О жизненных ценностях

"Много есть чудес на свете, человек - их всех чудесней!", - поет хор в трагедии Софокла "Антигона", поставленной на афинской сцене почти две с половиной тысячи лет тому назад.
Сопряжение человека и космоса составляло суть греческой философии, завещанную ею европейской культуре.

Не может быть проигнорирована существующая ныне гипотеза энерго-инфорационного поля, как своеобразного накопителя информации, которая не пропадает бесследно после исчезновения различных живых организмов. Высказывается предположение, что именно это поле осуществляет коррекцию биосферы Земли в процессе ее развития.

Имея в виду так называемые "вечные" философские проблемы, Бертран Рассел сформулировал в числе других пароблем, следующую: "Является ли человек тем, чем он представлялся Гамлету? Существует ли у масс интерес к совершенствованию своего образа жизни? Если существует, то в чем он состоит и как его можно развить?

Нужно ли стремиться к добру, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Почему "Homo Sapiens" столь неразумно стремится удовлетворять в основном только личные физиологические потребности?" (Рассел Б. История западной философии. - М., 1959. - С. 7-8).

Вопрос о жизненных ценностях никогда так остро не стоял перед человечеством, как сегодня. Всемирно известный специалист по проблемам психологии личности Виктор Франкл (Австрия) пишет: "В отличие от животных, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо стремится к тому же, что и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм). (Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - С. 25).

С античных времен прослеживаются две диаметрально-противоположные концепции смысла человеческой жизни с точки зрения тех целей, которые ставит перед собой человек. Лаконично это формулируется так: "Иметь или быть?". Не в последнюю очередь эти концепции имеют экономические корни.

Исторический опыт показывает, что в зависимости от характера общества в нем превалирует та или иная ценностная установка. Общество оценивает человека в зависимости от того, что и в каком количестве он имеет. Собственность важней всего, она определяет общественный статус человека. В буддизме большое количество личного имущества именуют "ненасытностью", а иудаизм и христианство - "алчностью".

Жизненная энергия человека направлена в основном на обладание. Для Фрейда "личность, ориентированная исключительно на обладание - это невротическая личность, больная личность; следовательно можно сделать вывод, что общество является больным обществом".
Рассматривая эти взгляды З.Фрейда, Э.Фромм заключает: "Важно то, что Фрейд считал, ориентацию на собственность - патологической". (Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1986. - С. 110.

Тема "Больное общество" применительно к современности имеет множество аспектов (нравственный, экономический, политический и т.д.) и в силу этого архисложна, требуя самостоятельного изучения.

А.Печчеи, основатель глобалистики и создатель всемирно известного Римского клуба, с горечью констатировал, что "человек, обладая способностью производить множество вещей, уподобился Гаргантюа, развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше материальных ценностей, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца". (Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1980. - С. 37).

Принцип обладания заложен в инстинкте самосохранения. Вытекает ли из этого фатальная неизбежность преобладания в обществе концепции "иметь"? Отнюдь нет, ибо эгоизму противостоит потребность общения с другими людьми; самореализации своих духовных способностей; потребность в социальной активности; готовность жертвовать собой во имя общественных интересов.

Когда Владимира Маяковского спросили, как он относится к ношению галстука, поэт ответил: "Видите ли, все зависит от того, что к чему привязывается: галстук к человеку или человек к галстуку".

"Могут ли приверженцы принципов справедливости требовать экспроприации? Не будет ли это выражением заурядной черной зависти, феномена, который в гуманистическую концепцию "быть человеком" никак не вписывается?", - писал К.Маркс. Такой коммунизм Маркс называл "грубым", "казарменным", требующим полного уравнивания, отрицающим личность человека". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 42. - С. - 114-115).

"Ни одно общественное явление, - разъясняет Сартр, не приходит извне: если я мобилизован на войну, это есть моя война, я виновен в ней, я ее заслуживаю прежде всего потому, что я мог уклониться от нее - стать дезертиром или покончить с собой. Раз я этого не сделал, значит я ее выбрал, стал ее соучастником. Такой подход гуманистичен, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого". (Сартр Ж. Экзистенциализм - это гуманизм. - М., 1989. - С. 344).

Человек абсолютно свободен лишь тогда, если свобода позволяет человеку быть личностью, осуществлять выбор. В свете этого становится понятным, почему такое большое место в экзистенциализме занимает анализ "страха", "тоски", "тревоги", "заброшенности".

С объективным характером законов общественного развития приходится считаться тем, кто совершает революционное преобразование в социальном устройстве. Нельзя поднимать духовную культуру, совершенствовать политическую демократию, не опираясь на рациональное и прогрессивное наследие, накопленное человечеством.

Наш собственный исторический послеоктябрьский и постперестроечный опыт показывает, как много бед наносит забвение таких "достижений" цивилизации, как товарно-денежные отношения, обожание рынка, власть и т.д.

Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или замедлится, - все это зависит от субъективного фактора, проявляющегося на базе объективных условий.

Налицо три основных варианта возможного развития: 1) номенклатурно-мафиозный капитализм; 2) социально-ориентированное общество с многоукладной экономикой; 3) фашистское государство с его монопольным контролем над жизнью людей.

Речь идет о парадоксах исторической практики людей. В качестве одного из вариантов этих парадоксов является волюнтаризм (от лат. voluntas - воля), игнорирующий существующие законы общественного развития и человеческой морали. Он возводит в абсолют собственную волю и сводит к нулю стремления остальных людей, объективные законы общественного развития.

Сегодня в России таковым является глава государства, покровительствующий различного рода ультралевым, националистическим и монархическим движениям, игнорирующим объективные условия и пытающимся решать назревшие социально-политические проблемы с помощью силы.
 


Рецензии
Эдуард, спасибо за интересный и весьма актуальный вопрос, касающийся взаимодействия ноосферы и человека.

"Цефализация" (Дан), "психозойская эра" (Ле-Конт), на которую рассчитывали В.И.Вернадский, Е.Ларуа, Тейар де Шарден и другие выдающиеся мыслители, - не наступила.

Наоборот, человечество несет в себе чуждую живому веществу деградацию, экспансию искусственно создаваемых технических средств, обеспечивающих удобства и развлечения себе самому.

Антропоцентризм, алогизм и неразумность в поведении людей и государств не только не снижаются, но напротив - возрастают.

В то время, как человек представляет новую геологическую силу, научная мысль не может обеспечить неограниченное развитие человечества и ограничивается чуждой живому веществу средой.

Давление (экспансия) массы создаваемых человеком технических средств нарушает баланс в природе, размножение и развитие живого вещества в геометрических прогрессиях.

Вопреки ожиданиям В.И.Вернадского, человечество не стало единым целым, не смогло добиться благосостояния народных масс, не осознало равенство всех людей, важность исключения войн из жизни общества.

Наука не стала достоянием всего человечества. Не наступило подчинения силы разуму, гуманного отношения людей к природе и друг к другу.

О какой сфере разума можно говорить, если человечество ведет себя так нелепо?

Может быть то, что мы именуем "жизнью" на самом деле всего лишь "преджизнь"?
Вместо духовного совершенства преобладают материальные элементы, вещи. Очаги сознания на Земле чрезвычайно слабые.

Мы как бы возвращаемся в мир биологии. Нарастает безразличие к индивидуумам. Растет узкая специализация. Человек все реже размышляет, все больше живет рефлексами.

Животное знает, но, в отличие человека, не знает о своем знании. Знания же человека сосредоточены на самом себе.

С появлением человека Земля "меняет кожу", теряет душу. Нарастает разрыв с четвероногими или даже многоклеточными.

Абстракция, логика, обдуманный выбор, изобретательность, т.е. со-знание в самом широком смысле слова становится все более непопулярным благодаря развитию компьютеризации и телевидения. Противоречия между властями, "номенклатурой" и основной массой людей нарастают в планетарном масштабе.

Вместо предсказанной Т. де Шарденом "достижения точки Омега - всеобъемлющей любви, мудрости, появлению Всемирного государства", - растет число дураков и "отморозков"...

Исторический опыт последних десятилетий не дает оснований для оптимизма. Учение о "Ноосфере", любви к биосфере, ко всему человечеству - оказалось мифом, заблуждениями в научном знании.

Последствия экологического кризиса, войны, классовые и социальные коллизии дорого обходятся сегодня как природе, так и самому человечеству.

С уважением,

Григорий Залевский





Григорий Залевский   30.03.2006 18:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.