусты и заросли иван-чая.
- Если ты так будешь вести себя в лесу, то никакие грибы тебе вовек не найти! Вот попадешь по глазам лешему, он заведет тебя в самую чащу. Лес-то наш большой, неделями блуждать можно.
- Егор Данилович высокий, его трудно не заметить и нечаянно ударить. С ним еще всегда Алтай ходит. – засмеялся Влад.
- Экий ты непонятливый! Егор Данилович – лесничий, а я говорю про лешего.


ЛЕШИЙ

В лесу – леший хозяин. Он, как и другая нечисть, обычно невидим, но слышно его по всему лесу: свищет, щелкает, кричит на разные голоса, хохочет, словно эхо или лес под ветром. Леший может и деревом обернуться, и птицей, и зверем, и знакомым человеком. Рост он тоже изменить может: то с малый грибок, то с самое высокое дерево. Идешь, например, по лесу. Видишь: несколько елок стоят. А то на самом деле леший между елок затаился. Потому нельзя в лесу по кустам и деревьям хлестать – лешему по глазам попадешь. А еще он может вихрем обернуться. Куда в лесу леший пошел – туда и ветер дует.
У каждого леса свой хозяин. Леший может жить в старой охотничьей избушке, в дупле большого дерева, в буреломе. В лесу у лешего свои дороги. И горе тому, кто на них ступил: уведет лесной хозяин за тридевять земель от дома, в болото какое-нибудь, заблудит. Может леший и подшутить: прикинется знакомым человеком, позовет за собой и уведет в чащу, а там исчезнет. Или предложит путнику лошадь, а тот потом видит себя верхом на ветке высокого дерева. Отвести глаза, напустить морок – в этом лесной хозяин мастак.
В один год косили мужики из нашего села возле леса. На ночь в деревню не пошли, на сенокосе остались. Развели костерок, ужин готовят. Слышат: со стороны леса гул идет, ветви трещат, будто бежит кто. И прям на их костер летит конь черный, глаза огнем горят. Мужики перепугались, перекреститься только успели. И все пропало. Только заухало, захохотало в лесу. Это их, значит, леший пугал.
Есть у лесного хозяина и скотинка – волки, медведи, лисы, зайцы и другое лесное зверье. Лешие свою скотинку пасут с весны до осени, а после Воздвижения загоняют в норы, а сами со стонами проваливаются на зиму под землю.
Раньше скот пасли в лесу, потому и травка чище была, бурелома было поменьше. Пастухи, что бы дикий зверь скотину не загрыз, договаривались с лешим. Самый умелый пастух такой договор знал, что леший ему сам стадо пас.
Мой еще дед Степан, он в молодости старшим был среди пастухов, что пасли когда-то стадо в нашем лесу, рассказывал, как он к лешему ходил. Пошел он в лес после захода солнца. Прихватил с собой овечку. Шел по лесу, шел, видит: огонек сквозь деревья виднеется. Он пошел в ту сторону и вышел на поляну. На поляне у костра мужичок сидит: в широком кафтане, левая пола поверх правой застегнута, сапоги опять же ни на ту ногу, шапка с большими полями, из-под нее волосы длинные, с бородой переплетаются. А вокруг него – волки, да медведи. Деда хоть и испугался, но он все же поклонился тому мужичку, овечку оставил, а сам задом, задом с той поляны, да и бежать из леса. В том году у него все стадо уцелело.
А вот еще люди рассказывали. В одной деревне, не нашей, был пастушок, маленький такой, слабенький. Его за козами присматривать поставили. Тогда у нас коз было мало, больше коров держали. А все равно, не справлялся. Все у него козы норовили подальше в лесу уйти, волкам на обед. Хотели уже гнать его из пастухов, да жалко было. И вот повстречался этому пастушку в лесу старичок. Старичок его спрашивает: « Что ты пригорюнился?» А мальчишка в тот день все никак двух коз найти не мог. Он старичку о своем горе и рассказал. « Ладно, - говорит тот, - помогу тебе». Взял у пастушка пояс, а потом вернул с напутствием: когда приведешь стадо пастись – развяжи пояс, а когда обратно гнать будешь – завяжи. Но смотри, слишком часто не завязывай, и не развязывай. Пастушок так и стал делать. И козы у него, как пригонит пастись, сами в лес уходили, а вечером, стоило только завязать пояс, обратно сбегались, все до единой. Вот как-то раз скучно стало мальчику, он и принялся поясом играть: то завяжет, то развяжет. А к вечеру стал пояс завязывать, а коз нет, не бегут из леса. Вместо коз бежит к нему девочка: босая, косы растрепаны, платье изорвано. Подбежала и говорит: « Тебе что батюшка наказывал: привел коз – развяжи пояс, а вечером обратно погонишь – завяжи. А ты что? Вот теперь сам и паси.» Сломала девочка прутик, что в руке держала и пропала. С тех пор пастушок сам пас своих коз и старался в лес их не пускать.
Лешие справедливы: тех, кто в лесу вести себя умеет, зря зверя не губит, деревьев не ломает, кто не забывает за грибы – ягоды лешему подарок оставить, уважает.
Было в старые времена дело: пошел один охотник на промысел. Идет он по лесу, встречается ему медведица с медвежатами. Он ее не тронул, дальше пошел. Шел он, шел, повстречал волка. Хотел убить, а тут волчата малые из-под куста выкатились. И их не тронул. Зашел в самую чащу, заблудился, никак дорогу обратно не найдет. Стал лешего корить, мол тот заблудил. Тут сам леший и появился. « Зря, - говорит - на меня сердишься. Ты мою скотинку пожалел, и я тебе помогу». Взял леший охотника к себе на спину, закружился вихрем и понес. Летят они, аж ветер в ушах свистит. К деревне приблизились, леший и говорит: « Дом свой узнай!» Охотник ухватился за печную трубу, а проснулся на печке, за горшок с кашей держится.

- А еще кого в лесу можно встретить?
- Весной и летом в лесу бегают русалки.

РУСАЛКИ И ВОДЯНОЙ

С середины весны и летом русалки выходят на землю и обитают в лесах и полях (во ржи, коноплях). После или за неделю до Троицы русалки становятся видимыми, они играют, бегают по лесам, раскачиваются на ветвях деревьев. В то время, когда колосятся хлеба, русалки стерегут поля. Там, где гуляет русалка, трава и хлеб становятся гуще. Нельзя ходить в хлебное поле, иначе русалки догонят и защекочат. Русалки людей не жалуют. Они могут защекотать насмерть. Уберечься от них можно, перебросив крест на спину, или бросить им платок, что-то из одежды, или начертить крест и обвести вокруг него черту, самому встать в круг.
Обычно русалки живут в воде. Их видят после заката солнца на берегу, где они расчесывают свои длинные волосы золотым гребнем. В волосах русалок накапливается много воды, потому то на берегах водоемов всегда самая сильная роса. И в воде русалка опасна, может утащить на дно, особенно тех, кто купается в неположенное время. Гребень русалки обладает магической силой, но взять его может только колдун. Простым людям он приносит неприятности.
Рассказывали, как однажды рыбаки напугали русалку, расчесывающую на берегу свои длинные зеленые волосы. Она прыгнула в воду, а гребень оставила на берегу. Рыбаки гребень подняли, а делать этого было нельзя. Русалка потом сети их путала и рвала, пока ей не вернули гребень.

 В водоемах хозяйничает водяной. Он сам словно река: пена – его слюна, тина – волосы. Водяной лохматый, волосы длинные – предлинные, голова огромная. Как примется волосы расчесывать, а гребнем ему служат сучья да коряги, так со зла и вырывает клоками.
С водяными раньше мельники дружбу водят, когда мельницы еще были водяные. Без согласия водяного мельница не стоит: или колесо сломает, или запруду размоет.
Один мельник ловил ночью рыбу. Неожиданно к нему в лодку запрыгнула большая рыбина – сом. Сом – один из обликов водяного, он может обернуться рыбой, лебедем или человеком. Мельник догадался, что за рыбина к нему забралась и быстро накинул на нее крест. Сом жалобно стал просить мельника его отпустить. Тот его, конечно, выпустил, взяв слово никогда не размывать плотину у его мельницы.
Излюбленные места обитания водяных –омуты, водовороты и глубокие ямы в реках. Зимой водяной спит. Если какое-то место на реке не замерзает, то там спит водяной, лед тает от его дыхания. Весной он пробуждается, голодный и сердитый, ломает лед, разгоняет рыбу. Любит водяной песни и пляски. В его подводном жилище живут утонувшие музыканты, водяной сам любит поплясать, тогда бежит рябь или волны по воде.
- Знаю, знаю! Это ты о Садко.
- А такую сказку наверняка не слышал!

У одной вдовы была дочь. Всем хороша была девушка: и рукодельница, и стряпуха, и лицом пригожа. Да домоседка была, со двора не выгонишь, ходила лишь к ручью за водой. Все ее подруги замуж повыходили, а она все одна, никто ее не сватает. Отчаялась вдова и говорит дочери: « Хоть бы водяной к тебе посватался!» Через несколько дней въезжает к ним во двор добрый молодец и сватается к дочке. Вдова от радости и узнать, что за жених и откуда, позабыла. Сыграли свадьбу и увез жених дочку. Тогда вдова и опомнилась, да поздно. Никто раньше этого мужика не встречал, никто о нем знать ничего не знает.
 Прошел год с того времени, шла по берегу ручья старушка. Вдруг, словно из-под земли, появился перед ней молодец, одет красиво, а с полы вода словно капает. Старушка испугалась. А тот ее просит: « Пойдем со мной, матушка, жена у меня рожает». Старушка пошла. Шли они берегом, дорожка вниз спускается, холоднее стало. Не заметила, как и под водой оказалась. Пришли они в большой дом. Узнала старушка жену водяного – дочку вдовы. Помогла ей сына водяному родить. Водяной хотел ее наградить, а старая женщина от всех богатств отказывалась. Водяной ее на землю вывел и пообещал, что с той поры рыбаки ее села никогда без улова не останутся.
А потом рыбаки, ловя неводом рыбу, вытащили ребенка. Мальчишка был крепкий, здоровый. Один из рыбаков взял его к себе в дом. Мальчишка резвился, играл в воде, а когда его вносили в избу – плакал. Пожалел его рыбак и говорит: « Томить тебя не стану, пущу к отцу в ручей. А ты нагони мне рыбки в сети». Вечером поставил рыбак сети, посадил ребенка в ушат и пустил в ручей. Поутру приходит вынимать сети, а они полны рыбы.

- Я их не боюсь никого: ни леших, не русалок! Я быстро бегаю, успею домой убежать!
- И дома проказничать нельзя! У дома тоже свой дух-хозяин есть – домовым зовется. Он к людям ближе. И от русалок, и от лешего защитить может.

 
ДОМОВОЙ

Домовой – дух домашний, он в избах живет. Он – невидимый хозяин дома, который заботиться о доме и скотинке. У хороших людей, хозяйственных, и домовой похож на главу семьи, его, знать, повадки перенимает. А в плохих семьях, которые живут между собой как кошка с собакой и о доме не заботятся, и домовой самый что ни на есть расплохой, а то и вообще никакой не живет.
Жили в одном доме два брата. Когда старший надумал жениться, то привел в дом женщину зажиточную, но по характеру – сущую змею: на всех вокруг шипит. Стала она в доме хозяйкою, невзлюбила младшего брата. И дармоед его обзывала, и приживалой. Совсем из дома выжила – поставил младший себе новый дом. А старая изба у них еще крепкая, ладная была. А как ушел из нее младший брат – накренилась, ветшать стала. В доме порядка не стало, скотина чахнет. То, люди говорили, домовой вместе с младшим братом, в печном горшке с углями ушел.
Живет домовой под печкой, а то и на чердаке, или под полом. На вид он вроде махонького, заросшего седыми волосками или шерсткой, старичка с горящими, как у кошки, глазами. Домовой и свою семью имеет.
А еще домовой, как и всякий дух, может зверем обернуться: кошкой, ужом, коровой, зайцем. Если во дворе есть скотинка – он присмотрит. Особенно любит кошек и лошадей. Но если какое животное ему не по нраву придется – лучше свести со двора. Загоняет, под ясли загонит, голодом изморит. Хорошие хозяева, приведя на двор новую скотинку, домового всегда задаривают: пряником или серебряной монетой, приговаривая: « Домовишко –дедушко, всю пои, корми мою скотинку и ладь ладно, гладь гладко, да стели мягко.»
Домовой своих хозяев редко обижает, а баловать может.
В одном доме домовой уж такой баловник был – бывало как разойдется, никому покоя не даст. Раз в праздник пригласили хозяева гостей, а домовой давай буянить! Пляшет, топочет, свистит, посудой гремит. Гости стали его подзадоривать: «Ты бы обувку завел, а то ноги смазолишь!» Домовой принялся в них с печи каменья кидать, а те обратно откидывают: « Вместо каменьев бросил бы нам серебра – водки бы накупили, да тебя напоили.» Угомонился домовой лишь после того, как хозяин воткнул во все дверные косяки в доме церковные свечки.
- Бабушка, а если домовой невидим, как же его видели? Что он лохматый, маленький старичок?
- Домового видеть нежелательно. Он показывается перед бедой, тогда он стонет, плачет, наваливается ночью на человека. А если все же очень хочется его увидеть, то можно посмотреть через хомут или борону. Или посмотреть в печь. Еще поговаривают, есть у домового шапка-невидимка. Только заполучить ее трудно: сначала надо пойти в церковь в страстную субботу перед Пасхой и купить большую свечку. У этой свечки зажечь низ. Взять в левую руку яйцо, в правую – зажженную свечу и идти в хлев. Если не испугаешься, увидишь на правой стороне хлева домового. С ним похристосуйся и отдай ему яичко, а он даст тебе шапочку.
- Никаких, бабуля, домовых нет. Это полтергейст называется – когда никого вроде нет, а все само по себе падает, летает, шумит.
- Может вы в ваших городских квартирах «гейтс» живет, а скорее кикимора.
КИКИМОРА

Кикимора, или шишимора, - шумная, вредная, потому и живет большей частью в пустующих заброшенных домах. Кто же с ней под одной крышей жить захочет, когда от нее пользы ни на грош, один вред – горшки, посуду бьет, кур душит, по ночам шумит! Вид она имеет женский, кому девочкой, кому старушкой покажется. Кикимору, поговаривают, насаживают строители, кто дом строил, а хозяин их при расчете обидел. Или колдуны.
В одном селе появилась кикимора. Хозяева видели девку с длинной, до пола, косой. Вред от нее, правда, не было, все больше помогала. А хозяева все одно – боялись. Кто-то посоветовал дом разобрать, они и разобрали. И нашли в матице (средней потолочной балке) куколку из дерева вырезанную. С той поры кикимора пропала.
А был еще такой случай. Встали солдаты на ночлег в пустом доме. Все заснули, а один все никак не уснет. Ночь, темно, и слышит он, как будто музыка играет, и пляшут. Разбудил он своих товарищей. Те тоже слышат: музыка громкая такая, и чечетку кто-то отбывает. Свет зажгли – никого, и тихо сразу стало. Только погасили – все снова началось. Так и не удалось им выспаться.
А вот что мне еще моя бабушка про кикимору рассказывала:
Проснулась она как- то среди ночи, она тогда еще не замужем была. Луна еще ярко светила, что днем. Видит: на лавке у окна женщина прядет. А прядет по-особому: наотмашь, от себя. И слышно, как веретено жужжит. Увидела она, что бабка проснулась, а прясть продолжает. Бабка не сробела, встала, достала лепешку и положила ее рядом с той женщиной, и говорит: « Бог в помощь, матушка!». А та прядет, как ни в чем не бывало. Кикимора то была. И в тот год у их овец много хорошей шерсти было.
 И еще такая сказка о кикиморе есть:
Завелась в одной избе кикимора, и никакого сладу с ней не было. По ночам шумит, посуду бьет. Хозяева из этого дома ушли. Как-то раз в пустующий дом зашли мужики с ученым медведем. Они на ярмарку шли, и переночевать остановились. А кикимора решила, что хозяева вернулись. На медведя набросилась, ну тот ее и помял. Заревела кикимора и убежала из избы. Мужики наутро ушли, а в избе стало тихо и спокойно. Немного погодя туда вернулись хозяева. А потом встретилась ребятишкам рядом с домом женщина. Она их и спрашивает:
- Как ваша кошка, жива ли, здорова?
- Кошка наша жива, и котят принесла.
Женщина, а то была кикимора, развернулась и ушла, приговаривая: « Совсем беда: зла была кошка, когда одна жила, а с котятами к ней и не подступишься».


Рецензии