Зависимость от влияния сект

 Данная статья была опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции под названием "Организация работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в ВУЗах: опыт, проблемы, перспективы", вышедшего в городе Екатеринбурге в 2005 году.
 
 В конце восьмидесятых, когда наметился крах коммунизма, в том числе и как общегосударственной идеологии, российский народ оказался перед некоей идеологической пустотой. Стало не во что верить. Сначала возникшую пустоту люди стремились заполнить традиционным для России православием. И в начале девяностых годов волна окрещённых окрепла, превратившись в поток, стало модно быть православным. Но постепенно волна ново верующих стала спадать, пока на порядок не уменьшилась.
 А ведь всё объяснялось просто. Коммунистическая идеология прочно засела в головах у граждан бывшего СССР, заменив к концу двадцатых годов двадцатого же века православную веру. И люди в массе своей никогда бы не пошли в православие просто так. Изначально неверующие россияне – или, точнее, бывшие граждане СССР – привыкли, чтобы их агитировали и зазывали, чтобы каждого отдельно приглашали вступить в партию, комсомол, наконец.
 Поэтому середина и конец девяностых в России отмечены бурным расцветом всяческих нетрадиционных религий и сект. Адвентисты, кришнаиты, муниты, мормоны, свидетели Иеговы, «Белое братство», «Аум Сенрикё» и все прочие плодились на многовековой православной вотчине, как грибы после дождя. Сила новоявленных религий была в миссионерстве. Адепты проповедовали на улицах, чуть ли не за руку тащили людей на свои обряды и заседания, привлекали необычной одеждой, красивыми лозунгами, а то и хорошо продуманными ходами. Например, кришнаиты на каждом углу заявляли о своём пацифизме, что, естественно, привлекало внимание молодых парней призывного возраста, которым никак не хотелось идти в российскую армию.
 Обучение же нового члена секты, привлечённого в неё, строится по трём пунктам: узнать, принять и воспринять. Культурный слой, приобретаемый ранее в семье, школе, традиционной церкви, - стирается и постепенно заполняется новым посредством изучения принципов секты. Через год-два рождается «новая личность» с заранее заданными психическими характеристиками.
 Например, в секте мунитов, иначе называемой Церковью Объединения, такой «личности» назначается пара для создания семьи и воспроизводства новых членов Церкви. Как правило, брачные пары составляются с помощью компьютерных программ из членов секты разных стран, миссионерствовать они посылаются в третью страну.
 Вообще, в мунитское движение входят несколько подчинённых организаций для косвенной рекламы его идей и тайного привлечения новых членов в ряды секты: Международный культурный фонд, Международный религиозный фонд, Международный фонд образования (издатель учебного пособия «Мой мир и я»), Международная женская ассоциация, Всемирная ассоциация работников средств массовой информации, Ассоциация профессоров за мир во всём мире. Кроме того, Церкви Объединения принадлежат промышленные предприятия, два университета, газеты и журналы, и многое другое. Эта Церковь как организация построена по военному образцу. Никаких демократических элементов, вся власть распространяется строго сверху вниз. Жизнь регламентируется внутренними уставами. Но всё это открывается человеку потом, после некоторого пребывания в секте. А поначалу…
 А поначалу, секты, при всех их закрытости и замкнутости, доступны и любой новичок там – желанный гость. Его всегда выслушают, поддержат, купят с потрохами атмосферой всеобщего братства и взаимовыручки. Более того, придут к нему в дом, принесут Учение на блюдечке, разжуют и преподадут в самом доступном виде. У большинства сект, как было сказано мной раньше, хорошо поставлено миссионерство, они денно и нощно ведут просветительскую работу, проповедуют на улицах, ходят по подъездам, раздают приглашения на свои службы и сборища. Кстати сказать, службы эти ведутся на русском языке (а не на церковно-славянском, как в Русской православной церкви), что привлекает многих и успокаивает сомневающихся: никаких тайных знаний, всё ясно и понятно. Людям приятна дружеская беседа с уличным проповедником, который всё поймёт, простит и даст совет. Да и церемония приёма в ряды свидетелей Иеговы или в ту же Церковь Объединения проста и понятна. Именно поэтому люди идут в секты и становятся зависимыми от них.
 А между тем, вслед за религиозной интервенцией начала девяностых в Россию пришло религиозное мошенничество. Десятки новоявленных, ранее никому не известных «церквей», «храмов» и «братств» на проверку оказывались механизмом по отбору денег у прихожан в пользу «братства», то есть на самом деле – на счёт «духовного главы» секты. Методы использовались самые различные: начиная с простых уговоров завещать средства и недвижимость вплоть до совершенно аморальных и противозаконных. Шантаж, угрозы жизни родственникам, пытки, методы психологического давления.
 Но то были лишь первые ласточки надвигающейся беды. С середины девяностых в нашей стране бесконтрольно размножились чудовищные тоталитарные секты, где «верховным божеством» становился сам глава, подчиняя прихожан своей воле, низводя их до рабского, почти животного состояния. В прессе и официальных документах подобные культы получили название деструктивных. Череда судебных разбирательств и даже уголовных сроков, вихрем пронёсшаяся над Россией в конце двадцатого века, никого ничему не научила, и новоиспечённые секты продолжали исправно пополняться свежим «пушечным мясом». Сложное экономическое положение в стране заставляло людей балансировать на грани выживания, и с каждым годом им всё больше хотелось чуда, которое по мановению волшебной палочки сможет решить все проблемы. Секты не без успеха попытались взять на себя роль такого чуда, оставив в стороне и государственные институты и Русскую православную церковь.
 И в настоящее время тоталитарные секты и деструктивные культы активно пытаются проникнуть и внедриться в органы образования, здравоохранения, управленческого аппарата, производства и коммерции. Необходима государственная заинтересованность в сохранении и процветании традиционных религий России, которым принадлежит большинство населения, оказание им помощи и поддержки. В законодательство должны быть внесены соответствующие изменения, с целью поставить под жёсткий контроль, ограничить или вовсе запретить деятельность тоталитарных сект и деструктивных культов.


Рецензии
Ну закрывай их не закрывай...
Конечно, разъяснительную работу стоит вести и очень серьезную, продуманную и взвешенную. Но вот запретить, "не пущать"...
Я много общался с жертвами разных сект... И знаете, что самое интересное? Если человек реально хочет уйти из тоталитарной секты - он уходит.

Mkuzovlev   03.01.2009 10:04     Заявить о нарушении
Да, вот только захочет ли олваненный в секте человек реально уйти из неё?! Вот для этого и нужно, как Вы написали, проводить очень серьезную, продуманную и взвешенную разъяснительную работу.

Амартлен   03.01.2009 13:35   Заявить о нарушении
Я общался с теми, кто захотел...

Mkuzovlev   04.01.2009 09:48   Заявить о нарушении
Но ведь эти, те кто захотел уйти и реально ушёл, составляют меньшинство из людей попавших в сети сект...

Амартлен   06.01.2009 17:20   Заявить о нарушении
неужели?
В большинстве сект - текучка - много разочаровавшихся, но и новой паствы хватает.

Mkuzovlev   07.01.2009 13:50   Заявить о нарушении
Вот-вот, в том-то и дело, что даже при текучке в большинстве сект, в них всё равно новой паствы хватает.

Амартлен   07.01.2009 15:29   Заявить о нарушении
Запретный плод сладок и секты , ежели запрещать...

Mkuzovlev   11.01.2009 12:24   Заявить о нарушении
Запретный плод сладок всегда - и ежели запрещать, и, тем более, ежели разрешать, вот!

Амартлен   13.01.2009 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.