Мечты сбываются

Мечты сбываются

(гений человеческой мысли)

(Завышенная или заниженная самооценка обычно является началом конца, всё зависит от подхода к проблеме, как подойти, в деталях или в объёме)

Бедный пребедный студент Марат Суховей истратил и израсходовал почти все ресурсы, силы и знания в борьбе со своим заклятым врагом – бедностью, которая его достала и одолела выше самой крыши. Всем в этом мире нужны были деньги, но молодому студенту Московского технологического института они были нужны особенно остро. Нет, у него не было никаких грандиозных планов для того, что бы изменить или резко повернуть свою жизнь в лучшую сторону, но та стипендия в тридцать советских рублей для его разгульной студенческой жизни была просто вызывающе недостаточной. А ему так хотелось пригласить в бар красавицу и отличницу со своего курса, и вообще, он ещё много чего хотел. Кто был студентом, тот прекрасно знает, как в молодости нужны деньги, когда вся жизнь ещё впереди, но на безденежном фоне - она, эта самая жизнь видится совершенно бесперспективной.
У Марата уже давно болела спина от ночных разгрузок вагонов за красный червонец, и когда по утру этот самый червонец студент крепко сжимал в руке, червонец был поистине золотым, он так был ему дорог, что пропивать его на хмельной пирушке, у него просто не поднималась рука. Вот так весело жил Марат от сессии до сессии, от стипендии до стипендии, с мыслями и мечтами, как бы ему побыстрее непыльно разбогатеть. Он жил этими мыслями и тешил себя тем, что дождётся этого светлого дня, когда сбудется его заветная мечта…, впрочем, в которую он и сам-то почти что не верил. Но, однако, умственные силы к осуществлению потихоньку прикладывал, стараясь найти путь реализации своего плана без криминального оборота. С такими мыслями Марат и грыз гранит науки на факультете точного машиностроения, защищая курсовые по разным кассовым и прочим контрольно-измерительным аппаратам.

А тем временем на Рогожском рынке была полная тишина, боголепие и покой. Редкие люди, молча, бродили мимо прилавков с овощами с фруктами, где лица кавказкой национальности торговали разными цитрусовыми и мандаринами по совершенно немыслимым ценам, для простого люда и остальных строителей коммунизма, так и вовсе заоблачным и недостижимым. Но, однако, цены торговцы держали дружно, а иногда поднимали, вопреки политике партии того времени, державшей курс совершенно в другую сторону - сторону снижения цен.
На рынке было жарко, и продавец армянин Араик Мктрчан то и дело снимал свою любимую огромную кепку и вытирал лысину носовым платком. Он уже устал услужливо улыбаться каждому проходящему мимо прилавка и предлагать ему свой товар.
- Слющай дарагой! Сматры, какой харощий пэрсик, беры, всего одын рупь стоыт, ва рту таыт! Беры дарагой, нэ пажалэешь! Цымус и арамат!
Но покупатели в основном проходили мимо, шарахаясь в сторону от такой цены, и только редкие из них останавливались и делали скромные покупки, по адын пэрсык и адын апелсын. Правда, у Араика в отличие от Марата были деньги, и, в общем-то, неплохие, но ему хотелось иметь их ещё больше, для чего он собственно здесь и присутствовал, размышляя, что торговля цитрусовыми в столице, это только на первый взгляд кажется просто, стой за прилавком да продавай. А на самом деле – это целое дело. Сначала нужно подешевле вместе с "компаньоно" нужно закупить цитрусовые в Абхазии, найти машину, да что бы по дороге её не разворовали, а сколько денег надо отдать на постах пока этот машина дойдёт до столицы, а сколько бессонных ночей пережить, доедет она или не доедет с левыми документам. Да сколько в пути товара попортится, а потом разгружать, сортировать, протирать, потом хранить… Директору рынка на лапу дай, за хранение дай, за место отдай, санэпидемстанция прейдёт – дай, братве за крышу отдай, милиции с рейдом – опять дай, но ещё надо сделать так, что бы и самому хоть что-то осталось.
Вот и стоял за прилавком Араик, скорбя в душе, что товар у него берут плохо. Он протирал фрукты от нечего делать тем же самым носовым платком, которым вытирал себе лысину, обижаясь на то, что его до сих пор никто просто не похвалил, и никто ему не сказал - какой же он молодец. И что несмотря ни на что, он здесь стоит целый день и даёт людям такую возможность, как "скющать спэлый и зрэлый пэрсик", просто так, без всякой очереди, толкотни и суеты – что бы человек купил, взял и скушал… Ведь это так просто!
- Но нэ бэрут, ылы бэрут, но очень плёхо – в мыслях подпирал на прилавке свою скулу Араик, думая, как бы ему всё это дело с оборотом денег упростить по возможности – до откровенного безобразия.
- Вот была бы у меня такая машинка, повернёшь ручку… и червонец, повернёшь и другой, но только, конечно же, настоящий – мечтательно зевал Араик. - И зачем мне тогда цитрусовыми торговать?

Так Араик жил по доверенности, как-то были у него большие проблемы с милицией, откупиться ему тогда не удалось, он попал под конфискацию, но с тех пор поумнел и перевёл всё своё движимое и недвижимое имущество на многочисленных родственников, дабы второй раз это имущество не арестовали. У него было так много денег, что ему было, даже страшно помирать в конце жизни.
- Эх, наверное, не сбыться моим мечтам – тяжело вздохнул армянин и принялся в очередной раз вытирать свою лысину.

Марат как-то раз тоже забрёл на Рогожский рынок, походил там, побродил, посмотрел на заоблачные цены, на завистливые глаза торговца…, а потом вдруг среди ночи проснулся. Ему показалось, что его осенила гениальная мысль. А что если сделать такую машинку, что - повернёшь ручку и бац! Красный советский червонец! Эта мысль так его осенила, что он не смог уснуть до утра. Правда, хоть его замысел и граничил с такой статьёй, как мошенничество, но только так, как говорится, только боком и самую малость. Так Марат взялся за дело. Собрал что-то навроде кассового аппарата, что раньше были в автобусах под надписью "Совесть пассажира – лучший контролёр", отникелировал до жгучего блеска, сделал разные отсеки бутафории для бумаги по ширине червонцев, краники для заливки краски, и самое главное, придумал такой механизм, что бы ручку у этой машинки нужно было крутить долго, пока из неё выйдет червонец. После пошел к своему дальнему родственнику и под расписку просто вымолил у него тысячу рублей. Купил коробку дорогих конфет и поменял в сберкассе эту тысячу на новенькие советские десятки. Заложил их в отсек машинки, закрыл на спецключ, и принялся пробовать своё изобретение. Изобретение работало нормально.
Наверное, такая грандиозная мысль могла прийти в голову только настоящему бедному студенту, и никому более.
Денежная машинка работала четко. Хитрая цель была скоро достигнута - нужно было очень долго крутить ручку, что бы выскочил новенький червонец, чего и добивался Марат, и в чем собственно и заключалась идея.
И вот, наконец-то - лёд тронулся. Марат душою решился, но пошел втёмную, благо соблазн разбогатеть был очень велик.
- Не сгореть бы – думал про себя талантливый и ещё несостоявшийся инженер. А то мало того, что морду набьют, так ещё и в тюрьму посадят, тогда совсем мне невесело будет, телку комлатому. Но вот, дав самому себе утверждение – От вита! Марат решил долепить это скрупулезное дело, в которое он очень тщательно впрягся.

А Араика тем временем мечта с чудесницей машинкой не оставляла, она его грела и тешила, отдавая в душе тоненькой такой "заманухой".
- И что мне ещё нужно будет, бедному татарину? – лениво зевал Араик, равнодушным взглядом окидывая редких покупателей.

- Ну, всё, если же всё пройдёт гладко, то это будет высший пилотаж в точном машиностроении – перекрестился Марат, почувствовав в крови резкий прилив блаженного энтузиазма. Затянув узелки в делах, он смело ринулся на Рогожский рынок.

Сначала подойдя к армянину с длинным насосом (носом), Марат слегка обомлел, его почему-то вдруг обдало холодом.
- А вдруг у меня ничего не получится и меня сразу же добропорядочный генацвали сдаст в милицию, и тогда прощай свобода и тысяча рублей – стоя поодаль оробел Марат, стараясь гнать от себя подальше мысли о честных торговцах. Но потом-таки решился и подошел.
Впрочем, перед тем, как идти "на дело" он заглянул в уголовный кодекс, но успокоил себя тем, что на статью о фальшивомонетчиках его деяния никак не потянут, так как деньги в машинке настоящие, но вот статья о мошенничестве что-то никак не давала ему покоя. Ведь в ней, за его деяния, какой никакой был срок… с лишением свободы, от чего у "изобретателя" на душе стало грустно. Но соблазн был слишком велик, и Марат, считая, что к своей проблеме он подошел в полном объёме, решительно ринулся к армянину.

- Аллоу… – зачем-то по телефонному обратился Марат к торговцу. От чего длинный нос Араика вместе с лицом непроизвольно и медленно повернулись в сторону Марата.
- Что хочешь, дарагой? Апэлсын, пэрсык илы ещё чего пожелаешь…?
- Хочу осуществить и претворить в жизнь вашу мечту… - немного смущаясь, скороговоркой весело предложил Марат, озираясь по сторонам.
- А аткудва ты знаешь… мою мечту? – как бы очнувшись, спросил его армянин.
- А она почти у всех, одинаковая – ответил студент.
- Ты что дарагой, мысли читаешь?
- Да нет, я просто ими живу…
- Чо хочешь?
- Давай отойдём, познакомимся и поговорим – несмело предложил ловкий студент.
- Давай дарагой, давай… – и они отошли в закуток рынка.
(Закуток происходит от слова – кут. Угол, древнерусское, отсюда Кутузов, то есть – угловой).

- Я Иван – соврав своё имя, представился тихо Марат. - Инженер с монетного завода, где делают деньги – продолжил он свой монолог, от чего у армянина большая кепка медленно стала сползать на затылок без помощи рук. - У нас выпустили новую секретную машинку, для тех людей, кому срочно нужны деньги на неотложные мероприятия. И вот одну из них я умыкнул. Она делает настоящие червонцы, но только медленно, нельзя на ней быстро ручку крутить, а то ничего не получится.
- Ан, дай-ка папробую – тут же спохватившись, оживился Араик. - Давай машинка – похлопал он по плечу Марата.
Марат вытащил из сумки машинку, и армянин принялся осторожно крутить ручку. И вправду, из машинки стал появляться настоящий советский червонец. Удивлению армянина не было никакого предела, когда в его руках оказалась новенькая банкнота.
- Дальше крути – предчувствуя удачу, предложил ему Марат.
 А дальше был другой червонец, а потом третий, но, правда, всё это происходило медленно. И когда армянин хотел, уже было крутить ручку в четвёртый раз, Марат сказал.
- Ну, всё, хватит! Вот смотри, на червонцах все номера разные. Теперь иди в сберкассу и проверяй, а то подумаешь, что я тебя обману…

- Араик с этими тремя червонцами не поленившись, обежал три сберкассы, так как боялся, что бы его, как бы это сказать просто, «не обнесли». Он даже купил кассиршам три дорогущие шоколадки, что бы те хорошенько проверили деньги.
- Да они самые настоящие – дружно успокаивали его кассирши. - Самые, и что ни на есть - настоящие. - Только что сделанные – весело шутили они.
Но Араик шуток не понимал.
- Да нэт, вы через прыборы их провэрте, а вдруг фалшивые? И те проверяли, снова и снова убеждая его в обратном. Ведь сомневаться им было не в чем, так как червонцы и в самом деле были самые, что ни на есть - настоящие.

А пока Араик ходил по сбербанкам, Марат сидел на измене на предмет того, в полном объёме ли он подошел к проблеме, или же только в деталях? Не завысил ли он свою самооценку в советском обществе? А если завысил или занизил, это для него могло плохо кончится.

- Сколько? – возвратившись, только и успел спросить взволнованный Араик студента.
- Тридцать тысяч – спокойно ответил изобретатель.
Араик легонько нахмурился.
- А зачем ты мнэ её продаешь?
- Продаю потому, что деньги срочно нужны, а у меня нет времени крутить целый день ручку.
- Ах, вах, вах! Маладэц! Опять похлопал его по плечу армянин. - Какой маладэц, что прышел именно ка мнэ!

- Сколка хочешь в прэдэлах разума?
- У разума нет границ – ответил ему Марат, заранее зная цену своему изобретению.
- Двадцать пять тысяч, и всё! Ы я её забэру.
- Ну ладно, двадцать пять, так двадцать пять. Делаю вам рекламную скидку.
- Щас падажды дарагой, нэ уходы! И вправду, армянин быстро вернулся и положил перед Маратом целых двадцать пять тысяч рублей, по тем временам это была колоссальная сумма.
- Там бумагу вовремя закладывайте и краску вовремя подливайте, и всё будет пучком – напоследок Марат давал армянину подробный технический инструктаж.

Три недели Араик крутил круглые сутки ручку машинки. Три недели не спал и не ел радуясь как ребёнок, что, наконец таки сбылась его золотая мечта, что ему теперь ненужно торговать цитрусовыми, ведь это такое неблагородное дело…

А Марат тем временем отдал долг родственнику, и был счастлив, ведь и его мечта тоже сбылась. Он шикарно пригласил в бар заветную однокурсницу и после всю ночь катал её на такси по ночной Москве, от чего та долго восхищалась и, в конце концов, отдалась, прямо в том же такси на заднем сиденье. Да не просто так, а с пристрастием и приблудами, от чего Марат ещё долго бродил по ночам томными воспоминаниями. Ведь в студенческой молодости это было так здорово! Он даже и не подозревал, что его заветная однокурсница так любила разные крайности, от чего он тащился ещё больше. В его жизни всё как-то так сразу же поменялось.
Вполне возможно, что Марат в мошенничестве оказался – просто гением своего времени!

А Араик остервенело всё крутил и крутил ручку машинки, совсем забросив торговлю, в уме уже подсчитав, за какое время насколько разбогатеет. Но вот последний червонец из машинки выкрутился, и сколько Араик больше не крутил ручку – толку не было, как он не пытался заряжать бумагу и заливать краску…

Но потом, когда он со злостью разобрал этот нехитрый простой аппарат, понял, что его просто - элементарно - обманули! Передела гнева не было ни конца, ни края…
- Мэня, Араика, какой-то сопляк, и так красыво "обул"! На самом деле Араик ругался, такими матерными словами, от которых крыша Рогожского рынка до сих пор осталась изогнутая.
Потом взял две бутылки водки и решил от безысходности упиться вусмерть.
- Мэчты сбываютса, ы нэ сбываютса…! – базлал во всё горло на Рогжском рынке пьяный Араик, искренне сожалея о потерянных деньгах. - Маладэц пилядь, кирдэк-бубук, так же красиво он мэня нае… абманул, старого торговца, так обманул, на такой денги развёл, на каторый я за свою жизнь больше уже ныкаго не обвэшаю…

Андрей Днепровский – Безбашенный.

4 июня 2005г


Рецензии
Совершенно потрясающий рассказ!
Всегда с удовольствием читаю все Ваше...

Анжана Медведникова   24.11.2005 02:00     Заявить о нарушении
Ажаночка! Ну, ну... Вы просто растрогали меня! Рад конечно же...
(Я собираю всяческие такие глупости и несуразности, если у Вас есть, что Вам не пригодиться - пишите). С Уважением к Вам.

Андрей Днепровский-Безбашенный   24.11.2005 14:39   Заявить о нарушении