Загадка гениальности детей

Моя маленькая внучатая племянница оказалась в Нидерландах. Через год в обыкновенной голландской школе она оказалась первой на уроках голландского языка. Русский она тоже не забыла хотя у нее появился небольшой забавный и легкий акцент.
Поскольку ее родители неплохо владели английским языком ( с его помощью они и познакомились ) ,то девочка и без всяких учителей и спецкурсов будет свободно владеть тремя языками, плюс, возможно, еще и французским.
Хотелось бы верить в исключительность моей маленькой родни, но - увы - это обычная история для детей в таких обстоятельствах. Мне не встречались взрослые, способные на такие успехи. А проблема «вундеркиндов»? Они практически возникают в любой хорошей семье, где родители действительно увлечены музыкой, математикой, физикой и т.д. и постоянно обсуждают все эти дела дома. Так вот, дети легко выходят на уровень родителей и даже превосходят его.
Факты такого рода породили теорию гениальности детей: дескать, рождаемся мы гениями, а потом постепенно глупеем всю жизнь.
Был один факт, вроде бы подтверждавший это. Слышали выражение «нервные клетки не восстанавливаются»?
Клетки мозга бывают двух видов - нейроны со множеством мелких отростков и одним длинным ( аксоном ) и глиальные клетки, более мелкие и только с мелкими отростками. Нейронов действительно больше всего у новорожденного, потом их количество только уменьшается. Считалось, что мышление происходит именно в нейронах, а глиальные клетки только питают и поддерживают этих «интеллектуалов».
Оказалось, что нейроны всего лишь «высоковольтные батареи» для передачи сигналов на «большие» расстояния – между удаленными центрами мозга, сигналов от датчиков ощущений (световых, болевых и т.д.) и сигналов для исполнительных органов: мышц и т.п.
Процесс мышления происходит именно в глиальных клетках, к-рые не только размножаются, но даже передвигаются. Один из исследователей даже назвал мозг «кипящим».
Нейроны просто представляют собой «запас проводов», лишние потом уничтожаются.
И глиальных клеток у взрослого намного больше ,чем у ребенка. Особая детская память оказалась также легендой :взрослые, особенно с так называемой «профессиональной памятью» , способны с одного раза запомнить новое слово, в то время как детям необходимо многократное повторение. Да вы сами были свидетелями ,как ваши дети без конца повторяли новое для них слово (хорошо, если приличное!),и просили вас снова и снова прочитать ужасно надоевшую книжку или поставить мультики по тысячному разу.
Одним словом, дети делают свои потрясающие успехи только потому, что они учатся больше и лучше взрослых ,практически каждый момент своего бодрствования.
Что же их заставляет?
Во второй половине ХХ века биохимики сделали открытие, смутившее их самих. Выяснилось, что возбужденные клетки мозга выделяют особые вещества, названные эндоморфинами. Само название указывает на то, что это наркотики, действующие на , так называемые, «центры удовольствий» и вызывающие чувство радости. Наркотики оказались просто великолепными: действуют в ничтожных количествах и распадаются на совершенно безвредные вещества. Чем больше наши дети думают, тем больше возбужденных нервных клеток, тем выше уровень эндоморфинов и выше удовольствие.
Но вообще-то основная работа эндоморфинов происходит в местах контакта нервных клеток, они снижают порог чувствительности, обеспечивая большую легкость передачи возбуждения и в ходе этой работы расходуются. Поэтому, максимум свободных эндоморфинов возникает не тогда, когда возбужден максимум клеток, а тогда когда установлена прочная связь, к-рая гасит все случайные и параллельные связи, снимает лишнее возбуждение и все накопившиеся эндоморфины обрушиваются на «центры удовольствий». Работать уже не надо, одно сплошное удовольствие. Так называемая «радость победы».
Вот к этому дети и стремятся, строя при этом «жесткую» схему своего мира.
Не правда ли, что поведение детей часто напоминает поведение «обкурившихся» наркоманов? Те же блаженно улыбающиеся лица, та же склонность смеяться и радоваться по любому поводу , та же безмятежность.
Со временем выстроенная жесткая схема мозга – личность человека - находит быстрый и четкий ответ на внешние воздействия, используя минимум клеток, резко снижается уровень эндоморфинов. И вот подросток уже не понимает, куда подевалась прежняя радость и начинает яростно искать «потерянный рай». Наступает переходный возраст. Однако это уже совсем другая и очень интересная история. Опять возникает сходство с наркоманами, лишенными привычной дозы.
Для нас важен вывод, что взрослые никак не теряют способностей детей, они теряют привычный, подаренный им природой, стимул. В случае, если они находят ему замену, становятся гениями.
Маленький пример: великий египтолог Шампольон начал интересоваться иностранными языками в весьма взрослом возрасте. В среднем за шесть недель он осваивал очередной язык настолько, что свободно говорил на нем и писал письма.
Ну какой гениальный «сопляк» способен на это?!


Рецензии