Архетипы семейной жизни

Архетипы (прообразы или формы) семейной жизни сформировались давно, отражены в религиозных традициях и передаются из поколения в поколение.

Модели семейных отношений отличаются характером распределения власти и ответственности между членами семьи, местом ребенка в семье, семейными запросами и т.д.

Основная ответственность за семью лежит на отце, как физически более сильном и социально принимаемом. Власть и ответственность распределены между супругами в соответствии с их возможностями по воспитанию детей.

Безусловно, модель, в которой мужчина вытеснен из семейного круга, как это произошло в отечественной традиции, аномальна.

Межкультурные браки - это столкновение разных моделей поведения, личностей с разными установками и представлениями о семейной жизни.

Людей объединяют общее прошлое и схожие идеалы. После распада Союза национальные проблемы обострились, а религиозно-культурные особенности стали более актуальными.

Католическая Европа очень четко отличается от протестантской Америки. Европа не любит, когда ее смешивают с Америкой, и Америка строго отделяет себя от Европы, признавая за ней право на старую цивлизацию.

В основании католической модели семьи лежит принцип гармонии, сбалансированности, пришедшей из античности и эпохи Возрождения.

Чтобы находиться обнаженным или созерцать обнаженное тело без смущения, нужно быть внутренне свободным и внешне защищенным.




Католическая семья наиболее близка к нормальной семье. Положение женщины в католической семье подчиненное, но у нее есть право голоса, к ее мнению прислушиваются и обсуждают с ней все вопросы. Но за всю семью отвечает отец.

В французской системе воспитания дети - самые опекаемые члены семьи. До 16 лет они находятся под строгим присмотром родителей.

Французские отцы очень заботливы, принимают участие во всех домашних делах, решают, куда пойдут учиться дети.

Протестантская семья выросла на почве идей равенства. Женщина и мужчина в ней занимают одинаковое положение, фактически они взаимозаменяемы.

Положение женщины в США настолько высоко, что презрительное отношение к ней просто невозможно.

В мусульманской семье, как известно, женщина очень ценится и оберегается. Ценность женщины здесь часто понимается в буквальном, материально-денежном эквиваленте.

Женщина-мусульманка щедро одаривается. Все решения в мусульманской семье принимает мужчина. Круг интересов женщины узок: дети, красивая одежда, украшения, еда.

Стабилизирующим фактором в мусульманской семье является авторитет родителей, к которым женщина идет за советом и находит поддержку и утешение.

Своя семейная модель предлагается иудаизмом. В традиционных семейных семьях невероятно высок авторитет мамы. Рождение мальчика приветстсуется больше, чем девочки.

Еврейские мамы никогда не оставляют детей в покое и постоянно воспитывают. Дети, вырастающие в этих семьях, всегда вежливы. Однако, в них нередко подавляется творческое начало, предполагающее определенный детский произвол.

В православной семье дети, напротив, предоставлены сами себе. Если белые дети играют на улицах Парижа без взрослых, можно почти безошибочно утверждать, что это русские.

В российской культуре существует особая дисциплинарная система образцов для подражания. Всегда ставятся в пример предки и родители, на которых всем необходимо равняться.

Вопрос, каким образом можно достичь желаемых результатов православной моделью, как правило, даже не поднимается. Она рассчитана на очень сильный характер.

В российской семье мужчина обладает невероятной властью и авторитетом, но всю свою ответственность делегирует жене. В ней потерялась фигура отца, женщина же перегружена ответственностью.


Отношения в типичной российской семье нередко напоминают схватку, которую выигрывает сильнейший. Никакие договоренности здесь не действуют. Все решается через битие горшков. Такая семья способна сохраниться при любых внешних невзгодах. Для нее нормально - жить униженным и оскорбленным.

Православная модель деформировалась в войнах и военных конфликтах, в которых физически терялись огромные мужские популяции. Появилась "семья без отца". Поколениям мальчиков пришлось занимать "недетские места". Не зря говорят об инфантилизме нынешних мужчин.

Православная рефлексия тяготеет к прошлому. Все, что было, имеет невероятную ценность. Идеалом вечного прошлого оказывается смерть.

Католическая модель - это интерес к настоящему. Она легко подвержена модернизациям и адаптируется под текущую жизнь.

Протестантизм - это ожидание счастья и радости в будущем, возможно, в самом ближайшем.

Вечно улыбающиеся и оптимистично настроенные американцы не желают замечать трагическое прошлое, стараются принять и упорядочить жизнь вокруг, быстро договариваются о предпринимаемых действиях.

Российско-американские браки часто очень удачны. Русская женщина, выходя из православной модели, снимает с себя непосильный груз ответственности и получает шанс на нормальную жизнь в семье с понятным для нее кругом забот - дети, муж, кухня, дом с большим снисхождением , вниманием и поддержкой со стороны мужа. Отношения в таких семьях оказываются гармонизированными, "заточенными" под индивидуальную психофизическую конституцию.

Эти браки оказываются долгосрочными, так как все роли распределены, и, несмотря на то, что семья смешанная, механизм работает четко. В такой семье каждый из супругов идет на уступки и безупречно выполняя свою роль.

На Украине модель семьи исторически находилась под влиянием протестанской и католической этики. Удивительно, но при крайне низком уровне жизни в этой стране уровень разводов ниже, чем в России.

К самым комплиментарным бракам относятся украинско-еврейские. Это связано со специфическим способом улаживания конфликтов, при котором огромную роль играет юмор. Когда конфликты обыгрываются, их напряженность и значение не так высоки.

Одно из новых явлений сегодня - это русско-китайские браки. Китайские мужчины очень много работают, не пьют, приносят домой деньги и по контрасту обладают преимуществами перед русскими женихами. Русские женщины довольны. Несомненно, число таких браков будет расти.








 


Рецензии