Труба и туризм
По инициативе С.Г. Шапхаева, директора общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу» (Улан-Удэ) развернута большая активная деятельность по противостоянию строительству трубопровода по участку природного наследия. В результате этой деятельности состоялся ряд проверок Росприроднадзора по проведению технико-экономического обоснования строительства трубопровода «Транснефтью», результаты о выявленных юридических и производственных нарушениях опубликованы в печати. В конце октября в Северобайкальске произошел ряд встреч комиссии ЮНЕСКО с различными группами заинтересованных лиц как в строительстве нефтепровода, так и против этого строительства. 31 октября представители комиссии сообщили министру России В. Степанкову о своей поездке, где сделали вывод о нормальном пока состоянии Байкала и поделились своей обеспокоенностью строительством нефтепровода и возможными негативными последствиями, если трасса пройдет по участку мирового наследия. При принятии Правительством России этого решения, ЮНЕСКО, возможно, примет свое решение о включении Байкала в список мирового наследия в опасности. «Гринпис» в России провел сбор подписей на Арбате в Москве против строительства нефтепровода по Байкальской территории . За один час было собрано 700 подписей, анкеты направлены В. Путину. В истории ЮНЕСКО еще не было случая, чтобы правительство какой-нибудь страны отклонило предложения этой организации. Если это произойдет со строительством нефтепровода по Байкальской зоне, включенной в список мирового наследия, и трасса не будет перенесена, случай этот будет первым. И это будет, по словам Андрея Петрова, руководителя «Гринпис» в России, «позором для России».
Вопрос на сегодня открыт.
Теперь о туризме. Одновременно с трубой, строительство которой активно поддерживает Михаил Фрадков, предлагается еще одна программа развития нашего региона. Эту программу продвигает Герман Греф. 20 августа состоялось рабочее совещание по развитию Рекреационной зоны Байкальской природной территории. После возвращения Грефа в Москву началась работа по формированию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале. «Восточно-Сибирский НИИ геологии, геофизики и минерального сырья» (Иркутск) во главе с директором С.М. Тороповым с участием представителей, как Иркутской области, так и Бурятии, подготовили «Обоснование целесообразности и эффективности создания особой экономической зоны «Рекреационная зона Байкальской природной территории». Документ вышел в свет 20.09.05. Проанализировав возможности Байкальской территории в развитии туризма, авторы предложили первоочередные инвестиционные проекты объектов инфраструктуры подзоны. Туда вошли такие объекты, как реконструкция аэропортов Улан-Удэ, Иркутск, Хужир, Онгурен. Усть-Баргузин; строительство вертолетных площадок (из предложенных 15 по Северобайкалью следующие: Котельниковский, Байкальское, Хакусы, Томпуда, Давша); развитие автодорожной инфраструктуры (к сожалению, там нет реконструкции дороги Усть-Кут – Северобайкальск, видимо, представители Северобайкалья не участвовали в проекте); строительство причалов и причальных пунктов (у нас это – Байкальское, Усть-Баргузин, Котельниковский, Хакусы, Томпуда, Давша). Предусмотрено создание предприятий по вывозу и утилизации мусора по всем районам вокруг Байкала, но почему-то без упоминания Северобайкальского района, при этом стоимость одного такого предприятия составляет 70 млн. руб. Предусмотрена безопасность и санитарная очистка судов, «комплекс оборудования единой государственной системы экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал» с созданием сети 40 автоматизированных метеорологических станций. Документ пока сырой, требует доработки, и нашему региону еще не поздно подключиться со своими предложениями, так как это единая федеральная программа развития Байкальского региона, и инвестиции, в случае принятия программы, в большом объеме (на первом этапе 9 млрд. руб.) будут из федерального бюджета. Особая экономическая зона предусматривает виды экономической деятельности, имеющие налоговые и таможенные льготы, увеличение численности населения сел и поселков вокруг Байкала к 2010 году до 150 тыс. чел. – на 12 тыс. чел., увеличение занятости населения на 47%, увеличение средней заработной платы в 3,5 раза, уменьшение числа безработных в 6 раз, увеличение объема промышленного производства в 1,7 раз, сельскохозяйственного производства в 2,6 раз, розничной торговли в 3 раза, доходов местного бюджета в 5 раз.
Проект предусматривает строительство гостиниц, баз отдыха, турбаз, лагерей, создание санаторно-курортных организаций, открытие новых и реконструкцию существующих горнолыжных трасс, открытие религиозных центров, музеев, приобретение прогулочных и круизных судов и т.д.
Этот вопрос тоже открыт, как и вопрос о трубе.
Что выбрать? Нам решать. Или выберут за нас? Либо туризм без трубы, либо трубу без туризма, либо туризм и трубу за 500 км от Байкала в Якутии.
Кто боится развития туризма, пусть посетит Щвейцарию, в Женеве 400 тыс. населения, принимают 1200 тыс. туристов в год. И ничего, процветают уже 500 лет, и чистота везде, и порядок. Каким будет туризм, диким, как сейчас, или организованным, во многом зависит от нас.
Кто за трубу, придумайте, как ее будете менять через 30 лет без вреда для Байкала.
Если решите, что вам ближе, сообщите Президенту России, он решения еще не вынес, а после 2007 года, я думаю, лично будет возглавлять Общественную Палату, то есть будет Вашим личным представителем от общества с полномочиями выше Президента и Правительства. И кто знает, может сегодня он услышит Ваш голос?
05.11.2005
Свидетельство о публикации №205110500081
Пронин 05.05.2006 09:52 Заявить о нарушении
Сибирячка Татьяна Муратова 11.05.2006 05:13 Заявить о нарушении