Что такое цивилизация?

Термин "циилизация" (от лат. civilis - гражданский) употребляется в трех смыслах: 1) как синоним культуры, 2) как ступени исторического развития и 3) как уровень развития этноса или отдельного человека.

Почему отличаются друг от друга исторические пути разных социально-этнических общностей, успех или неуспех предпринимаемых реформ? Оптимизм значительно уменьшается, как только мы начинаем учитывать собственное историческое наследство.

В ходе реформ главное в том, от какого наследства мы отказаться не можем. В нашем случае это вошедшие в плоть и кровь пласты патриархально-общинного и коммунистического менталитета с его отрицательными моментами; массовидный конформизм; массовидное непослушание; отсутствие сколько-нибудь значимых демократических традиций и многое другое.

Длительное игнорирование цивилизационного подхода мешало сделать наше видение истории более многомерным, понять и видоизменить многие процессы и явления.

Вне цивилизационного подхода невозможно понять сущность и специфику современного западного общества, равно как нельзя дать истинную оценку дезинтеграционным процессам, развернувшимся в масштабе бывшего СССР и Восточной Европы, формам организации общественного хозяйства.

Примитивность экономических отношений не есть движение вперед. По оценке известного историка и этнографа Льюиса Моргана в России происходило попятное историческое движение в направлении дикости и варварства.

Вследствие недостаточного внимания к истории, к сравнительному анализу различных цивилизаций, цивилизационный аспект - в России оказался в тени. Маркса и Энгельса интересовала лишь антагонистическая формация, та стадия цивилизации, из которой должен был возникнуть коммунизм.

Для марксизма, как отмечал в свое время известный философ и социолог Герберт Маркузе, характерно гипертрофированное внимание к силам, дезинтегрирующим общество, хотя цивилизация по своему изначальному смыслу - движение к интеграции, к обузданию разрушительных сил.

Как указывал Энгельс своим оппонентам, ни у Маркса, ни у него не хватало времени и сил уделять неэкономическим факторам такое же внимание, как экономике, что не позволило им избежать односторонности, сделать само видение истории более многомерным.

Концепция Маркса, Энгельса, Ленина не выдержала проверку временем. Своим дальнейшим развитием марксистско-ленинское учение закрепляло антагонизм. Предстоит наверстать длившееся десятилетиями отставание в отношении разработки проблем, связанных с цивилизацией.

Для того, чтобы "приглушить" отчуждение политических институтов от общества требуется зрелая политическая культура (как и сфера политики в целом), которую еще предстоит воспитать в народе.

Группа властьимущих чиновников, прибравшая к рукам социальные институты, получила возможность наложить существенный отпечаток на многие цивилизационные вопросы, подчинить их своим корыстным, классовым интересам. Функция властей сведена к активизации деятельности репрессивных (силовых) органов. Они прилагает все усилия для сохранения явно устаревшей системы.

В истории войны представляли собой внешнеполитические авантюры. Их затевали держащие в своих руках бразды правления группировки с целью сбить накал социальной напряженности в обществе, отвести напряженность на задний план.

В общем, начинают войны политики, а расплачиваются за это народы. И расплачиваются не только своей кровью и жизнью, но и тем, что объективно способствуют сохранению существующего устаревшего и загнивающего строя в интересах узкокорыстных интересов номенклатурной элиты.

В постперестроечные годы создавались предпосылки для всестороннего перерождения общества, действовала все расширявшаяся практика волюнтаризма, нарушения законов и Конституции Российской Федерации.

Создание многоранговой системы привилегий для номенклатуры способствовало коррумпированности управляющего аппарата сверху донизу. Эта практика последних лет связала свободу личности с собственностью частной, акционерной, но отнюдь не с общенародной, привело к господству всеобщей серости и посредственности.

Макс Вебер указывает на возрастание "несвободы" в России, иронизирует над капитализмом, который ныне создается в России, его коренное отличие от "демократии" и "свободы" западного образца:

"Демократия и свобода фактически существуют лишь там, где за ними решительная воля нации не дать править собой как стадом баранов. Для реализации демократической формы правления необходимо наличие давних и прочных демократических традиций, соответствующий уровень политической культуры власть придержащих и народных масс".

Однако, Россия не созрела для честной конституционной реформы. Для осуществления и поддержания демократии все слои общества должны быть элементарно воспитаны и, таким образом, подготовлены к демократическим инновациям. В противном случае эти инновации отторгаются обществом, как чужеродное тело.

Если же государство подминает под себя гражданское общество, - перед нами тоталитарный строй, который пытается "заорганизовать" не только общественную, но и частную жизнь", - пишет Вебер (Вебер М. О буржуазной демократии в России // Социологические исследования. - 1992. - № 3. - С. 130-131).

Карл Поппер обозначает Россию, как общество "закрытое", имеющее в качестве образца коллективистски-племенной уклад жизни, характерный для первобытности. В таком обществе табу жестко регулируют все стороны жизни, господствуют над людьми.

"Открытое" общество, - пишет Поппер, - это такое общество, в котором граждане принимают личные решения и являются личностями. В таком случае они составляют гражданское общество". (Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992. - Т. 1. - С. 217-218).

О том, насколько развито или не развито гражданское общество можно судить по степени активности граждан и добровольных их объединений, - писал религиозный философ Николай Бердяев (Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. - С. 174).

В тоталитарном обществе преобладают связи "вертикальные". Гражданское общество характеризуется прежде всего "горизонтальными" связями. В нем функции, выполнявшиеся бюрократией, вполне могут взять на себя граждане данного общества.

Бюрократия (от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть) - буквально означает господство канцелярии. Это система управления, при которой власть осуществляется аппаратом, не подотчетным народу и обладающим привилегиями.

Как управленческий слой, бюрократия имеет тенденцию к расширению и продвигает общество в направлении, названном Вебером "формальной рациональностью".

Все возрастающий "штаб управления" чиновников, как правило, действует соблюдая внешние формы в ущерб существу дела. (См.: Weber M. Wirtschaft und Yesellschaft. Bd. 2. - Koln-Berlin, 1964. - S. 162-163).


Рецензии
так и непонятно, что такое "цивилизация" по этому тексту.
Автор скатился к банальным "экономико-центричным" выводам Поппера...
Феномена русской (советской) цивилизации он так и не понял, пытаясь обозначить его непонятными "массовидными" "пороками".

Гумер Исаев   15.10.2008 23:34     Заявить о нарушении