8. поэзия восторги, злопыхательства, критика

ПОЭЗИЯ: восторги, злопыхательства, КРИТИКА
(Дискуссия)

Форум турнира "Пушкин в Британии", тема "Судьбы поэтов и Поэзии - не частная лавочка!", стр.24-26, 1-3 сентября 2005 г.)

ГОЛОСЛОВНЫЕ ВОСТОРГИ? - ЗАПРОСТО!
ОПЛЕВАТЬ АНОНИМНО? - ПРОЩЕ ПРОСТОГО!
ОБОСНОВАТЬ? - НЕ УТРУЖДАЕМСЯ!
АНАЛИЗИРОВАТЬ? - СКРЫВАЕМСЯ В КУСТАХ!



Аделин Книгина:

- Творчество Ирины Акс, безусловно, самое сильное и впечатляющее на Турнире-2005! Мои стихи тоже неплохи, посмотрите, моя страница стихов самая посещаемая - более 800(!) посещений и просмотров, но "Хозяин" не удостоил нас своим вниманием и даже И.Акс пригласил под мощным давлением мгимовцев! А победила опять посредственность! Стихи ZZ не представляют из себя ничего хорошего! Может она неплохая актриса, но при чем тут стихи?


GVINN:

- ZZ не так проста, как может показаться с первого взгляда... И у нее есть большой потенциал роста... Гораздо сильнее Ирины Акс была Наташа Бельченко из Киева. У Наташи и вкус и стиль на порядок выше. Да и мыслями она более зрелая. Наташа Бельченко метафизично-утонченна, Ирина Акс версификационно шустра... Выбирай на вкус...
Это мое мнение.


ЦЦ:

- Покажите мне хоть две аутентичные мудрые строчки у словоохотливой и бойкой Акс...Пристыдите мисс ЦЦ не отходя от кассы! Только не забудьте: не выдавать банальщину за нечто...Я этот bullshit за версту чую!


Бенджамен:

- Вы, мисс ЦЦ, абсолютно правы. Сравнивать Наталью Бельченко с Ириной Акс, это как сравнивать Николая Заболотского с Приговым... Во втором/-ой/ превалирует стеб второй свежести...Вот два очень характерных перла из Акс:

"...еще не все обкусаны цукаты,
еще не все обсосаны цитаты..."

"...а твой венок лавровый ощипали
для чьих-нибудь наваристых супов."

И рядом с Зоей Жаржевской "нахрапистая" Акс не стоит... Слишком примитивное и банальное сознаньице у этой пророчицы бруклинской...


MAN:

- Обращаюсь к Аделин Книгиной, Лорду Вафля, Гвинну и другим. Вот вы, будучи поэтами, и подготовили бы каждый небольшой аналитический материал о стихах тех авторов Турнира-2005, чьими произведениями вы восхищаетесь, - Ирины Акс, Натальи Бельченко, других. И не просто утверждать, а с обоснованием. И каждый волен иметь свои принципы анализа стихотворений. И обнародуйте свой материал. Вот тогда, быть может, я (и другие) буду по-другому относиться к творчеству Ирины Акс и Натальи Бельченко. Лично меня они пока сильно не волнуют.
Такие ваши материалы здорово помогли бы нашему общему делу. Я один не в состоянии охватить всех даже самых интересных участников Турнира-2005.


Lord Darth Vader:

- А вот это - здравая мысль.


ЦЦ:

- MAN! Аделин Книгина будет рассуждать о поэзии?! Вы ее стихи сначала почитайте...Потом назовите это не графоманией... Докажите...А то ставите рядом поэтов и графоманов... hahaha


GVINN:

- Гораздо большего внимания заслуживает Ольга Табачникова! Её конкурсное стихотворение, посвященное славянофилам:
"Британской музы небылицы/Не слушай Русская Земля...", -
невероятно поэтичное и патриотичное, в лучшем понимании этого слова! Кто написал сильнее Ольги "заданное"?

"У фонарей почти всегда/Такая рабская осанка/..." !!!
" Мне нравятся летящие,чей глаз/Тревоги полон,чьи повадки птичьи"!!!
"Снег, как шепот зимы,/С бледных слетает уст.../" !!!
"Одиночество" !!!
"Рожденный в тех краях,/Где нет людей,а только птичьи крики.../" !!!

Перечитайте стихи Ольги Табачниковой, друзья! Это- ПОЭЗИЯ! Если бы Ольга была на турнире- 2004, то я бы болел за нее!


MAN:

- Речь не шла о том, какой Аделин Книгина стихотворец - поэт или графоман, а о небольшом критическом эссе, которое я хотел бы видеть от форумистов, в том числе и от нее. Собственные вещи Виссариона Белинского были весьма средненького уровня, но это не помешало ему внести великий вклад в развитие русской литературы в качестве великого критика.
Эмоциональные всплески, вырванные строчки, восторженные определения, хлесткие ярлычки, - общепринятый стиль общения форумистов. Но я еще раз обращаюсь к вам: соберитесь, пусть на небольшой, но литературоведческий материал об авторе, которого вы хотите похвалить, поругать или показать его сильные и слабые стороны, сравнить одного поэта с другим. Да, для такого подхода недостаточно 3-5 минут терзания своей клавиатуры. Потребуется полдня вдумчивой работы. А может, не хватит и трех дней. Но я ведь и прошу от вас не "терзаний", а взвешенной работы.



Leila:

- Зато интересно, что графоман Книгина напишет о MAN-e... Тогда мне тоже интересно! Вперед, фрау Книгина! И что Сипер думает о Юрченко... А Гершенкович о Гвинне... А Этельзон о ZZ...
Предстоит узнать много интересного... Ну и интриган же Вы, MAN...


MAN:

- Я, Лейла, веду речь не о том, сколько и каких обид накопилось, скажем, у Гершенович, на, предположим, Гвинна. Я также не говорю о том, чтобы Гвинн высказался о личности Гершенович. Я даже не настаиваю на том, чтобы Гвинн написал материал не о личности Гершенович, а о ее творчестве. Нет! Каждый волен выбрать сам автора для литературоведческого разбора, равно как и "инструменты" для такой работы.
Для Поэзии "мухи" (личные обиды поэтов друг на друга) малозначны, если не вредны, и их нужно гнать. А "котлеты" (взвешенный анализ одним неординарным поэтом стихов другого поэта) представляют немалую ценность. Мухи и котлеты - врозь!
Если честно, то меня в первую очередь интересует творчество наших поэтов, а все остальное - далеко на заднем плане. В том числе и "забавы" некоторых форумистов. Скажем, есть на Форуме некое лицо, все более и более стяжающее славу любителя нижней половины мужского тела. В этом мы с ним диаметрально противоположны: лично для меня истинную ценность - эстетическую и прикладную - представляет только женское тело, причем с головы до пят... : sm13:
Так вот, если этот самый "ксенофил" пишет стихи, образцы которых на Турнире-2005 даны под фамилией, весьма схожей с его, то наша взаимная полярность по тому и другим вопросам не помешает мне выказать ему мое уважение: стихи уж больно хороши...
Итак, Лейла, давайте вместе призовем дерзать не только фрау Книгину (без иронии!), но и всех наших поэтов обратить свои аналитико-критические извилины и благожелательство сердца к кому-либо из коллег по литературному цеху и выступить по его творчеству с небольшим, но интересным эссе.


Бобби Лупа:

- А ведь поэзия Ирины Акс, действительно, не превзойдена на последнем Турнире, чтобы "борушие" ни говорило... Жаржевская с компанией просто рядом не стоит со светлыми стихами Ирины АКС! Прав Олег Борушко - Ирина пишет просто гениальные стихи!!! Думаю, если бы она приехала в Лондон, то заняла бы все три первых места! Все остальные поэты скучны, жеманны и вторичны на фоне Ирины!

Из посвящения Михаилу Этельзону:

"Нет, не свихнулся! Да, в своем уме я.
Ну да, Поэт. Так надо ж понимать:
теперь я в рифму излагать умею
все то, что раньше - в бога душу мать!"

А вот еще актуальность от Ирины Акс:

"Ох и распоясались поэты!
Как не стыдно за свою строку им!
Фильтровать базар - привычки нету.
Чем творят? Ну да, про что ж толкуем!

Крайне слаб лирический мотив, но
ерничать весьма горазды, гады!
Лексика у них ненормативна,
и суют ее, куда не надо.

Вот, вставляют то в стихи, то в прозу
(ну какая, право, неуместность!)
и в неподобающую позу
ставят всю российскую словесность!"

И напоследок:

"Успех, почет, богатство... шмотки,
бриллианты, слуги... на хрена?
Нет, я хочу любви и водки!
А также дружбы и вина!"

А теперь скажите откровенно, какая Жаржевкая или Миша Сипер способны написать такое? Конечно, прав Олег Бо-ко, назвав Ирину Акс самой гениальной русскоязычной поэтессой современности!


Бенджамен:

- О поэзии Акс можно будет говорить всерьёз, когда она избавится от местечковых "мокирующих"/to mock - стебаться/ интонаций в поэтической лексике и когда она же - Ирина Акс - дозреет до того факта, что поэт, - это не русофоб или американофил per se, а проводник Вечного и Вечности... Существо au-dessos de la melee /над схваткой/ пребывающее и Нечто "выше эгоистического пупка" утверждающее!


GVINN:

- Марат Авазович, Вы говорите о разборе чьего-то творчества каждым из нас... Что ж, для этого необходим конкретный доверительный запрос отдельно взятого поэта своему "оценивающему"... Быть может, Вам покажется странным, но мне была бы интересна критическая диспозиция по отношению к "радикальному дадаизму" Гвинна моего "смертельного противника" на Турнире-2004 "романтика" Юрия Юрченко... Я бы с удовольствием посмотрел еще глубже в творчество той же Ольги Табачниковой /если бы она мне доверила/...


MAN:

- Вы, Константин Владимирович, конечно, весьма интересно поворачиваете вопрос. Вам кажется не совсем этичным, если разбирающий без согласия разбираемого примется за его стихи? Если так, то, возможно, что-то есть в такой постановке вопроса. Но ведь в традициях умной, честной, тонкой, высокой критики не принята такая сверхщепетильность. Скажем, тот же Белинский никогда не спрашивал разрешения у Пушкина, Гоголя, Лермонтова высказаться по их произведениям, а те в свою очередь были лишь благодарны критику за его столь необходимую работу.
И еще одно. В Вашей постановке вопроса имеется обратная сторона: есть немало людей, и в их числе ВПС, которые сочтут за нескромность, навязчивость, некорректность предлагать кому бы то ни было свои произведения к разбору "за так"...
Конечно, опять-таки повторяю: вольному - воля, каждый действует в меру своих разумений и ситуации, каждому - свое...


Gvinn:

- Да, попасть "на перо" огненному Виссариону или Валерию Яковлевичу Брюсову, наверняка, было почетно и престижно... Давно это было... Кто сейчас посмеет заявить о каких-то критериях, - в век всеобщей демократической релятивности и абсолютно размытых "сказок о гуманизме"? Может быть, критиком быть даже сложнее, чем писать стихи? От чего отталкиваться? От внутренней свободы? От владения версификационной техникой? От мудрости тысячелетий, никому не нужной в обществе накопления и потребления как цели жизни? Или Вы хотите подключить "брюсовские" критерии начала 20-века? Тогда будем иметь "новую индейскую резервацию имени ОБ"!
Все очень непросто в наше переходное /?/ время...


MAN:

- Не индульгенции нужны, а личное мужество и труд.
Значит, потому на Форуме господствует атмосфера необоснованного вознесения того или иного поэта до небес, огульного низвержения другого в тартарары, жеманных реплик, непререкаемых выкриков, плевков, втаптывания в грязь, нередки проявление откровенного хамства и дремучей пошлости и прочая, прочая, прочая, что в наш век размытости всех истинных ценностей никто не знает критериев критики литературных произведений?
Но автор реплики, выкрика или плевка из чего-то ведь исходит!
Настроение? Рефлекс? Инстинкт? Стадное чувство? Законы стаи? Личная корысть? Если нет возможности выйти за порочный круг такого рода позывов, тогда нет никакого смысла в самой Поэзии.
Что, в общем-то, и наблюдается в планетарном масштабе: стихи нужны лишь поэтам да узкому кругу любителей...
Вы, Константин, забыли закончить свое заупокойное сообщение традиционным: "Это только мое мнение, канэшна..." Вы даже не заметили, что выдаете индульгенцию всем, в том числе и лентяю, и хаму, и бездарю...
Под лежачий камень вода не течет!
Вот я и призываю разорвать тот самый порочный круг! Для начала в своей душе, затем - в пределах нашего Форума, потом - охватить Турнир, а дальше...
"Если я не буду гореть, если ты не будешь гореть, - так кто же рассеет тьму?!"


GVINN:

- MAN, я сказал то, что думаю. Вы можете лелеять благородные иллюзии УЖЕ ДАВНО ЗАКОНЧИВШЕЙСЯ эпохи "модерн", что что-то можно исправить, откорректировать, направить на "путь истинный"... Я могу составить Вам длинный лист очень веских причин и тенденций, которые говорят о том, что благородное и аристократическое искусство поэзии - искусство редкой, "культивированной", ЕДИНИЧНОЙ души, - никому не нужно в стократно усиливающихся каждое мгновение ужасах тотального "демократического" омассовления, механистичности и коварного "либерального вуду", и, увы-увы, в ситуации торжествующей культурофобии рыночной "экономики и только экономики", обречено на вымирание... Может быть, я не в меру пессимист? Но буду рад ошибиться... А протянуть руку нуждающемуся в совете поэту? - это, конечно, нужно делать по мере собственных сил и видения ситуации...


MAN:

- Дело вовсе не в том, что я полон иллюзий, а Вы давно их переросли. А в том, что во все века и у всех народов были, есть и будут представители племени чудаков, которым наперекор всем и вся, во всём и всегда, предназначено быть и оставаться поэтами. И знать, что как бы он, Поэт, ни был невостребованным в повседневной суте, он, по большому счету, необходим Земле, людям, обществу, жизни, текущим и будущим временам. Это только кажется, что в наш паскудный век Поэт не нужен никому. Если уничтожить разом всех ныне действующих поэтов, отнять у людей все произведения Поэзии, а также запретить подрастающему поколению под страхом смерти проявлять какой-либо интерес к отображению окружающей действительности и движений внутреннего мира при помощи средств изящной словесности, то очень скоро действительно наступит конец света. Да! Да! Да! Как бы ни была судьба отдельного Поэта драматична или даже трагична, как бы он ни бедствовал в жизни, как бы ни был одинок в своих порывах и действиях, но именно Поэзия и поэты, пусть даже разобщенные между собой, являются основным противовесом всем ужасам и порокам нашего насквозь лживого века. Именно Высокая Поэзия предохраняет "весы" от необратимых поломок, зашкаливаний, и глобальной катастрофы. А Высокая Критика и призвана облегчить Поэту выполнение им своего Предназначения.
Вот о чем я веду речь. Вот куда я зову тех, кто способен на Критику. И если найдутся те, кто пойдет со мной, то наши обоснованные, содержательные статьи создадут такую атмосферу, что на Форуме не останется места всякой шелухе, всякому мусору и хламу.
Я еще раз повторяю: не индульгенции нужны, не демагогия, а личное мужество и труд оставаться Поэтом. А это значит, постоянно, пока жив, предъявлять миру свою душу, свои внутренние принципы, отношение в соответствии [b]с этими же принципами[/b] к изящной словесности - к своей и со-трудников по Предназначению. Иначе надо либо бросать сочинение стихов и стать обычным человеком, либо уходить совсем...


GVINN:

- Правильные вещи говорите, MAN, спору нет. Да-да... "Именно Высокая Поэзия предохраняет "весы" от необратимых поломок, заклиниваний и глобальной катастрофы." Приняв "Высокую Поэзию" как широкую метафору всего Единичного и Подлинного, трудно не согласиться с Вами, Марат Авазович...
Трудно не согласиться и с тем, что "обоснованные, содержательные" критические статьи нужны поэтическому сообществу. Нужны, конечно!
Спасибо за красивый последний абзац. Он вливает живительные соки в мой циничнейший /!?/ из умов и делает "глубиннейший" пессимизм не столь "явно актуализированным"!

"Стократ благородней тот
Кто не скажет при блеске молнии:
Вот она - наша жизнь".

 
MAN:

- "Цинизм" Вашего ума - напускной, поскольку является не чем иным, как всего лишь средством защиты внутреннего мира от коррозийного действия мира окружающего. Как у меня - огражденность от всех сует...
Жму Вашу руку, огайни!


GVINN:

- Взаимно!


Рецензии