Анализ Проекта стандарта образования

 Под педагогикой обычно понимается теория и практика образования и воспитания. В основании любых педагогических систем лежат философские предположения относительно методов и целей учебно-воспитательного процесса. В основе различных педагогических направлений должен лежать поиск источника духовно-нравственного роста личности.
 К особенностям современного российского образования относится его принципиальная «открытость» к разнообразным «моделям» и многовидовым «новациям». Подобное обстоятельство свидетельствует, прежде всего, о потере стабильности, об очередной попытке сломать традицию, т.е. об очередном революционном состоянии, в которое втягивается отечественная школа, что говорит о её неблагополучии. Формой проявления этого неблагополучия является проявление многочисленных «новаторов», «авторов» новых «методик» и «программ», а также скоропостижное введение в учебный процесс новейших «дисциплин». Такая нестабильность создаёт благоприятную почву для развития псевдопедагогических культов, имеющих все признаки религиозных объединений, но, как правило, утаивающих свою оккультно-религиозную принадлежность. Вероучения этих культов весьма эклектичны и примитивны.
 Остановимся на тенденциях в образовании, благоприятствующих распространению псевдопедагогических культов. На сегодняшний день можно отметить стремление авторов многих учебных программ оторвать молодёжь от отечественного культурного и духовного наследия. Особенно ярко это стремление заметно в программах предметов, имеющих большое влияние на социализацию личности. В качестве примера рассмотрим современное состояние преподавания истории. Анализ проекта учебной программы приведён доктором исторических наук С.В. Перевезенцевым в статье «Прощай история?» («Православная культура в школе», №1, 2003). Здесь мы изложим основные её моменты.
 «…Структура и содержание образования вообще, исторического образования, в частности, всегда формируется по принципу «социального заказа», ибо через систему образования общество обеспечивает своё дальнейшее развитие, готовит трудовые и интеллектуальные кадры будущего. Даже когда мы встречаемся с принципиальным и публично декларируемым отказом от «социального заказа» в сфере образования, это тоже «социальный заказ», только поступающий от другого «социума». Поэтому объём и качество образования истории зависели, зависят и будут зависеть от тех духовных и идеологических целей, которые ставит перед собой общество в тот или иной конкретно-исторический период своего развития…
 В России всё продолжается бесконечная реформа школы. Вернее, не так. Говоря по-модному, школа нынче модернизируется! То бишь, устремляется в будущее. А для чего модернизируется? Так это ясно: «для эволюционной смены менталитета общества через школы»…
 Известно, что основу гуманитарного образования составляют два предмета – литература и история. Казалось бы, не стоит даже рассуждать об их важности и необходимости в деле образования и воспитания будущих граждан России. Но… Видимо, составители стандарта думают иначе. К примеру, в Проекте стандарта по литературе вся литература переводится на принцип «концентров»…
 В Проекте стандарта основной школы (5-9 классы) курс истории традиционно разделяется на два блока – «История России» и «Всемирная история». Это разделение позволяет составить содержание, трактовки конкретно исторических событий и оценки исторических личностей в каждом из блоков.
 Блок «Всемирная история», казалось бы, подготовлен неплохо, в нём отражены практически все основные события, личности, исторические понятия и т.д. Более того, этот блок вызывает и положительное эмоциональное впечатление, ибо явно написан с любовью, с чувством, с некоей особой тщательностью. В целом, складывается общее впечатление, что во всей «всеобщей истории» практически не было отрицательных исторических деятелей, зато действовало множество интересных и великих людей, разрабатывались великие идеи и учения, происходили великие события и т.д. Исключение составляют только две фигуры – А. Гитлер и Б. Муссолини, да и то формулировка темы своеобразная и, так сказать, очень мягкая: «А. Гитлер и Б. Муссолини - роль личности и масс в истории тоталитаризма». А какую «роль» играли эти исторические деятели, не объясняется.
 Но, вдумавшись в содержание блока «Всемирная история», вдруг замечаешь одну интересную особенность. Если в курсе истории средних веков очень много место посвящено западноевропейской истории, то Византии – всего одна тема: «Византийская империя». Даже истории арабского мира уделено намного больше внимания. Но ведь для отечественной культуры в эпоху Средневековья византийское влияние имело гораздо большее значение, нежели западноевропейское. Наверное, отечественному школьнику нужно это знать и понимать. Однако Православный Восток просто вычеркнут из всемирной истории!
 Да что там Византия! На нескольких страницах стандарта упомянуты Конфуций, Будда, Лютер, Кальвин, но нет… Иисуса Христа! Видимо, составители Стандарта не считают Спасителя исторической личностью, достойной их просвещённого внимания.
 Всё это свидетельствует об определённой идеологической и политической заданности Проекта стандарта. И чем дальше вчитываешься в строчки двухтомного издания, тем больше осознаёшь суть и направленность «социального заказа», лежащего в его основе. Особенно ярко этот «заказ» виден в блоке «История России».
 Прежде всего, в истории России, если верить стандарту, не было ни одного выдающегося или великого человека, ни одного великого события, никаких великих идей и учений. Отсутствуют, какие бы то ни было «пафосные» формулировки. Ну, недостойна отечественная история пафоса.
 Во-вторых, в курсе отечественной истории практически не упоминаются имена отечественных мыслителей (за исключением С.С. Уварова и А.И. Герцена) и религиозных деятелей (за исключением патриарха Никона и протопопа Аввакума). Создаётся впечатление, что история России была лишена и мыслителей и религиозных деятелей, иначе говоря, - думающих, нравственных личностей.
 В-третьих, из курса отечественной истории полностью исключено понятие Православие и, как следствие, изучение православия как важнейшего явления отечественной духовной жизни. А ведь именно на Православии базировалась вся русская жизнь и вся русская культура на протяжении всей истории! Отсутствует и понятие Русская Православная Церковь. В темах по истории XVIII-XXI веков о Церкви и её значении в жизни общества нет ни слова, как будто история Русской Православной Церкви закончилась в XVII веке! Кстати, ещё хуже обстоит дело с понятиями «ислам» и «буддизм» - судя по всему в истории России ни ислам, ни буддизм не сыграли никакой роли.
 В-четвёртых, в отличие от всеобщей истории, отечественная история наполнена отрицательными персонажами. Стоит напомнить, что в курсе всеобщей истории упоминаний о «тиранах» и «тирании» нет. Даже Гитлер и Муссолини – это всего лишь отдельные личности в «истории тоталитаризма» в то время как И.В. Сталин, согласно формулировке – это именно создатель «тоталитарной системы» и «психологии тоталитаризма»… Зато всё, что связано с попытками завоевания Руси, в стандарте завуалировано мягким словом «экспансия». А ведь и в XIII веке при крестовых походах на Русь Тевтонского ордена, и в начале XVII столетия во время польско-шведской интервенции в Смутное время западный мир стремился именно завоевать Русь и, уничтожив православие, силой присоединить нашу страну к тогдашней «мировой цивилизации».
 В результате вся отечественная история, по прихоти разработчиков стандарта, оказалась поистине растоптанной и униженной. На основе данного стандарта учащиеся рискуют получить огромное количество негативной информации по истории собственного Отечества и одновременно – массу позитивной информации по всеобщей истории. Так кого собираются воспитывать в российской школе – граждан и патриотов России или её ненавистников?
 Если исходить из того материала, который школьники должны были изучать в предыдущие годы в основной школе, то у них будут сформулированы вполне однозначные ответы на поставленные перед ними в старшей школе проблемы. Школьникам просто придётся признать «вторичность» и «периферийность» России, а своеобразие её исторического пути и культуры – досадным историческим недоразумением.
 И вот здесь пора сказать о «социальном заказе». В основе Проекта стандарта по истории лежит совершенно чёткая методология, диктующая авторам столь своеобразное понимание исторических процессов. Разработчикам стандарта ясны и причины столь «кривой дорожки», по которой на протяжении более тысячи лет двигалась наша страна, - своеобразие экономической, политической, духовной, социальной, культурной организации русского общества. А основная из этих причин – Православие, избранное нашим народом более тысячи лет назад. Потому и вычеркнуты из всеобщей истории и Византия и вообще весь Православный Восток. Потому и само Православие нагло, безапелляционно вымарано из отечественной истории. И если сегодня невозможно в открытую заявить о «вредности» Православия, то получается, что лучше его не изучать вовсе.
 Вот он, явный и однозначный «социальный заказ»: наши дети должны признать, что история, культура и «государственность западного типа» - это светлый, безупречный, непогрешимый идеал, с которым не может сравниться убогая, тупая, косная, тираническая и ещё к тому же православная «российская цивилизация». Как следствие, наши дети должны отказаться от своей истории и культуры, признать её несостоятельной, и с радостными воплями броситься в объятья просвещённой «западной цивилизации».


Рецензии