Начало
Посвящение
На третьем году своей жизни сайт «Литературная страничка», уже успевший приобрести немало умения и опыта в деле, ради которого он и родился в интернет, совершил очередное, обычное действо. А именно: стал отчим домом рвущемуся на свет очередному литератору.
На пятом году жизни «Литературной странички», уже успевшей прибавить к имени своему и почетное звание – «Литературная сеть», тот самый литератор ввязался в дело, которое через пять месяцев трудов и бдений привело к появлению на свет очередного эссе.
Оно следует ниже. Автор посвящает его своему родному дому, литературному порталу «Литературная страничка – Литературная сеть» – Дому современной русской литературы. Который через 33 дня, 5 декабря, отмечает свой пятилетний юбилей.
А за штурвалом – все тот же М.В. Соловьев. Поэт и прозаик. "Отец" «Литературной странички». Мужавший вместе со своим детищем. Мудрый капитан. Обретший за пять прошедших лет славу видавшего виды морского волка. Главный редактор и председатель Совета портала. Много сделавший для того, чтобы наш корабль в бескрайних водах виртуального океана имел и свой флаг, и свой стиль, и свой шарм. Которые ныне известны во всем мире. Которые никто не спутает ни с какими иными.
Кстати, наши с ним, Михаилом Вячеславовичем, личные именины приходятся на один и тот же день – 5 октября.
Только кто-то из нас
начал раньше свой счет,
где на "пять" пересчет
подойдет в самый раз…
Три и пять – хорошие цифры. Знаменательные. Знаковые.
Пять футов под килем тебе, наш корабль, наш отчий дом! Пять залпов салюта в твою честь, «Литературная страничка – Литературная сеть»!
Марат Аваз-Нурзеф
Третье ноября,
год пятый,
третье тысячелетие от Р.Х.,
ураза-байрам, курбан-хайит.
Для справки
1.Международный турнир поэтов Русского Зарубежья «Пушкин в Британии». Проводится ежегодно в Лондоне, начиная с 2003 года. Финал турнира приурочивается ко дню рождения Пушкина и проходит на Нулевом (Гринвичском) меридиане: чтение стихов, публика, призы.
Борушко Олег Матвеевич – "отец" и организатор ристалища, устроитель и председатель жюри; прозаик, поэт и переводчик, родом с Украины, выпускник Литинститута имени Горького, живет в Лондоне.
Каждый год на турнир выносится пушкинская строка, имеющая отношение к Англии, с которой должно начинаться обязательное стихотворение конкурсанта. Всего можно представлять до 10 произведений.
2. «Британской музы небылицы» - строка Турнира-2005, грани которого и исследуются в настоящей работе.
3. Веб-форумы Турнира и МГИМО связаны между собой через интерес к Турниру, а также тем, что Олег Борушко некогда учился в МГИМО, но не закончил, бросив ради Литинститута.
4. Автор настоящего эссе посылал свои произведения на Турнир-2005, но в финальный тур пропущен не был.
5. Характер и тон настоящего исследования определяются стремлением автора "реабилитировать" некоторых поэтов, оставленных устроителем за бортом своего внимания, защитить право классического стихосложения на вечную жизнь, оградить Пушкина от "легкомысленных" посягательств.
Вместе с тем автор отнюдь не претендует на то, что его устами глаголет истина в последней инстанции.
Аксиомы
Конкретная информация о конкретном материальном или нематериальном объекте исследования не может быть абсолютно полной. Она лишь охватывает те или иные грани объекта, число которых, если и не бесконечно, то велико, а их сочетаний – тем более.
Объекты моего внимания в настоящей работе – поэзия, стихи, турнир поэтов. Естественно, мои высказывания и выкладки субъективны. Другими они и быть не могут, так как исходят от человека, субъекта.
Но нередко субъективным называют чье-либо мнение, когда не исключают его ошибочности, только обозначают это не прямо, а в обтекаемой форме. Мне кажется, что во избежание кривотолков следует говорить не о том, субъективна или объективна информация, но лишь о том, верно или неверно освещает она грани, которые человеку удалось охватить в своем исследовании объекта.
Ниже излагаются положения и принципы, которых я стараюсь придерживаться в литературном творчестве, анализе и любой полемике, а также формулируется основная цель и задачи настоящего эссе.
Аксиома-1: Сочинения, претендующие на то, чтобы называться стихами, создаются не только поэтами, но и другими людьми.
Аксиома-2: Произведения поэтов по форме могут быть совершенными или нести в себе шероховатости – относительные и случайные. Либо намеренные. Но, так или иначе, творения ума, сердца и души поэта есть молекулы беспредельного образования. Эфемерного. Парящего. В сознании и воображении читателя. Но и существующего объективно. Реально. Независимо. И вне времени. Сие образование называют по имени творцов или творений. В русском – Поэзия. В английском – Poetry и Poesy. В узбекском – Шеърият, буквально – Стихия (шеър – стих). Мир поэтических произведений. Стихия стихов.
Аксиома-3: Стихи во всем их многообразии, сочиненные «другими людьми», непоэтами, внешне могут быть очень гладкими, правильными, нередко по воле обстоятельств и предприимчивости своих творцов залетают довольно высоко, но, не имея, собственных крыльев, рано или поздно, падают, часто втихомолку, неприметно для нового поколения читателей, разбиваются, исчезают.
Пояснение-1 к аксиомам-1,2,3: Стихи бывают гармонические и негармонические, рифмованные и нерифмованные. Последние в настоящее время весьма разнообразны – от белых стихов до стихов в прозе, а также авангардных и экспериментальных. Белые стихи, написанные со строгой периодичностью метра строк, – явление гармоническое.
Теорема: За бортом внимания Лондонского турнира поэтов «Пушкин в Британии»-2005 остались талантливые конкурсанты, придерживающиеся в своем творчестве именно пушкинских принципов.
Пояснение к теореме: В литературе, в отличие от математики, скорее всего, уместно говорить не о строгих доказательствах, а об обсуждениях, утверждениях, симпатиях и неприятии, любые из которых, в свою очередь, могут быть приняты на веру, или частично подвергнуты сомнению, или отвергнуты с порога, или даже разбиты в пух и прах.
Все зависит от точки отсчета, системы координат, угла зрения, самого зрения, задач, целей.
Грубой ошибкой большинства полемистов является то, что каждый отстаивает исключительное право на существование в объекте только тех граней, которые он видит и способен понимать, категорически отвергая все остальное, что скрыто от его восприятия, не умещается в рамках его мироощущений, кругозора, желаний.
Между тем более полное и правильное представление об объекте исследований и обсуждений, как правило, невозможно без учета как можно большего числа граней, без разумного совмещения и синтеза знаний о них.
Целью и задачами настоящего исследования являются:
- литературный и публицистический анализ в доказательство сформулированной выше Теоремы;
- обозначение граней объекта, наиболее близких автору;
- полемика с оппонентами;
- намётка путей совмещения, казалось бы, антагонистских точек зрения.
Достаточно полное и правильное представление об объектах и есть, по-моему, то самое наполнение людей знаниями, которое согласно древним воззрениям однажды приведет человечество к пониманию смысла жизни.
Свидетельство о публикации №205111000037