Записки коллектора. Монголия-83. Первые впечатления

 Это уже четвертая моя экспедиция, но первая за пределами СССР. Я уже успел побывать за рубежом в командировках, но поездка на природу, да еще в такую экзотическую страну, как Монголия – совсем другое дело. Да и срок в три месяца за пределами страны в хорошей компании – что может быть заманчивей. Наш отряд это лишь часть большой почти постоянной советско-монгольской геологической экспедиции, работающей на территории Монголии. Возглавляет ее Зайцев Николай Сергеевич (ГИН АН СССР), а заместителем у него наш Коваленко Вячеслав Иванович. Фактически он и нашим отрядом руководит, но номинально командиром отряда записана его сотрудница – Царева Галина Михайловна. Вот они-то вдвоем должны прилететь в Улан-Батор, а мы, рядовые сотрудники, должны пять дней добираться до места на поезде. Мы, это наш повар Коряко Наталья Дмитриевна, я, и один из наших шоферов - Ковелидзе Эдуард Сергеевич, а еще Ирина и Вадим, такие же рядовые сотрудники других отрядов.

14-18 июня

 Итак, едем, едем, едем. Сегодня 14 июня, Ярославский вокзал столицы, поезд номер 42 «Москва – Улан-Батор», место 6, вот только вагон номер 13, но я не суеверен и отношусь к подобным приметам даже не скептически, а просто безразлично. Зато в удачу верю всегда, в любой, даже самой неудачной, жизненной ситуации. Тем более что такая прекрасная поездка за рубеж должна сулить нам только удачу.
 Меня провожает моя супруга Лариса. Это уже не первые наши проводы, поездка не самая дальняя, да и срок не самый большой и семейное положение бывало похуже, но все равно грустно. Я то еду почти отдыхать, а ей с двумя детьми, мамой и собакой в душной Москве придется несладко. Но она у меня молодец, держится стойко, даже подшучивает надо мной.

 Я без тебя, как без крыла,
 Ведь счастье вольного полета
 Ты, как богиня, мне дала,
А мне невольно отчего-то

Так грустно оставлять тебя.
Лишь пять минут, такая малость,
И я уеду вдаль, любя,
Ты загрустишь – одна осталась.

И потекут шальные дни,
Пустые дни, пустые ночи,
Ты только память сохрани,
Я ненадолго. Между прочим,

И мне в разлуке нелегко,
Тоскливо тянутся минутки,
Я уезжаю далеко,
И улыбаюсь. Не для шутки –

Немного поддержать тебя,
 Последний штрих, такая малость.
 Ты улыбаешься, любя.
 Вот я уехал, ты осталась.
 
 

 В дневнике у меня наш пятидневный железнодорожный маршрут по Союзу прописан лаконично: «14.06.83 – Выехали из Москвы. 19.06.83 – Приехали в Улан-Батор». Вот и вся дорога, вроде как ничего интересного. Но я проделал этот путь с большим удовольствием. Раньше я только летал над этими краями, а сейчас воочию посмотрел страну из окна вагона. Как поется: - «От Москвы до самых до окраин». Вот основные вехи нашего пути: Ярославль – Киров – Пермь – Свердловск – Тюмень – Ишим – Омск – Новосибирск – Тайга – Ачинск – Красноярск – Тайшет – Зима – Ангарск – Иркутск – Улан-Удэ – Наушки. Все это пока на нашей территории, а потом Сухэ-Батор и Улан-Батор – это уже в Монголии. Время в дороге пролетело незаметно, только-только успели все допить и доесть, что взяли из дому.
 Помня свои обязательства перед супругой, я и в пути отписываю ей свои будни.

 «Здравствуйте, мои хорошие!
 Я все еду, еду, еду. Вернее, сейчас мы стоим на станции «Татарская». В принципе, на ней мы стоять не должны, но что-то сломалось в вагоне-ресторане, нас расформировали и вагон угнали на ремонт. Вот мы стоим и ждем, потому как без ресторана поезду хода нет.
 От самой Москвы мы догоняли поезд «Россия» - это «Москва – Владивосток». Мы приезжаем на станцию – он уезжает, только перед «Татарской» мы его обошли, но теперь нам его уже не догнать.
 Ан догнали, уже после Новосибирска, хотя и отстаем от своего графика на 3 часа. Живем по московскому времени, то есть, засыпаем далеко за полночь и встаем ближе к обеду по местному времени. В ресторан еще не ходили, вернее, ходили за минеральной водой, питаемся пока домашними запасами. На станциях покупаем пиво, но уж больно дорогое – 45 копеек кружка, и, прямо скажем, не лучшего качества.
 Начал потихоньку почитывать литературу по «Канону». Набрасываю схему банка данных, только получается немного громоздко, да и без машины трудно, не все сразу схватываешь. Вот пока и все мои новости. Еду дальше, уже от Москвы проехали 4100 километров.
 Целую всех. Ваш Анатолий».

19 июня

 В Улан-Батор добираемся часов этак в 10 по местному времени (или в 5 по московскому). На границе нас особенно не трясли. Багаж не проверяли, посмотрели только наши декларации. Границу я пересек с 20 рублями на руках, да еще мне должны были отдать 10 рублей за привезенные сигареты – на обратную дорогу хватит с лихвой. А здесь у нас только местная валюта – тугрики (курс 1:4.18, рубль естественно выше).
 С вокзала сразу едем на базу. База основательная, со складами снаряжения, автомастерскими, столовой и административными помещениями. На базе уже достаточно много народу, здесь же и Аркаша Горегляд, старый знакомый по ИГЕМу. Вообще-то Аркаша из Иркутска, геолог, специализируется по Монголии, заядлый охотник, и прекрасно объясняется по-монгольски. Он приехал из Иркутска накануне, и послезавтра собирается на неделю в маршрут на север Монголии, на один из притоков реки Керулен. У меня появляется прекрасная возможность примкнуть к нему, не сидеть же мне всю неделю в Улан-Баторе в ожидании прилета нашего начальства – Коваленко и Царевой.
 С базы поехали в гостиницу, где мне одному удалось поселиться – остальным приезжим придется ночевать на базе. Оказывается, нашего приезда сегодня никто не ждал. По дороге в гостиницу нас немного покружили по городу с целью ознакомления и небольшого шопинга. А закончилось это тем, что я с места в карьер оставил в различных лавчонках более 200 тугров. Зато купил Аленке дубленочку белого цвета, правда, местного, не самого лучшего пошива, но зато довольно дешево – всего за 145 тугров. Купил ее в том самой лавочке (мухлаке), про которую мне рассказывал Володя Малов. А еще купил 4 книги. Кстати, здесь неплохой выбор литературы, есть и классика и фантастика, чего в Союзе днем с огнем не сыскать. Но и цены за них немного выше курса (1 к 5). Сразу же озаботился конвертами для моих предполагаемых многочисленных писем. Но конверты здесь дорогие – 1.6 тугра за штучку. Так что на первое время купил только три. Сегодня воскресенье и многие магазины закрыты. По сравнению с Союзом продукты здесь немного дешевле, а вино, табак и обувь – дороже.
 Первое впечатление о городе положительное. Есть просто хорошие районы с современными домами (там живут наши и западные спецы, военные и дипломатические сотрудники). Есть и юртовый район – лабиринт узких озаборенных улиц, в которых можно с непривычки запросто заблудиться. В цивильных районах заграницы совсем не чувствуется. Русских на улице очень много, в гостинице сплошь наши люди, машины наши, многие надписи на русском, дома и те наши. Даже однопрограммный приемник по трансляции вещает только на русском.
 День вышел насыщенный впечатлениями и знакомствами, а в финале было еще и кино в Доме Офицеров. Фильм «Приказ, перейти границу» за три тугра – привыкаю понемногу к местной валюте. Завтра снаряжаемся, послезавтра в маршрут – работа начинается!

20-22 июня

 Весь понедельник получали снаряжение и укладывались, заправлялись бензином. Вообще предполагалось, что у отряда будет две машины. Одна грузовая «ГАЗ-66» для перевозки снаряжения и рядовых сотрудников и газик для начальства и его вещей. Но, поскольку начальство еще не прибыло, то в маршрут отпустили только ГАЗ-66.
 Выехали вчетвером (Горегляд, Ковелидзе, Наташа и я) во вторник только после обеда и едем практически без перерывов до позднего вечера. Дороги не ахти какие, зато их много и во всех направлениях, и даже в одном направлении практически всегда идет 5-6 колей, которые расходятся, сходятся и опять расходятся. Никто их специально не прокладывал, и новые колеи появляются по мере необходимости объезда уже разбитых участков. Ровные участки сменяются ухабами, нас трясет, мы прыгаем на сиденьях, а позади нас в салоне что-то грохочет, звякает и перекатывается. Как потом оказалось, это 50-ти литровый бидон, да крючья от палаток, да лопата, да раскладушка, да и все остальное вместе взятое. Что делать, первый день работы, а за межсезонье навыки снаряжения немного подзабылись. Так за семь часов безостановочного движения проехали только 200 километров по спидометру и только 150 в нужном направлении.
 Была, правда, одна остановка на минутку, мы пытались заехать на стрельбище, и патруль из оцепления повернул нас обратно. Стреляли из пулеметов наши ребята из Средней Азии, танкисты. Поехали в объезд и чуть не наехали на хвостовик уже отстрелянного ПТУРСа.
 Начинаем знакомиться с монгольской фауной. При нашем приближении от дороги со всех ног улепетывают тарбаганы, и сразу, с разбега ныряют головой в норы. Они вроде наших сурков, только большие, жирные (щеки из-за спины видны) и очень любопытные. Однажды повстречалось стадо двугорбых верблюдов, но каких-то мелких и слегка облезлых. Крупные селения редки, за весь день увидели только два, типа нашей деревни, но из юрт. А так в основном 2-3 юрты, отара овец, реже стадо коров, и совсем редко какое-то уж больно странное животное, похожее на лохматую корову, но с хвостом как у лошади. Это явно помесь коровы с кем-то (может быть с яком?), а зовут их сарлыки.
 Аркадий куда-то упорно направляет наш путь. Оказалось, что мы в дороге должны объединиться с иркутским отрядом под начальством Антипина. А летом у нас с ними предстоит совместная работа, и мы еще несколько раз будем встречаться на монгольских дорогах. А пока мы упорно ищем их, несколько раз сбиваемся с пути, попадаем к зэкам на лесоповал, но, в конце концов, находим. Вернее они нас находят. Они стоят немного в стороне от дороги, услышали наш мотор и выехали нам навстречу. Так и встретились нос к носу, вернее радиатор к радиатору. Начало смеркаться и мы решили дальше уже не ездить, натянули две палатки и сели ужинать. Всего нас теперь 8 человек. Хозяева, более подготовленные к встрече, напоили нас чаем и угостили жареным ленком – вот уж поистине королевская рыба.
 Спали в спальниках на раскладушках, постелив предварительно на пол палатки большую кошму – это чтобы всякая гадость кусачая в палатку не заползала. Мы немного перестраховались – ничего кусачего (исключая насекомых) в этих краях практически не водится.
 Как водится, с дороги мы проспали. Утром немного огляделся. Очень красивое место, поляна в долинке между двух горок, на берегу небольшой (перепрыгнуть можно), но быстрой и чистой горной речки Телэрджи-Гол. Это сейчас она небольшая, но по берегам валяются коряги и целые деревья. Видно вздувается она в период дождей, в паводок и несет целые деревья. Рядом небольшой березнячок и лиственницы. Одна, очень большая лиственница стоит прямо посреди лагеря. Поляна вся в одуванчиках и жарках, кое-где кустиками растут синие ирисы. Лучше местечка для лагеря не найти – красиво и от монгол вдалеке


Рецензии
Анатолий, прочла с огромным интересом - тем более, что сегодня по ТВ смотрела док.фильм о Гоби - кажется путешествовали наши сибиряки, искали следы динозавров... вот смотрела я этот фильм да и вспоминала Вас... а в пустыне доводилось бывать? хотя, по мере прочтений и сама узнаю)))
До встреч!

Людмила Солма   27.05.2010 20:08     Заявить о нарушении
Люда, как приятно видеть Вас у меня в гостях!
В Гоби мы работали очень много, и, знаете, мне в пустыне понравилось. Оказалось, что я вполне сносно переношу жару, а уж безлюдность мне всегда нравилась. Я на прозе почти не бываю. Была (впрочем, осталась и до сих пор) задумка сначала описать все свои экспедиции, а потом художественно обработать и издать книгами. Но вот только на полторы экспедиции и хватило сил, а более всего не хватает времени, но надежда осталась. Смущает только то, что на прозе мало общения, а мне хотелось бы чтобы читателя поучаствовали в обсуждении написанного - мне это было бы очень полезно для книги. Но здесь опять я сам виноват - нет времени ходить в гости и читать, а не ходишь ты и к тебе не ходят тоже. И почему в сутках только 24 часа?

С признательностью, Анатолий.

Анатолий Цепин   28.05.2010 08:19   Заявить о нарушении