Записки коллектора. Монголия-83. Если вы не бывали

На фото - у статуи Будды, Гандан, Улан-Батор.

ЕСЛИ ВЫ НЕ БЫВАЛИ В ГАНДАНЕ

1-3 июля

 Три дня на изучение и «разграбление» Улан-Батора. Разграбления не получилось, купил только Илье хлопчатобумажный костюм, да несколько книг. Ходят слухи, что скоро книги раза в полтора подорожают, и за рублевую книгу будут брать уже не 5 (как сейчас) а 7.5 тугров.

 В субботу мы опять загружали машину, вернее догружали в нее снаряжение и продовольствие в расчете уже на семь человек. А в конце концов все свелось к новой погрузке, потому как все сначала разгрузили, дополнили новыми вещами, а потом загрузили по-новому. Снаряжения и продуктов получилось почти под самую крышу салона. Свободно только сидение впереди салона, неширокое пространство, застеленное кошмами и предназначенное для рядовых членов отряда. Крышка сиденья откидывается, и под ним оказывается обширный ящик, заполненный различными инструментами и запчастями – это владения водилы. Расстояние от сидения до переднего борта минимальное, достаточное только для того чтобы поставить ногу. А на полу, под ногами уложены рабочие геологические молотки, кувалды и запасные рукояти к ним. В таком тесном мирке автосалона предстоит нам провести последующие три месяца.

 Сегодня воскресенье, общий выходной день и самое лучшее время познакомиться поближе с городом. Сам по себе город не очень интересен, но и у него есть несколько достопримечательностей, среди них Музей Религии и единственный в стране действующий буддийский храм – Гандан. И сегодня мы намерены посетить оба этих объекта. А потому, наберитесь терпения на ближайшие несколько страниц – я хочу поделиться с вами своими впечатлениями от обоих посещений. А если вас религия не интересует, можете просто эти страницы пропустить.

 Итак, Гандан – на настоящий момент является единственным в стране действующим буддийским храмом. Почему? Во время подавления ламаистского восстания с религией, выступившей на стороне китайской и местной знати, было покончено решительно и без затей – разбомбили и уничтожили почти все храмы, монастыри и хиты. Заодно перебили многих монахов.
 
 Гандан стоит на горе, как бы возвышаясь над городом. Постройки типа пагод, из дерева, очень красиво раскрашены и много резьбы. Фигурки зверей и божеств на крышах призваны охранять храм от злых духов. Как раз в воскресенье проводилась служба и было особенно много туристов, многие с фото и кинотехникой. Снаружи разрешается снимать все, а внутри храмов – ничего, но проходить можно почти везде. Служба шла в двух храмах – ламы более высокого и более низкого уровней. Сами храмы небольшие, посреди, от двери ведет центральный проход к статуе Будды, а по его бокам своеобразные диванчики, украшенные коврами. Они стоят несколькими рядами и на них располагаются ламы в соответствии со своим саном, как в ряду, так и в глубину рядов.

 Служитель разносит завернутые в яркие ткани священные книги, перевязанные лентами. Ламы разворачивают их и находят нужную страницу. При этом сами книги, как сегодня бы сказали, не книжного, а альбомного формата, но не с боковым, а верхним переплетом. На каждой узкой странице получается не так уж много очень длинных строк.

 Кто-то из лам начинает, а остальные подхватывают молитву, и минут десять все бормочут довольно стройно и, можно даже сказать, мелодично. В первом ряду у каждого из лам по обе стороны прохода есть какие-то музыкальные инструменты. При этом симметрично через проход инструменты одинаковые.

 Во время молитвы, по знаку верховного служителя первые двое лам ударяют негромко в литавры, наклоняя их друг относительно друга. Получается звук разной тональности, его подхватывают ламы с колокольцами. Крайний лама трубит в рог, сделанной из большой морской раковины, и два других ламы ударяют в барабаны. Большие, красочные барабаны подвешены у них над головами и ламы длинными палочками с красными набалдашниками ударяют в них. Ударяют не глядя, поднимая руки над собой и немного за спину. Все это, вместе взятое, производит определенное впечатление. Стихают литавры, рог и барабаны, но звонят колокольцы в такт напевной молитвы, а потом и они смолкают. Минут на 5 – 10 все замолкает – перерыв. А потом все повторяется снова.

 Ламы молятся, но они не сидят неподвижно – их руки, пальцы все время в движении, складываются в какие-то комбинации, фигуры, вполне определенные по ходу молитвы. Время от времени лама в центре ряда разбрасывает ячмень. Перед ним кучка ячменя, и в определенный момент молитвы он сметает немного ячменя на пол быстрым и точным движением, причем движения эти по ходу молитвы разные. И что-то определенно характеризуют. По преданию, где есть ячмень, там есть и хорошая жизнь. Разбрасывая ячмень, лама как бы призывает хорошую жизнь.
 
 Так циклически служба и идет. Идет до двенадцати часов дня. Потом начинается диспут. Два ламы всходят на возвышения и начинают дискутировать. Сначала один задает вопросы, другой отвечает. Потом они меняются местами.

 В храме очень красочно, с потолка свисают различные яркие ткани, кисти. Шторы, кругом резьба, статуэтки и маски. Фигура Будды и его апостолов и т.д. Горят свечи, курится дым от палочек из можжевельника (по-монгольски – архи). Стоят чаши с ячменем – это для жертвоприношений и подношений. Кто побогаче – кладет бумажные тугрики, победнее – монеты. Самые, наверно, бедные – спички, кто коробок, кто несколько спичек, а кто и одну спичку. Вдоль стен храма, мимо всех божеств есть проход, и можно обойти все это действо и все посмотреть. Так и идут по кругу, и монголы (старые и молодые, штатские и военные), и туристы, и верующие, и просто зеваки (вроде нас). Монголы преклоняют колена и лбом обязательно дотрагиваются до какого-либо предмета в храме: будь то угол скамьи, расписанная подпорка, или спинка дивана.
 
 Конечно, многое не понятно, и объяснить некому, но позже мы кое-что уяснили. Но об этом потом.
 
 Перед храмом расположены наклонные каменные лежанки для молящихся, такие же лежанки перед статуями Будды. На каждой лежанке по две атласные подушечки. Молящийся встает коленями на одну подушечку, руки упираются в другую, и подушечка эта скользит вверх по камню до тех пор, пока молящийся не ложится весь на лежанку на живот. Молятся по-разному: одному достаточно полежать немного и он уходит, другие (по-видимому, более религиозные, или грешные) встают, читают молитву, вздымают руки, складывают их лодочкой под подбородком, и ложатся опять. Самые ретивые проделывают это многократно.

 Входы в храмы охраняют каменные львы. У каждого входа стоит что-то вроде большой чаши, или кубка – не знаю, как назвать, выше роста человека и с окошками вверху. Верующие обязательно касаются их лбами, что-то кладут в окошки, вероятно подношения. Женщины обходят чаши и прикладываются лбом. Мужчины, особенно «интеллигентные», в шляпах, снимают шляпу и прикладывают ее к чаше.
 
 Вдоль стены одного храма расположены молитвенные барабаны. Барабаны самых разных форм и размеров и из разного материала. Все они вращаются. На каждом своя молитва. Если тебе не хочется молиться, или ты просто не умеешь это делать, ты можешь вращать все эти большие и маленькие барабаны, не обходя ни одного. Если у тебя есть какое-либо пожелание, или просьба ко всевышнему, то можно написать ее на бумажке и приклеить к одному из барабанов, и покрутить его. Таких бумажек там много.

 За храмом стоит какой-то алтарь и возле него вкопан священный столб, украшенный ленточками и тряпочками. Его надо обходить, касаясь одной рукой. Пока я там все фотографировал, одна монголка обходила этот столб, а затем алтарь несчетное число раз – видно много грехов накопилось за всю ее жизнь, или многого она желала от всевышнего.

 Ламы одеты красочно – ярко-красные плащи, одно плечо открыто, через другое перекинут край плаща. На ногах лам толстые (типа войлочных) и красиво украшенные сапоги с загнутыми носами (монгольская земля священна и простой смертный не должен ковырять ее носками своих сапог). Ламы в основном обритые, некоторые даже в очках. Есть и совсем молодые и очень старые – похоже, религия восстанавливает свои ранее очень прочные позиции.

 Тьма голубей, но на площади перед храмом чисто. Время от времени священнослужитель выносит из храма в чашечке что-то белое (мне показалось, что это остатки свечей) и бросает на площадь. Мигом слетается масса голубей и все склевывается в момент. Крыши храмов резные и окрашены в различные яркие (преобладает красный) цвета. Чтобы не засиживались голубями, снизу вся эта красота закрыта мелкой сеткой.

 Невозможно за полдня осмотреть и осмыслить все многообразие служб, ритуалов и построек Гандана., познакомиться со всеми особенностями священослужения. Но в нашем распоряжении только один день, и мы торопимся как можно больше посмотреть. Ведь неизвестно, удастся ли нам выбраться сюда осенью. А потому мы торопимся в Музей Религии, возможно там более понятны станут ритуалы Гандана. И если у вас хватило терпения дочитать до этого места, то потерпите еще пару страниц и познакомьтесь с Музеем Религии.

 Это бывший монастырь, в котором четыре основных храма. И если вход в Гандан бесплатный, то здесь за вход с нас взяли по три тугрика с носа. Походив по центральному храму и ничего не поняв, мы, в конце концов, присоединились к одной из экскурсий и проделали с не весь путь, по всем четырем храмам. Вторая обитель монахов за один день – все-таки большая нагрузка на память. Я, конечно, постарался все по горячим следам записать, но и мои возможности не безграничны. Одна надежда, что осенью выдастся у нас еще один свободный воскресный денек, и можно будет все освежить и дополнить новыми впечатлениями.

 Итак, центральный храм – храм, где происходили служения. Обстановка в нем очень близкая к храмам Гандана, но гораздо больше различных артефактов - масок, статуэток и др. В центре большая статуя Будды. Слева от него (т.е. по правую руку) находится, одетая в церковные одежды, маленькая фигурка основателя монастыря и религии. Это не просто статуэтка. По смерти основателя, его сожгли, пепел смешали с папье-маше и вылепили эту фигурку – она раскрашена, как живая.

 Справа от Будды расположена в натуральную величину фигура настоятеля монастыря, также раскрашенная и одетая в различные одежды. С ней совсем удивительная история. Оказывается, что это самая настоящая мумия, только кое-где подлепленная и подкрашенная.
 
 На молельных диванчиках лам лежат их музыкальные инструменты. Инструменты такие же, как в Гандане плюс флейта из красного дерева. А еще два чумукгандана, это своего рода флейты, делавшиеся по обычаю из бедренной кости только восемнадцатилетней девушки, умершей только от первых родов. Это чисто монгольский музыкальный инструмент. Он так и представляет собой кость с суставами, разрисованную и украшенную серебром. На этом инструменте играют только в начале и в конце служения.
 
 В витринах расположены маски самых разных божеств. Маски в основном страшные. Эти маски одевались во время праздника Цама, т.е. торжественного богослужения. Оно проводилось в конце августа. В богослужении участвовало более ста лам. Ввиду торжественности и важности мероприятия, ламы предварительно тренировались. И это было нелишне - в масках надо было провести весь день, а самая тяжелая маска, маска бога огня и победы, весит 32 килограмма. Маска эта целиком сделана из красных кораллов. Такую маску носили, укрепляя ее на плечах, и смотрели через ее зубастый и клыкастый рот. Было 108 разновидностей глиняных масок, олицетворяющих собой какое-либо качество, чувство, характер и др. Кроме маски бога огня и победы, есть еще 4 большие маски, изображающие четырех духов – по числу гор, окружающих Улан-Батор.

 Празднество Цама обставлялось множеством различных ритуалов. Например, впереди процессии несли длинные и толстые хвосты, сшитые из тигровых шкур, как бы очищая путь процессии от духов. Последняя Цама была проведена в конце августа 1937 года. Об этом напоминает стенд с фотографиями того времени. Вернее был снят фильм, а по фильму сделали фотографии.
 
 В центре храма, во втором его помещении место экстаза. Экстаз производился шесть раз в месяц. По числу божеств-дермопалов, т.е. богов-хранителей, страшных по виду, но добрых по своей сути. Они принимали страшный вид в битве со злыми духами. Это символы победы. Во всех монастырях существует и является почетным местом трон богде-гогена – верховного правителя, не важно посещал ли он когда-либо этот монастырь, или нет. Данный монастырь был осчастливлен посещением богде-гогена единственный раз в 1915 году.

 Самое почетное место «сэнтэй». На нем сидят самые почетные ламы. Оно возвышается над всеми сидениями за счет большого числа разноцветных подушек (по правде говоря, это не подушки в нашем понимании, а такие сантиметров по 5-10 толщиной плотные, размером метр на метр плитки – вероятно шерсть, обшитая материей). Каждый слой – это повышение ламы в чине. До 25 слоев насчитывалось в иных храмах. На музейном сэнтэе только 5 слоев.
 
 В центре задней стены храма фигура главного дермопола. У него 9 голов, 34 руки (для подавления 34 врагов религии), и 16 ног для подавления грешников. В Монголии существовало 500000 богов такого вида – все производные от этого дермопола. На выходе их храма картины страшного суда над грешниками. В отличие от всех религий, в Монголии, кроме горячего ада, существовал еще и холодный ад, где в ледяных пещерах замерзали грешники. Было восемь холодных адов за три типа прегрешений: языком, телом, душой.

 Другой храм музея – храм Дзоокинен, т.е. храм Будды. Это место только молитвы. Все украшения в нем, фигурки богов и людей сделаны из глины и ярко раскрашены. Три статуи Будды, в трех видах: Будда молодой, пожилой Будда и Будда старый. По обе стороны каждого Будды две меньших размеров статуи его учеников – пожилого и молодого. У Будды 16 архатов, т.е. апостолов, учеников. Их статуи расположены в нишах-пещерах по обеим сторонам от Будды, символизируя аскетизм и отшельничество апостолов. Из истории известно, что сам Будда отшельничал в течение шести лет.

 Возле Будды кучка ячменя (о нем я писал выше) и семь различных драгоценностей, символов государства. Это фигурки царя, богатыря, матери, коня и т.д., т.е. символы власти, силы, материнства и др.

 Следующий храм – храм ядамэ – «храм секрета». В этом храме молится только настоятель и ламы, достигшие очень важных чинов, выше, чем аграмбэ. Храм со всех сторон окружен стенами. Центральной фигурой храма является фигура бога йога-драната – первого духовного правителя. У него четыре лица (на четыре стороны света), 12 плеч, на каждом по 2 руки, на каждой руке по 5 пальцев, на каждом пальце 3 сустава (если я правильно все понял и запомнил). Таким образом, 4+12х2х5х3 = 364, т.е. число дней в году. Если год високосный, то и этот счет был выход. В руках йога-дранат держит фигурку дермопола женского вида (женской эманации). Это и есть 365-й день.

 Еще один храм – храм полнейшего спокойствия. Это храм в честь духовного правителя Зан-Базара (1665-1724 годы). Начиная с него, было только восемь духовных правителей – два в Монголии и остальные в Тибете. Это был очень образованный и умный лама, знавший ремесла и искусства. Он сам отлил свою фигурку из бронзы, и по образу и подобию этой фигурки делались позднее все остальные. В 1661 году он основал новую письменность – квадратными буквами. Первая буква его азбуки входит сейчас в герб республики, символизируя независимость.

 Да, для одного дня явный избыток впечатлений. Боюсь, что они могли перемешаться у меня в голове и дальнейшее повествование будет далеко от действительности. Нужно время, чтобы все увиденное отлеглось, уточнилось, пополнилось новыми сведениями, и тогда к этому интересному вопросу можно будет вернуться позднее. А пока в путь, что-то задержались мы в столице.


Рецензии
Спасибо Вам огромное, Анатолий!
В предыдущих главах даётся столь увлекательное описание ландшафта, флоры и фауны Монголии, что я забыла про время, погрузившись в чтение. Я писала Вам ранее, и Вы уже знаете, чем вызван мой интерес к Вашим запискам.
Но эта глава... Эта глава - действительно ценная находка. Вы так обстоятельно и детально описали Храмы и религиозные священнодейства, что я словно побывала в Улан-Баторе наяву. С Вашего позволения, я бы хотела руководствоваться содержащейся в "Записках коллектора" информацией в своей работе по реализации своих творческих замыслов, со ссылкой на первоисточник, разумеется. Что Вы думаете по этому поводу?
Спасибо! С уважением, Лена.

Елена Васильева-Сол   08.11.2006 17:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лена!
Наконец-то я добрался до прозы, и продолжу свое повествование. Рад, что мои заметки чем-то помогли в Ваших исследованиях. Разумеется, можете ссылаться на них и пользоваться как Вам будет удобно. Я ведь никакими исследованиями в этой области заниматься не намерен (других хватает), дальше описания навряд ли пойду, а потому рад Вам угодить.

С благодарностью, Анатолий.

Анатолий Цепин   10.12.2006 09:43   Заявить о нарушении