Доживем до понедельника?

"Доживем до понедельника"?
По сообщениям президентской администрации в письмах населения Владимиру Путину темой № 1 стало народное образование. С одной стороны, не может не радовать, что проблемы образования вышли на первый план, а с другой, до какого состояния надо было его довести, что даже проблемы терроризма, безопасности перестали быть доминирующей темой.
По врожденной стыдливости или еще по каким-либо причинам то, что творится сегодня со школой, называют почти безобидным словом «кризис». Хотя для процессов, происходящих в образовании, более уместно слово «катастрофа». Чтобы не быть голословным приведу ряд цифр и фактов, которые, как нельзя точно характеризуют катастрофическое состояние школы, как важнейшего социального института общества.
По отдельным регионам России учителя пенсионного возраста составляют 72%! от общего количества работников. За последние пять количество педагогов сократилось на 130 тысяч человек и составило примерно 1670 млн. человек. Нетрудно подсчитать, что при таких темпах сокращения через пятьдесят с небольшим лет учительство может вообще исчезнуть, как класс, а в некоторых областях даже гораздо раньше. При этом нагрузка на одну учительскую ставку у нас составляет 32 ученика, тогда, как в Европе 3-4.
За последние 12 лет по уровню образованности мы отброшены на 40! лет назад. Подсчитано, что уровень образованности у 50-60-летних в 2,5 раза выше, чем 22-24-летних. И, как завершающий аккорд такой печальной статистики, учительская зарплата. Сейчас средняя зарплата по России составляет 4885 рублей, по другим сведениям 3000 рублей. Для сравнения средняя заработная плата американского учителя равна 3500 долларов, а жизнь ненамного дороже, чем у нас. В педвузы поступают сейчас в основном выходцы из бедных слоев населения. В обычных средних школах, если отъехать на 100 километров от Москвы, бедные учат бедных. Не надо обладать большой фантазией, чтобы представить, чему может научить бедный учитель бедного ученика.
Может быть, именно поэтому президент России выступил первым с инициативами по повышению заработной платы в бюджетной сфере. Но, если цифры зарплаты медиков были названы сразу, то конкретные обязательства государства перед учительством были озвучены в выступлениях министров и депутатов. Итак, что мы имеем?
Для 10 тысяч лучших учителей установлены гранты в размере 100 тысяч, а для 6 тысяч лучших школ – гранты в 1 млн. рублей. Но это вряд ли можно рассматривать, как улучшение материального положения педагогов в целом по России, так эти гранты охватывают только 6-7% преподавателей. Кстати, в нашей Московской области губернаторские гранты учителям выплачиваются уже несколько лет.
Министр образования Андрей Фурсенко назвал сумму в 1000 рублей за классное руководство, при этом подчеркнув, что за эти деньги у классного руководителя расширится круг обязанностей. Может быть, министр не знает или ему забыли подсказать, что воспитательная работа в разы более тяжелая и объемная работа, чем урочная деятельность. Поэтому эту сумму можно рассматривать, как подачку , но никак достойной оплатой за труд. Зато это понимают в областном правительстве, и уже прорабатывается вопрос о возможности введения должности классного руководителя с зарплатой отличной от 1000 рублей. Но повышение на 1000 рублей коснется не всех учителей, «мимо кассы пролетит» примерно 450 тысяч человек. Справедливости ради, стоит отметить, что до конца следующего года среднюю заработную плату довести до 6 тысяч рублей в месяц. Но и здесь не обойдется без подводных течений. Сегодня учительский оклад привязан к единой тарифной сетке и разряду педагога. Все тот же министр считает, что нужно платить учителю не за количество, а за качество. Правда, Андрей Фурсенко пока не уточняет, что он понимает под качеством и как это качество определять. По моему разумению о качестве работы учителя можно судить по тому, как сложились судьбы выпускников, а для этого нужно ждать годы и годы, а преподавателю кушать хочется сегодня.
Чтобы закончить совсем на мажорной ноте, сообщаю, что Государственная Дума начала разработку законопроекта «О статусе учителя», который должен предусмотреть материальное, пенсионное и жилищное обеспечение учителей, в том числе льготную ипотеку. Так что будет, кому сеять «разумное, доброе, вечное». По крайней мере, в это очень хочется верить. В общем, "доживем до понедельника"?
Георгий ЯНС.


Рецензии