6. Поэзия не спорт, не шоу, не бизнес, не монархия
Ежегодное ристалище в Лондоне - это, конечно, детище Олега Борушко. Более того - дело, бизнес. И если бы при этом состязались, скажем, производители женских колготок, то лезть со своим "уставом" было бы верхом неприличия: мы же не копы, не менты, не налоговики, не рэкетиры. Но в том-то и закавыка, что устроитель сшибает лбами производителей особейшей, деликатнейшей продукции. Дамское белье - валенки в сравнении с ней. А посему "монастырь", называемый Международный турнир поэтов Русского Зарубежья "Пушкин в Британии", то бишь бизнес, освященный святым для каждого культурного человека именем (именно это меня больше всего и волнует и, конечно, не только меня), ни в коем разе не может быть личным делом кого бы то ни было. Сие подчеркивалось "шапкой" открытой мною темы: "Судьбы поэтов и Поэзии - не частная лавочка", с чем я 20.06.2005, в среду, и вступил на "борушко-бедлам-тусовку" (ББТ). Сегодня на календаре 12 октября, опять среда. Ровно на 12 недель жизнь стала короче...
Без малого три месяца назад Олег Борушко в Гостевой Турнира и на ББТ раз за разом заявлял: меняем хостинг, заплатили, начинаем публиковать всех конкурсантов, разместили фотографии финалистов. Но до сих пор сайт Турнира находится в "замороженном" состоянии, не работает. Видать, неспроста.
Сколько всего человек прислали свои труды на Турнир-2005? По прошлому году фигурировала цифра 300. А в этом? Пока широкой публике неизвестно. А вопрос далеко не праздный. Ибо пути и сроки вызревания русскоязычного поэта родом из СССР и СНГ весьма и весьма непредсказуемы и замысловаты. Может, 500? А добросовестно прочесть подряд материалы хотя бы 20 конкурсантов - это уже почти каторжный труд. Недаром, по утверждению устроителя, от него все отказываются. Что же остается подвижнику Борушко? - Единолично производить предварительный разбор и отбор конкурсных материалов. И эта беда турнира (а как иначе назвать такую ситуацию?), с которой и начинаются его "странности", стала известна только после Финала-2005, из полемики на ББТ. Да при таких делах прозевать или "прозевать" истинно талантливого поэта, неизвестного устроителю или широкой общественности, - пару пустяков!
Да, лично для меня, читателя, критика и стихотворца, Пушкин - превыше всех. Но есть немало людей, которые, признавая Пушкина, предпочитают, скажем, Блока. А я к последнему в целом отношусь довольно сдержанно. Но ведь он от этого не становится менее великим и не перестает волновать умы и сердца. Если в таком же ракурсе посмотреть на затеи Борушко, дотурнирную и послетурнирную возню, в которой не в лучшем свете выступают и талантливые поэты, и даже известные, то ясно, что все это, мягко говоря, неправильно и несерьезно. А кто первозачинатель? И для чего?
Детский лепет: на ББТ всерьез обсуждают, что было бы, мол, если на брега Альбиона не смогла бы приехать та, которая была объявлена королевой, а приехала бы другая, у которой приехать не получилось, но которой на Форуме МГИМО, оказывается, заранее прочили успех. Главным критерием попадания в список финалистов из круга претендентов, единолично определяемого Олегом Б., служил ответ на вопрос: сможешь или не сможешь СРОЧНО приехать в Лондон? Ни из какого государства СНГ выехать СРОЧНО, тем более в Великобританию, - невозможно! При чем тут Поэзия при таком пасьянсе-преферансе?!
Судьбы поэтов и Поэзии - не частная лавочка!
Публикации 72 взрослых конкурсантов Турнира-2005 были обнаружены мной уже после того, как прошел Финал. Они, как можно заключить из высказываний форумистов и самого Борушко, представляют собой "обогащенную руду".
Приступая к чтению "72-х лучших", я помнил фамилии только трех финалистов, список которых появился накануне очного ристалища, а потом пропал в связи с "замораживанием" сайта: Жаржевская, Израэлит, Сипер, к которым позднее, благодаря форуму, присоединился в моем сознании и Этельзон. К тому же прежде я не имел чести быть знакомым ни с кем из опубликованных конкурсантов (кроме себя самого, конечно), - ни реально, ни по переписке, ни, так сказать, текстуально, ни даже просто по фамилии. Кроме того, хочу подчеркнуть: я действовал и действую не за страх, не по чьей-либо указке или просьбе, не за деньги, не за прочие "дивиденды", а исключительно за свою совесть и интересы Поэзии. Не правда ли, весьма позитивные обстоятельства (а выражаясь языком математиков, необходимые и достаточные) для беспристрастной оценки доступных произведений?
Еще один момент. Истинно талантливый поэт, кое-что уже написавший, пусть даже еще непризнанный и мало кому известный, всегда знает себе истинную цену. "Если такие творцы", - объявил я в своем первом выступлении на ББТ, - "посылавшие Олегу Б. свои труды, так и не увидели своей фамилии ни в списке финалистов-2005, ни среди 72 "лучших" по названному адресу, то я готов выслушать их в приватной переписке, внимательно прочитать их произведения, сколько бы их, "прозёванных", ни окажется". Но ни одного отклика на свой призыв я до сих пор не получил. Так что, можно считать: сборник "72-х" - это "сливки" Турнира-2005.
"Сливки" мной дополнительно "отсепарированы". В ходе работы я сортировал прочитанное по нескольким папкам. Конечно же, руководствовался собственными вкусами, наклонностями, способностями, принципами, пониманием, настроениями, физическим состоянием, наконец.
Да, среди двух десятков авторов, выделенных мною из 72-х, я могу назвать - опять-таки по своему усмотрению! - первую "пятерку". А вот у Михаила Вячеславовича Соловьева, главного редактора "Литературной сети", где я в основном публикуюсь, а также являюсь членом Совета портала, "пятерка" может оказаться другой. А дяде Васе, возможно, и вовсе более всего приглянется кто-то из "средних"! Но я, к счастью (все-таки к счастью!), не дядя Вася...
Да, Пушкин для меня, как и миллионов, - Солнце Поэзии. А для Гринвич-Пушкинского турнира, судя по его манерам и действиям, - лишь вывеска, фантик, камуфляж, культовый ярлычок, блесна, приманка, маска, липучка, ловушка, крючок, разменная монета, бизнес-соус для придания ристалищу особо привлекательного товарного вида.
Да, любое "солнце", между нами говоря, не без пятен. Возможно, сие будет показано мной в других моих выступлениях, когда я, так сказать, от эссеистики перейду к литературоведческим выкладкам. Здесь же говорю о "пятнах" для того, чтобы особо подчеркнуть: Поэзия - не спорт, не политика, не шоу, не масс-культура, не бизнес. И Поэзия - никак не может быть устроена по типу монархии. Борушко, впрочем, как и большинство других устроителей поэтических ристалищ, только тем и занят, что прилагает к Поэзии критерии, применяемые в названных сферах и структурах. А делать этого в XXI веке - категорически нельзя! Ибо экстраполяция на Поэзию методов и подходов "бизнес-уни-популизма" - это вчерашний и даже позавчерашний уровень мышления и понимания сути и значения стихотворчества.
Что же касается моего предварительного подразделения авторов по половому признаку, то в этом нет ничего оскорбительного ни для женщин, ни для прочих феминистов. Испокон веков стихи слагали представители обеих половин человечества: в прежние века - в основном мужчины, сейчас среди стихотворцев (коих, благодаря компьютеру и интернету, пруд пруди!) - больше женщин (во всяком случае, в русскоязычной поэзии). Достижения последних двух десятилетий: дамы теперь играют в футбол, поднимают штангу, дерутся друг с другом на ринге и татами (и в жизни стало несравненно больше таких драк, чем в прежние времена), а сигарета ныне - такая же неотъемлемая часть женского туалета, как сумочка, губная помада и подведенные брови. Но тем не менее женщины с мужчинами в спорте не соревнуются! Даже в шахматах! (Кажется, только в конном спорте, в выездке.) Понятно: организмы-то разные. Так и в других сферах. Хорошо, хорошо, так сказать, научную область, скажем, математику, трогать не будем. Но литература, тем более поэзия, - это не только интеллектуальная деятельность, но и эмоциональная, чувственная и, простите, плотская. Ну, кто же будет отрицать, что мужчина и женщина - это разные организмы, разные существа, во многом полярные по своим действиям, ощущениям и переживаниям, а значит, и отображение в слове их жизней во многом и будет отличающимся друг от друга. Речь совершенно не о том, какая поэзия выше - мужская или женская, а о том, что их раздельное и отличное существование - не от кого-нибудь, а от природы, от Бога! Но в современном мире и та, и другая поэзия нужны как сильной, так и прекрасной половинам человечества. Чтобы жить, любить и понимать друг друга! Вот ведь в какой плоскости соединяются в Единую Поэзию две половины стихотворчества, создаваемые мужчинами и женщинами! Но когда на конкурсе поэзии, естественно, едином для поэтов и поэтесс (так и должно быть - и никак иначе!), из года в год корона отдается женщине при весьма сомнительных обстоятельствах... Нет, нет, даже не так! В поэзии современного мира не может быть ни королей, ни королев, ни царей, ни цариц, ни императоров, ни диктаторов. А попытки "коронования", "помазания" - это в лучшем случае, не устану подчеркивать, всего лишь шоу в целях развлечь публику, выполнить тот или иной заказ, собрать тот или иной капиталец. А в худшем - мягко говоря, недомыслие. Все это, повторяюсь, - отживающий этап в развитии движущих и стимулирующих Поэзию сил. Но Истинная Поэзия, Поэт по воле Божьей, настоящие стихи - это выше и власти, и денег, и наград, и возможности или невозможности выехать из своей страны и поехать на турнир, скажем, в Лондоне, а также вкусов и настроений шоуменов и интересов закулисных заказчиков. Понимать это - значит, быть вровень с нарождающимися критериями недавно начавшего свой отсчет нового, XXI века...
Долой "коронование"!
Потому-то я свой список "21 из 72-х" и представляю в алфавитном порядке! В обратном!
В моем списке - все равны! Все - короли и королевы!
1. Ясюкович Ольга, Беларусь.
2. Этельзон Михаил, США, Нью-Йорк.
3. Фурман Рудольф, США.
4. Тумасов, Израиль.
5. Тарасенко Марианна, Эстония, Талинн.
6. Табачникова Ольга, Англия.
7. Соколовский Аркадий, Германия, Вирцбург.
8. Скудаев Сергей, США.
9. Сипер Михаил, Израиль.
10. Синельник Татьяна, Украина.
11. Раздольский Виталий, Германия, Бремен.
12. Прибыльская Эмма, Беларусь, Гомель.
13. Ордынский Николай, г. Озёры, Московская обл.
14. Никонова Мария, Лондон.
15. Мельник Александр, Бельгия.
16. Израэлит Леонид, США, Нью-Йорк.
17. Гликсон Ася, Израиль.
18. Алиду Марина, Франция.
19. Акс Ирина, США.
20. Авербух Марина, Германия.
21. Аваз-Нурзеф Марат, Узбекистан, Ташкент.
Да, Королева-2005 Поэзии по версии Борушко не попала в мой список "21 из 72-х". Да, достоинства современного стихотворного произведения определяются формой, содержанием, гармонией, энергетикой. Причем энергетика, естественно, в той или иной степени присуща и самим авторам произведений. Возможно, что наличная энергетика Королевы-2005 настолько высока, что Борушко был сражен наповал. Но мы-то, просто читатели, не присутствовавшие в Гринвич-парке и на Турнире, можем судить только по текстам. А стихотворений у Королевы почему-то всего лишь пять (у других, по условиям Турнира, - по 10), и представленные - выше "среднего" не тянут. Ну, не за то же "коронована" женщина - очень хочется верить! - пусть и по-шамански "энергетическая" сама по себе, что в одном из стихотворений она голословно заявляет: "Я - лучше всех! Я и только я!"
- Если у ней были еще конкурсные произведения, - вопрошал я в своем первом выступлении на ББТ, - то Олегу Б. следует представить их на всеобщее обозрение, и я тогда, может быть, включу в свой список и "его королеву".
И этот клич до сих пор остается безответным: видимо ни устроителю, ни его протеже больше нечего предъявить...
- Но по Вашей иерархии, уважаемый MAN, вопросик имеется. Где потеряли Наташу Бельченко из Киева?
Это - голос Гвинна, прозвучавший сразу же вослед моему дерзкому вступлению на "Борушко-форум". Причем вопрос никому до сель неизвестному новичку этот "авторитет" поставил в конце своего постинга, где он в присущей ему дадаистской манере прошелся по "третьестепенным поэтам юриям михайловичам" и "круто-удиссидённым новгородцевым". Сейчас мы с ним, Гвинном, иначе - Константином Владимировичем Хомутовым, неординарнейшим человеком, участником Финала-2004, поэтом, родившимся и выросшим на Кавказе, уже много лет живущим в Нью-Йорке, настолько оскорбленным махинациями Борушко, что с тех пор, уже полтора года, Эрато водит лишь его глазами, но не пером (читает, но стихов не пишет, - ситуация, обратная анекдотической), - сейчас мы с ним друзья. Он меня называет ташкентским огайни, я его - ёркским бадди, что в переводе с узбекского и американского означает одно и то же: не разлей вода.
Повторяюсь: вопросу Гвинна уже почти три месяца. Включить что ли киевлянку Наталью Бельченко в мой список "лучших"? Что, с меня убудет что ли? Опять открываю ее стихи. Конечно, она на голову выше Королевы-2005. Но... не могу! Не моё! Не берут ее стихи меня за душу!
Дано сердца ей волновать...
Горит, горит ее звезда...
Изящна, грамотна, умна,
насмешлива и холодна...
А Днепр чуден... Не всегда?
Как? Только в тихую погоду?!
Об вкус и цвет, а также моду
не время копья нам ломать...
Так я ответил крутому дадаисту в ту же среду. Через 12 недель - стою на том же. Простите, Костя и Наталья...
И Боже упаси от такого греха, чтобы мне когда-нибудь пришлось быть в жюри подобного турнира, на котором кого-то объявляли бы Королем Поэзии, кого-то - вторым, третьим, а остальных - как бы отнесли к их вассалам, прислужникам, шутам. В данном случае - ландОнском! - кроме всего остального, - это и, повторяю, профанация основной идеи Турнира: выявление и поддержка талантливых поэтов. И бесспорным подтверждением тому является то, что до сих пор, уже полтора года, идет грызня вокруг "Короны-2004", а Поэзию - пустили по боку. Не мудрено: по действующим принципам, правилам и механизмам Турнира всегда будут униженные, оскорбленные, обойденные, обворованные. Но, главное, нет никакой уверенности, что О.Борушко и жюри своими "зевками" и игнорированием не наплевали в ранимые души по-настоящему талантливым поэтам, которые действительно нуждались в том, чтобы их "открыли" и поддержали. И в позапрошлом году! И в прошлом! И в нынешнем!
А в грядущем?
Судя по проекту "Положения о Турнире-2006", вывешенному отдельной темой на ББТ месяца два назад, на который пока никто не реагирует, Олегу Борушко не с руки прислушиваться к неоднократно высказанным предложениям о коллективизации и объективизации стадии предварительного разбора и отбора конкурсных произведений. Напротив, он решил "узаконить" свой произвол по частнолавочному решению судеб поэтов и Поэзии, однозначно обозначив его соответствующим нововведением: "В первом туре Председатель жюри единолично заочно отбирает наиболее яркие рукописи для открытого финала". Он также вводит в двух местах "Положения" две фразы, смысл которых означает: на Турнир свои произведения следует посылать только тем, кто заведомо знает, что сможет поехать в Лондон. И еще новинка: верхний предел возраста участников ограничивается 40 годами.
Как выражается в таких случаях Гвинн, маразм крепчает...
Дабы заведомо дисквалифицировать, нейтрализовать, устранить, не связываться с "невыездными" поэтами (по причинам безденежья - а в кои веки истинный поэт был богат?! - или другим), а также такими "динозаврами", как сокол вольный Михаил Этельзон, орел гордый Юрий Юрченко, барс нежный (первая "с" иногда проявляется на своем месте, но чаще - завуалирована!) Константин Хомутов и одинокий, матерый волк Марат Аваз-Нурзеф.
Свидетельство о публикации №205102600055