Последние неспящие
Земля не может обойтись без любящих её людей. Каждая хвоинка могучих кедров и елей, каждая капля воды и ягодка должны быть любимы. А по-настоящему полюбить родную землю может только человек, который видит красоту своего края, понимает всех зверей-птиц, охраняет природу, бережёт и заботится о процветании своей земли, потому что она для него не просто территория с угодьями, а нечто большее. В понимании народов ханты и манси земля наделена душой, она дышит, нуждается в уходе и требует внимания к себе, словно дитя. Кто, как не коренное население северного края, может понять нашу Югорскую землю?
Ханты и манси обосновались в самой глубине Сибири - от Уральских гор до Енисея, от устья Оби до самого Ледовитого океана. А сейчас? Где они живут сейчас? С той поры как открылись нефтяные месторождения и произошёл резкий рост приезжего населения, хантыйские и мансийские народы стали исчезать. Теперь они являются меньшинством в нашем округе. А ведь речь идёт о выживании на родной земле! И если люди других национальностей могут потерять место жительства, работу и уехать, то куда поедут ханты и манси со своей родной земли? Им некуда идти! А ведь именно благодаря их образу жизни до недавнего времени, сохранились леса и первозданная девственная тайга. И что уж говорить об их самобытной традиционной культуре, такой необычной для других народностей. Мало кто знает, что ханты и манси ещё в начале XVIII века наносили себе на наружную сторону руки или на плечо татуировки в виде парящих птиц. Они верили, что птица несёт душу умершего в «страну мёртвых». Их культура завораживает нас своей религией, верой в силу шаманов, способных через медитацию связываться с умершими людьми и миром сверхъестественных существ, почитанием сил природы и одухотворением её, культами предков, медведя … Между прочим, медвежьи игрища обских угров вызывают неизменный интерес у исследователей разных стран. Несколько лет назад японские этнографы выступили спонсорами проведения медвежьего праздника, а вскоре группа исполнителей выезжала на фольклорный фестиваль в Японию... Им это интересно, а нам?..
Культура и верования хантов и манси тесно связаны с устным народным творчеством этих народов, поэтому необходимо сохранять и помнить этот кладезь истории, в котором ещё долго можно черпать материалы для исследований. Вам когда-либо приходилось видеть их уникальную письменность или колоритные рисунки и орнаменты на одежде и обуви, которым уже более 5-6 тысяч лет, и их до сих пор не могут разгадать? Да и вообще, декоративно-прикладные жанры малых народов не подчинены законам красоты и создавались не просто как бытовые вещи, а как произведения искусства, рассказывающие о прошлом и настоящем этого края. А для того чтобы, они сохранились необходимо обеспечить условия для жизни малых народов, их традиционное единение с природой.
Конечно, если с лица земли исчезает какой-либо вид, беднее становится природная среда планеты, может нарушиться экологическое равновесие. Если исчезает народ, пропадает и его язык, а вместе с ним – присущая ему особенная духовность. Уходят в небытие его уникальная культура и исторический опыт. А ведь нам есть чему у них поучиться: способности выживать и в мороз, и в жару, и в голодное время. Все у этих народов делается с умом, добывается в определенный период и в определенном количестве, а не с избытком. Примером для этого может послужить отрывок из хантыйской сказки: " Дом пустой ветшает, ждет хозяина. В озерах рыба множится. В борах дичь и зверь плодятся. Дожидаются хозяина. Не ловить, не добывать - переведется рыба, птица и зверь от тесноты. Осиротеет земля без хозяина..." Так что нельзя просто так отвергать опыт жизни в согласии с Природой, только потому, что эти народы охотятся на зверей, потому как они после охоты мирятся с душами убитых животных и просят у них прощения, а после этого считается, что звери быстрее возрождаются на Земле.
Таким образом, опыт малых народов может оказаться незаменимым, и они готовы им с нами поделиться, ведь обским уграм свойственна щедрость, гуманность. К тому же в переводе с хантыйского языка «ханты» - это просто-напросто «человек»! А что значит это слово? Вовсе не принадлежность к какой-либо нации, религии или места проживания – на самом деле в этом заключается их отношение к себе и к другим, как к человеку. Именно об этом стихотворение Владимира Волдина:
"Всех людей мы называем ханты.
Ханты - русский, ненец и узбек,
Потому что это слово - ханты-
В переводе значит человек…»
На мой взгляд, ханты и манси - последние представители не спящей цивилизации. Они живут в природе, у них родовые земли, они относятся ко всему и общаются со всем как с живым существом. Они не занимаются преобразованием природы, не сеют и не пашут, а живут за счет даров Божьих. Они ценят каждую человеческую жизнь и берут у природы только то, в чем нуждаются насущно, прося при этом прощения, если что-то нарушают. Они во всем видят Бога и всегда чувствуют рядом Его присутствие. Мы же, в отличие от них, не всегда видим красоту окружающей природы и ценим её, а просыпаемся когда, например, влюблены, или когда душа поет, или когда идет грибной дождь и на небе радуга, или когда снег искрится, или когда первая гроза, или когда цветут сады, или когда танцует под ногами осенняя листва - мы тоже не спим в эти моменты. Но нужно заметить, что просыпаемся мы время от времени, а ханты и манси всегда чувствуют великое Божественное в окружающей их Природе, в окружающих людях.
Ещё малые северные народы интересны тем, что они живут как дети, чувствами, а не логикой (даже охотясь и занимаясь ловлей рыбы, они ведут общение с миром природы). Их эпос еще мало обработан литераторами и критиками, он еще живой, народный, из века в век, передающийся на словах, представляемый в образе. И они как раз из своего эпоса, из своих сказок прекрасно знают, что было с ними многие тысячелетия назад, как их народ жил, каких принципов придерживался, какие законы соблюдал, как чтил традиции, и зачем нужно их придерживаться - все это закреплено в повседневном быте сибирских народов.
Да, к сожалению, последнее столетие очень много переменило в их образе жизни. И не к лучшему. Вот именно поэтому нужно успеть приобщиться к знаниям обских угров, пока они тоже не превратились в глянцевые картинки.
И всё же, ещё остаются сведения о людях, которые меньше полувека назад были целым народом в Сибири, ещё остались необработанными их сказки и легенды, письменность и волшебные орнаменты. Ведь по идее, нам это должно быть всем интересно, мы могли бы прочувствовать их отношение к миру, и может быть, это перевернуло бы что-то забытое и заснувшее в нас.
Свидетельство о публикации №205112400202
С интересом прочитал Ваш очерк. Возможно, он бы и прозвучал для меня, лишь как попытка обратить внимание на судьбу малых этносов, коих было хоть и не мало, но не столь много, чтобы их слышали, но уж очень удачно и правильно Вы выбрали название очерку. Во всем Вы правы, и то, что Вы писали, касается, думаю, не только народов, о которых идет речь. Действительно, тут есть, о чем задуматься. Но... Так, или иначе, но законы цивилизации неумолимы. И прогресс нашей технократической цивилизации всегда будет иметь обратную сторону, не только в поглощении и уничтожении малых культур, но и в поглощении самого "неспящего" начала в человеке, к какой культуре бы он не принадлежал.
Я не ради спора, просто заставили задуматься. Всего доброго,
Виктор Немо 02.02.2006 04:28 Заявить о нарушении
Анна Виршилас 03.02.2006 20:28 Заявить о нарушении
Виктор Немо 09.02.2006 01:16 Заявить о нарушении
Анна Виршилас 29.08.2006 11:11 Заявить о нарушении