Забайкалье
Но я еще ничего этого не знаю, я только захожу в ворота дацана. Передо мной дорожка, по ней проходят люди, иду вслед за ними. По правой руке вертикально стоят огромные, в человеческий рост, барабаны. Они постоянно вращаются, это каждый проходящий касается ручки внизу барабана и поворачивает его. На боках вертикальными столбцами иероглифы. И везде - на плитах, на земле, под барабанами лежат деньги, бумажные, металлические. Каждый проходящий кладет монетку на плиту, хотя для этого есть специальные ящички, но не все бросают деньги туда, так и лежат они где придется. Кроме больших барабанов попадаются и поменьше, и совсем маленькие - как юла. И каждого нужно коснуться и заставить вращаться. Слышу странные, глухие звуки, ни на что ни похожие, немного напоминают трубы, но нет ни мелодии, ни ритма и очень низкий звук,он то плавно замирает, то возобновляется. Так должно быть предупреждает о своем появлении дракон. Замечаю, что замыкаю круг и оказываюсь у центрального входа в храм, и появляется источник того самого звука - это процессия и это действительно трубы, но какие!? Процессия прошла по внутреннему кругу монастыря, тогда как я - по внешнему. Вообше круг в буддизме это священный символ, символ цикличности всего происходящего.Все совершает круг - рассвет, полдень и закат,рождение, жизнь и смерть.Вообще символики в буддизме много, например - колокольчик, его звук должен напомнить нам что душа изначально чиста, и мы сами захламляем ее, и призван своим звоном очистить душу от грязи, и колокольчики висят у нас дома. А площадь перед храмом уже наполняют ламы, девизы, родовые флаги. Выносится священная лошадь, говорят, если дотронуться ее, исполнится все, что пожелаешь. Процессия постепенно заходит в здание - для посвященых особый вход. Решаюсь спросить у женщины рядом, что сегодня за праздник? Она объясняет, что в этот день 40 лет назад было впервые поднято тело предыдущего далай-ламы - настоятеля монастыря. Перед тем как он заснул, он попросил друга захоронить тело в степи, на кургане, и самое главное - достать его через 40 лет. Что тот и сделал, сменил сгнившие одежды, почистил тело, с которым ничего за это время не произошло! То есть оно не сгнило и не разложилось, кожа мягкая, мышцы не закоченелые, как будто человек только что уснул. И относительно недавно его тело было поднято во второй раз, и вот сегодня его можно увидеть в Иволгинском дацане. Женщина рассказывает еще много интересного, что-то об обрядах, об истории монастыря, но я большую часть благополучно забываю. Но откуда она все это знает? Ведь она не монах. Она говорит, что она правнучка того самого далай-ламы, и живет и работает в Москве, и в Улан-Удэ приехала не на долго, и то что я увидел - это уникальное событие. Вообще я хотел быть здесь днем раньше, но волей случая вынужден был переложить на сегодня. И очень удачно, иначе бы все пропустил.
Свидетельство о публикации №205112100230