Алматинские барды в Италии

____________________________________для журнала Книголюб

 В конце июля в небезызвестном городе Венеция, славном своими каналами, фестивалями, кружевницами, стеклодувами и т.д. проводился очередной, пятый по счету Всемирный слёт бардов, поэтов и музыкантов - довольно неожиданно для посторонних, но весьма долгожданно и желанно для посвященных в существо дела. Это было не конкурсное состязание, а слёт единомышленников. Участники - бывшие сограждане большой страны, живущие сегодня в самых разных пределах земного шара, любители попеть и послушать задушевную песню, зачастую сочинённую самим же исполнителем в хорошо знакомом нами всеми стиле, основная особенность которого – голос, гитара да хорошая поэзия. Небольшую казахстанскую делегацию представляли Ольга Качанова и Вадим Козлов, которые приехали на фестиваль уже второй раз, и автор этих строк.

 Богатая и насыщенная программа фестиваля не давала любителям купаний вдоволь насытиться водами Адриатики, поскольку до обеда – экскурсии по Италии, после – концерты, сессии, конкурсы и т.п. Но, признаюсь, разочарования никто не испытывал - настолько всё было интересно и пропитано волшебными звуками любимых песен, ароматом хорошей, но зачастую не без специй, поэзии. Без сомнения античный и средневековый антураж придавал действу дополнительный шарм, особую глубину и значительность. Впрочем, за антуражем приходилось ездить на экскурсии в другие города, поскольку само место фестиваля – обыкновенный современный морской курорт с модерновыми корпусами отелей, лежаками, грибочками, душевыми кабинками и грудами обнаженных тел праздных отдыхающих. Казахстанская делегация добралась даже до Рима и Флоренции, не считая совсем уж близких Венеции и Вероны. Конечно, мы находились под впечатлением свалившегося на наши провинциальные головы чуда! Вдруг обнаружилось, что наши голоса зазвучали на уровне лучших вокальных звёзд мира! Воздух Италии – он сам вибрировал в наших глотках! Мы наслаждались собственным и чужим пением (в том числе и в римской опере), картинными галереями, умопомрачительными архитектурными изысками, италийскими холмистыми ландшафтами, где нам постоянно грезились фаланги древних римлян.

 Однако обратимся к программе фестиваля. Проводились концерты, встречи самого различного направления и тематики. Мы почтили память ушедшего от нас в дни фестиваля Виктора Берковского, концерт его памяти был особенно тёплым, печальным и нежным. Также эти дни совпали с годовщиной смерти Владимира Высоцкого и в его честь мы посидели за открытым столом, где велись задушевные беседы, исполнялись песни, читались стихи. Кроме взрослых мероприятий, был проведён детский концерт-конкурс с большими открытиями новых талантов. Всем стало ясно-- дело Окуджавы не пропадёт! Откровением фестиваля был концерт «непоющих». Все признавались, что давненько не смеялись так даже на выступлениях признанных юмористов. Замечу, в данном случае все выступления проходили на полном серьёзе. Событием стал блок, посвящённый 60-летию Победы. По-разному можно оценивать стран-участников второй мировой войны и её итоги, но страдания народов и гибель миллионов людей забывать нельзя – такой лейтмотив был у всех выступлений.

 И, наконец, перечислю звёзд фестиваля, которые достойно сияли, блистали, искрились и просто тепло светились в эти дни. Игорь Иртенев не нуждается в представлении, выступал он со спокойным достоинством мэтра. Этим достоинством проникались и мы, слушатели, что казалось нам вполне справедливым и заслуженным. Михаил Кочетков – балагур и баламут всех бардовских тусовок, был в своём обычном репертуаре. Даже слишком обычном, но не будем излишне привередливы к мастеру, он тоже между прочим человек и иногда имеет право на отдых. Новая звезда российской авторской песни Григорий Донской был очень хорош в своих лучших вещах, но мелькали у него в концерте и весьма средние, проходные песенки. Замечательно, в классических традициях жанра звучал дуэт из Америки – Леонид Новиков и Александр Годин. В мощной по составу и интеллекту делегации Израиля выделялись Дмитрий Киммельфельд и Марина Меламед. Энергетика каждого из них индивидуальна, но по своему накалу очень похожа – наверное, тем, что в обоих случаях речь идёт о большом таланте. Многолетним участником фестивалей стал Эдуард Козлов - бывший русский оперный певец, который по неизвестной мне причине переехал за границу. На берегах Адриатики слушать классику в исполнении классического же голоса – наслаждение особенное. А какой тёплый талант человека и барда таится в Дмитрии Бикчетаеве (Россия) – очень приятно иметь такого парня в качестве близкого друга и соратника по творчеству. В обеих ипостасях он практически идеальный партнёр - он вёл концерты, готовил и разливал кофе, выступал сам, аккомпанировал друзьям и т.д. Прекрасно выступила одна из основных организаторов фестиваля Татьяна Синицына из Германии со своим постоянным партнёром Борисом Серёгиным. Татьяна собирается посетить наш город в ближайшие новогодние праздники, думаю, кто-то по достоинству сможет оценить её талант здесь, у подножия Заилийского Алатау.

 На сладкое я приберёг слова для нашего алматинского дуэта. Ольга Качанова и Вадим Козлов уже давно не считают себя любителями. Они по-настоящему профессиональные музыканты, работающие в особом песенном жанре world music. Во время их выступления я гордился тем, что был их земляком. Идеальное шоу с потрясающим вокалом, поэзией, гитарной и актёрской игрой. Тонкое, изящное, глубокое... Одна из новых песен Ольги стала Песней Фестиваля – такой приз был учреждён специально в ознаменование этого феномена.

 Не могу не сказать еще об одном человеке. Алексей Букалов - писатель, журналист, литературовед. Таких интеллектуалов не часто встретишь на своём пути, товар, что называется, штучный. Знаток Пушкина и Италии, он написал на эту тему книгу, причудливо связав вместе два, казалось бы, непересекающихся космоса (как мы знаем, Пушкин никогда не был в Италии). Букалов был нашим гидом при посещении кладбища, где покоится прах Иосифа Бродского, а, кстати, ещё и - Сергея Дягилева и Игоря Стравинского. Алексей поведал нам историю, которая наверняка со временем станет притчей. В свежевырытой могиле для Бродского вдруг обнаружили кость - это означало, что когда-то здесь покоился человек, значит, хоронить в этом месте нельзя. Новую могилу вырыли чуть в стороне. А Евгений Рейн обронил: «Иосиф сам подбросил туда косточку, дабы не лежать в ногах у этого фашиста» (рядом находилась могила другого поэта, нобелевского лауреата, сторонника Муссолини).

 Печаль кладбища вскоре развеялась венецианскими стеклодувами и кружевницами. Фестиваль продолжил своё адриатическое плаванье с песнями, стихами и шутками. На нём не было проигравших, сплошные победители.

 Следующее действо намечено в эти же сроки на следующий год и скорее всего в этом же месте.


Рецензии
Твои воспоминания Венеции - такие красочные и несущие много интересной информации ! и пробуждают незабываемые воспоминания об этом уникальном мире ! Чудо! -- Алла.

Алла Зиливинская   04.11.2011 20:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.