Христианство сегодня

 Птицы и муравьи.
I. Нельзя противопоставлять Запад и Восток как плотское и духовное начала в христианской цивилизации, а надо противопоставлять язычество и христианство. Разве всегда на Западе был культ потребления? Разве не там жил св. Франциск Ассизский?
“…Муравьи не нравились святому Франциску, как другие живые существа, из-за великого усердия, какое есть у них собирать и складывать зерна на время зимы. Он говорил, что птица нравится ему больше, потому что не собирает ничего в один день для другого…”
Именно на Западе родился средневековый идеал рыцарства – бескорыстного служения прекрасному, пусть даже в лишениях и в постоянной угрозе смерти. Именно рыцарь был идеалом, а не вельможа, услаждающийся благами жизни.

Ныне Запад, в силу определенных экономических и социальных причин, которые мы не будем здесь разбирать, стал гигантским муравейником, великим Вавилоном, отвергнувшим христианские корни и идеалы, пытающимся построить стабильную, процветающую цивилизацию без Бога и вопреки Богу, вопреки Его религии и Его нравственности.
Нравственность безрелигиозная, подобная провозглашенным Карнеги принципам*, в корне противоположна нравственности христианской, несмотря на их внешнее сходство. Одна направлена на то, чтобы лучше ужиться среди людей, в муравейнике, и благодаря этому потреблять при минимальном кол-ве усилий максимальное кол-во благ, а другая провозглашает идеалом уход из муравейника, из общества потребителей, уход к Богу.
Многие недавно возникшие протестантские течения и пошедшая у них на поводу Католическая Церковь способствуют усилению язычества. Видел брошюрку пятидесятников, называвшуюся, кажется, “Чем Иисус лучше шоколада”. – Лучше уж быть атеистом, чем поверхностно усвоенным христианством прикрывать свою антидуховную жизнь, оправдывать и успокаивать себя – мол, хоть живу-то я и не по-христиански, а зато душу свою спас, имя Христа ставить рядом с такими мерзостями, как гомосексуализм, например. “Нет общения у Христа с Велиаром”.
Да, Христос пришел в мир спасать грешников, да, Он не чуждался общения с мытарями и блудницами, но Он говорил им: “Покайтесь!”, а не “продолжайте блудить”.
Покайся – значит, отвергни всю свою старую жизнь, прекрати своё участие в строительстве Вавилонской башни.
А если именем Христа оправдывают антихристианские поступки, то это не проповедь учения Христова, а проповедь лжепророка, антихриста.

“Кто не берёт креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня ”.
Быть нравственным легко для человека, потому что это свойственно его душе, но быть нравственным, вообще быть человеком в мире, пораженном грехом – нелегко. Просто оставаться христианином в муравейнике, среди суеты языческого Вавилона, не уходя в монастырь или странствовать – уже крест.
Но мало кто осмелился взять (или хотя бы примерить) на себя крест евангельской нравственности, гласящей, в частности: “смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействует с ней”.
Христианская нравственность не есть просто соблюдение приличий – а борьба со своими вожделениями, умерщвление старой, греховной воли и укрепление воли к Богу – в таком виде её мало кто из приверженцев учений, упомянутых выше, хочет на себя возложить.

Отчасти современный протестантизм стал апологией плотского, удовольствий жизни и жизни в удовольствие, хотя религия – это вовсе не средство, чтобы жить хорошо (в языческом смысле этого словосочетания). “Вера без дел мертва”, “кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” – это слова из послания Иакова, столь нелюбимого протестантами, спекулирующими изречениями Павла: “получаем оправдание даром по благодати Его, и искуплением во Христе Иисусе” (Рим. 3:24), и “через веру будем спасены”, хотя дальше, в том же послании к Римлянам, Павел восклицает: “Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью?”
И протестанты отвечают на этот вопрос утвердительно – де, зачем нам евангельская нравственность, мы уже и так верой спасены.
Однако слова апостола Иакова означают: вера без дел невозможна. Если кто-то считает себя верующим во Иисуса Христа, но живёт согласно этому, греховному миру, то значит в нём нет веры в Него, он верует лишь в себя и в мир, в то, что и без Бога можно вполне хорошо устроиться (во всяком случае здесь, на земле). Да, спасение покупается не ценой добрых дел, а кровью Иисуса, однако это спасение надо принять, принять полнотой веры – убеждения и жизни, жизни согласно Богу, евангельской нравственности, а не согласно миру.
 
Самое губительное для нравственности - это её разделение на обязательную и необязательную, вопреки словам Иисуса – “будьте совершенны, как Отец ваш Небесный”. Человек должен стремиться к полноте веры в Иисуса, к полноте нравственности, а не ограничиваться лишь её частью, сводя религию к своеобразному внутреннему полицейскому, следящему за тем, чтобы человек не совершал воспрещенных законом поступков, в то время как другая полиция контролирует то же извне.
Если человек не грабит, не ворует, разговаривает вежливо и обращается учтиво, то это совершенно не означает, что он нравственен.
Из выше приведенных слов ап. Иакова нельзя выводить: вражда с миром есть дружба с Богом – сколько уже всяких нигилистов, сатанистов и проч. враждовали с миром…
Нет, дружба с Богом, любовь к Богу есть и любовь к миру, но к миру, как к Божьему творению, которое должно преодолеть себя – свой грех, которое должно быть преображено.
Христианин не отрицает мир, не противопоставляет себя ему (хотя и противостоит греху в нём), но превосходит мир. Возлюбив Бога, возлюбишь и Его творение.
В Апокалипсисе сказано, что жене, обличенной в солнце, дано было два крыла, на которых она унеслась от змия. Истинное христианское подвижничество, вера, нравственность есть воцарение**, воспарение над миром. И только благодаря орлиным крыльям истинной веры в Бога, утвержденности не в чем-то внешнем, но в Нем, христианство может уцелеть среди языческого и неверующего Вавилона – вырвавшись из него к Богу и воцарившись над миром.

II. Всегда было не очень много людей сознательно религиозных, принявших Христа и Его веру как нечто большее традиции, таких людей сейчас, думаю, не меньше (если не больше), чем когда христианство только вышло из катакомб и постепенно теснило языческие культы или, тем более, чем в Средние века. Однако среди большинства уровень христианизации резко снизился, ибо христианство перестаёт быть традицией, и на смену приходят другие – традиции нового язычества.
Общий фон нового язычества создаёт культ потребления, утончённое и постоянно совершенствующееся потребительство, составляющее единственную ценность, норму и смысл жизни. [Под потребительством разумею человеческую деятельность, направленную на возможно полное удовлетворение всех физических потребностей, а также потребностей духовных (нематериальных), воспринятых личностью извне, бессознательно или как традиция, в большинстве случаев связанных с физической потребностью.]
Но где же новые боги нового язычества?
Особенно ярко их появление можно проследить на примере Рождества: раньше празднование Рождества было связано с младенцем Христом и вообще библейской символикой, теперь же на первое место выступил Дед Мороз (под разными названиями) – старец, являющийся плодом смешения старых языческих традиций, новых сказок и рекламных акций.
Складыванию языческой мифологии способствуют новые средства массовой информации, в особенности телевидение: мультипликация, фильмы, реклама… Многие торговые марки и мультипликационные герои стали уже национальным достоянием – Рональд Макдональд, Микки Маус и т.д. – стали новыми богами. Это утверждение покажется странным, только если воспринимать богов в свете монотеистической традиции, однако они являются богами в языческом смысле слова: их сопровождает определённая мифология (внеисторическая и внефилософская система образов), они представляют собой олицетворение определённых сил, действующих в обществе и в современном мире (а природные силы для современной городской цивилизации, оторванной от природы, неактуальны), налицо их почитание (праздники, проводящиеся в их честь, потребление в каком-то смысле ритуальной (т.е. посвященной божествам) пищи в ресторанах, названных их именами) и т.п.
И главное, что всё описанное выше стало всеобщим достоянием, играет важную роль в жизни большинства слоёв общества.
Язычники, пытающиеся сознательно возродить старых богов Европы, обречены на неудачу: язычество – это всегда религия общественная, их же богам поклоняются в маленьких группках, кружках, старые боги воспринимаются большинством как нечто чужеродное, не стали достоянием современного общества, в отличии от новых; и никогда один языческий культ не вытеснял другой, если носители одного культа не вытесняли носителей другого. А этого не может произойти по указанным выше причинам.
Возрожденное старое язычество может лишь раствориться в новом, и то, насколько оно повлияло (и повлияет) на новое, определяется не возрождением старых богов, а теми языческими обычаями, которые в видоизмененном состоянии сохранялись сотни лет после крещения европейских стран.

III. Итак, сейчас наступил переломный момент: христианство еще не престало быть традицией, но на смену этой традиции уже приходят другие.
Когда христианство окончательно перестанет восприниматься как традиция, как религия бабушек и дедушек и проч., христиане опять окажутся перед лицом языческого Рима, и опять проповедь учения Христова станет вызывать упрёки в оскорблении традиций общества. Христианство станет в положение, которое было до Константина, хотя уже сейчас под маской веротерпимости происходят определенные гонения на Христа, христианство пытаются из общественной жизни вытеснить в катакомбы, в частные дома, лишая христиан права открыто исповедовать во всей полноте свою веру.
Современный Запад становится всё более похожим на Римскую империю это и тенденция глобализации, и новое язычество, и почитание власти, государственности: как с языческим культом в Риме соседствовал обязательный культ императора, так и в западных странах стал уже обязателен культ патриотизма, конституции, демократии, государства и провозглашаемых им безрелигиозных гуманистических принципов.
Надо понять, что мы возвращаемся в доконстантиновские времена, что власть уже более не христианская, что нет более королей, воюющих за Церковь и Веру, а есть языческие императоры. Нельзя идти на компромисс с язычеством, надо отказаться почитать императора: пусть и сложно отвергнуть культ государства, считающегося верхом разумности и основанного на многих ценностях христианства, отчужденных от него самого, однако надо найти в себе смелость противопоставить христианские ценности гуманистическим, провозглашаемым государством: веротерпимости, например, противопоставить, активную проповедь, одним из условий которой является полное отсутствие каких-либо мер давления на людей других религий; надо сделать гарантом прав и свобод, ненасилия и взаимопомощи, не государство, а активное христианское движение, утвердить всё это на евангельских ценностях.
А чтобы было сейчас с христианством, если бы церковь первых веков пошла бы на подобный “компромисс” – лишь то, что Христос стал бы восприниматься как один из языческих божков, а христианство - как один из десятков восточных культов, объединенных, как и все другие религии, культом императора.

“Из числа столь многих тысяч христиан нельзя найти больше ста спасаемых, да и этом сомневаюсь”; “безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, - безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а дьявол умерщвляет спящих”. Иоанн Златоуст.
Сотни лет уже отсутствовали в Западных странах видимые гонения на Христа, в мусульманских же странах, где оно, в той или иной форме, постоянно, есть наиболее сплочённые христианские общины. В России после семидесяти лет гонений ширится христианское движение.
Христианство по сути своей космополитично, однако, если России предстоит стать единственным христианским государством среди языческих стран, христиане в ней должны оставаться на почве православия и русских традиций, но не в коем случае не противопоставляя себя окружающему миру, а наоборот, должны быть космополитичны, чтобы в недоброжелательной обстановке распространять там веру Христову и помогать всем христианам за пределами России, не используя при этом каких-то насильственных средств; чтобы воспринимать судьбу людей всего мира как свою судьбу.
Однако считаю более вероятным то, что во всём мире, в разных регионах более или менее рассеяно, останутся группки, небольшие общины истинно верующих, окруженных всеобщим безверием. В конце времён будет то же, что и в начале христианской эры…

Осталось только сказать про ислам, магометанство, распространяющееся вместе с эмигрантами из развивающихся стран. В религии этой очень силён традиционалистский элемент, и он долгое время будет препятствовать усвоению западной культуры, как она описана выше, арабскими странами, хотя они усвоили уже западные достижения: технику, во многом социальное устройство.
Но постепенно граница между европейской и мусульманской культурой будет становиться всё более размытой, особенно быстро это будет происходить при экономическом росте развивающихся стран, и новое язычество, как стиль жизни, удачно ляжет на основание мусульманства, с его возведением земного в ранг освященного Аллахом: если плотские удовольствия будут и в раю: гурии и проч., то почему бы ими не насладиться уже сейчас, воспользовавшись достижениями Запада, лишь заключив их в традиционные формы, которые потом станут, по прошествии многих лет, восприниматься чем-то не нужным и мешающим.

А потом муравейник, будто облитый бензином, вспыхнет, заметаются по нему муравьи, спасая своих идолов…

Примечания.
* - Молчалинская любовь ко всем, точнее, не любовь, и хорошее отношение и приятное обращение, мотивированное тем, что если сейчас человек не пригодился, то может пригодиться потом.
Т.е. это такая мораль, в основе которой лежит не любовь к людям (про любовь к Богу уже не говорю), а любовь к полезности, любовь к комфортному потреблению.
** - “Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником”. (Лк. 14:33). Отрешенность от мира не означает гордое, презрительное и надменное к нему отношение, - спасённого к неспасённым, но наоборот, в противоположность языческому самоупоению и языческому же презрению к непохожим на тебя, - внутреннее смирение, сознание своей греховности и вины за грех мира, критическое самоотношение и упование на одного лишь Бога.
 Январь 2005 г.


Рецензии
Уважаемый, Александр!
Очень понравился Ваш материал. Чувствуется, что Вы серьезно и основательно занимаетесь вопросами теории религии. Удачи вам в этом.
Несколько вопросов.
1. Вы пишите, что сегодня христианство притесняется и вновь загоняется в катакомбы. Есть тому примеры?
2. Цитирую из вашего текста: «уровень христианизации резко снизился, ибо христианство перестаёт быть традицией, и на смену приходят другие – традиции нового язычества».
Христианство – это традиция или религия? В чем заключается традиционализм христианства, и отличия его традиций, например, от традиций язычества?
3. И еще. Это уже относится к другой Вашей публикации – «Язычество и христианство», а точнее, к комментарию под текстом. Вы пишите о том, что не отождествляете себя с РПЦ и, тем не менее, встаете на защиту позиций православия. Мне, думается, не следует сейчас быть так категоричным в разделении РПЦ и православия как такого…
В свое время Вы были в рядах язычников, затем стали исповедовать христианство. Может быть, не стоит пока еще себя так категорично дистанцировать от РПЦ? Возможно Вы еще просто не нашли своего священника, свою церковь. И, думаю, это у Вас обязательно будет впереди.
Удачи Вам, с уважением

Александр Попов   23.11.2005 22:28     Заявить о нарушении
Спасибо.
Гонение я вижу в том, что хр-во сознательно стараются загнать в разряд мнений, лишив его тем самым статуса истины. Если я говорю, что хр-во -это лишь мой частный вкус, это ничего, но если я говорю - что хр-во - это истина (и, что, например, гомосексуализм - это мерзость), то сразу начинаются упреки. Беда в том, что многие христиане согласны на такую половинчатую позицию.

В РПЦ, особенно в высшей иерархии, я вижу очень много недостойного и не христианского. РПЦ слишком долго была подчинена государству - сначала оберпрокурору, а потом, негласно, КПСС. В ней всё еще преобладает чиновный (т.е. не искренний, фальшивый)дух.
Во многих моментах мне близко православие (или даже скажем восточная Церковь), особенно православная аскетика и Отцы Церкви первых веков, и поэтому я не хочу, чтобы православие с РПЦ ассоциировалось. Разумеется, я никогда не отрицал, что в РПЦ много замечательных, искренних священников, но они таковы скорее не потому, что являются членами РПЦ, а потому, что внутренне отмежевываются от ее духа.
Однако я не считаю себя православным, ибо мне кажется, что христианину вообще не должно замыкать себя конфессиональными рамками. В этом есть элемент эгоизма: люблю в хр-ве не хр-во, а некий его элемент, близкий мне, под названием русское православие. Есть православие, католичество, протестантизм, но Церковь всё-таки одна, как один Бог.
Конечно, жалко, что хр-во перестает быть традицией, я много думал об этом, но, может быть, оно и к лучшему. Это обостряет выбор, стоящий перед человеком - быть с Богом или без Бога.

Александр Храмов   26.11.2005 19:44   Заявить о нарушении
Саша! Ваша эрудиция в обсуждаемом нами вопросе вызывает уважение и восхищение. Согласен с Вами, что в РПЦ есть немало того, что Вы назвали «не достойным и не христианским». Тому имеют место быть свои причины и объяснения. Однако в этой связи есть еще один очень важный момент – в позиции по отношению к этому не достойному.
Можно:
1. С высоты своих знаний, эрудиции, нравственности, благородства презрительно отвернуться и удалиться в иллюзорный мир благополучия, девственности, целомудрия, порядочности… Порой это приводит к серьезным медицинским проблемам.
2. Заняться не созидательным, а чаще всего разрушительным критиканством. За примерами тому ходить далеко не нужно, посмотрите отдельные публицистические выступления здесь на сайте. В мировой истории известно немало примеров, когда подогретый таким образом электорат брался за оружие.
3. А можно все это принять как свою беду и боль и, в меру своих сил и возможностей, начинать разгребать «авгиевы конюшни». В православии известны случаи, когда подобное приводило к святости…

И еще. У Вас сейчас такие понятия как религия и Бог настолько сблизились и переплелись в сознании, что в отдельности эти категории принять и рассматривать Вы уже не в состоянии. Отсюда, как Вы пишите: «Это обостряет выбор, стоящий перед человеком - быть с Богом или без Бога».
У каждого путь к Богу (и от Бога) свой. Вы его, на мой взгляд, для себя несколько усложнили. Возможно, к этому следовало бы подходить проще. И Вам от этого стало бы легче. Не было бы стольких сомнений, исканий, может быть – ошибок.
Такое явление как Бог не должно подлежать научному изучению и объяснению. Как только мы начнем Это изучать, появятся вопросы, на которые не будет ответов, возникнут сомнения… Вера в Бога должна быть слепой, без всяких объяснений, как, например, любовь…
Как правило, мы не пытаемся объяснить, почему любим того или иного человека, мы просто любим и испытываем от этого счастье. Изучать нужно такое явление как Вера, а не то, во что человек верит… То, во что верит человек, не должно изучаться. И если это происходит, то это уже не Вера, это наука, что-либо другое… Верить нужно душой, а не разумом…
Впрочем, как я уже сказал, у каждого свой путь к Богу.
Рад был с Вами познакомиться. Мудрости Вам в исканиях и выборе.
Удачи,

Александр Попов   29.11.2005 05:38   Заявить о нарушении
Разумеется, Бог не подлежит никакому научному исследованию.
А вот слепо верить - не надо, " слепо верить" не надо путать с "искренне верить". "Духов испытывайте, от Бога ли они" - сказал апостол. Люди очень часто поддаются желанию "слепо верить", и в итоге принимают антихриста за Христа.
Конечно, Бог и религия - абсолютно не сводимы. Но всё-таки, религию не надо воспринимать как условность, ведь религия - это форма отношений с Богом, показатель этих отношений.

Александр Храмов   01.12.2005 17:45   Заявить о нарушении